Рассаживаем учащихся по автобусам




Лабораторная работа №8-9

«Реализация методов математической обработки информации
средствами электронных таблиц»

 

Задание 1.

 

1. Ознакомьтесь с материалом кейса «Вероятностные модели». Определите основные черты метода Монте-Карло.

2. Проанализируйте эффективность данного способа для решения простейшей вероятностной задачи: «Определить вероятность выпадения орла (выпадения решки) при однократном бросании монеты».

3. В электронных таблицах постройте экспериментальную вычислительную модель решения данной задачи.

 

Решение:

 

1. Метод Монте-Карло базируется на использовании боль­ших серий испытаний со случайными параметрами, причем точность полученных результатов зависит от количества прове­денных опытов. Сущность метода Монте-Карло состоит в следующем: требуется найти значение а некоторой изучаемой величины. Для этого выбирают такую случайную величину Х, математическое ожидание которой равно а: М(Х)=а.

Практически же поступают так: производят n испытаний, в результате которых получают n возможных значений Х; вычисляют их среднее арифметическое и принимают x в качестве оценки (приближённого значения) a* искомого числа a:

.

Поскольку метод Монте-Карло требует проведения большого числа испытаний, его часто называют методом статистических испытаний. Теория этого метода указывает, как наиболее целесообразно выбрать случайную величину Х, как найти её возможные значения. В частности, разрабатываются способы уменьшения дисперсии используемых случайных величин, в результате чего уменьшается ошибка, допускаемая при замене искомого математического ожидания а его оценкой а*.

 

2. Требуется проанализировать эффективность метода Монте-Карло для решения простейшей вероятностной задачи: «Определить вероятность выпадения орла (выпадения решки) при однократном бросании монеты».

Рассмотрим случайную величину X, равную 0 при выпадении решки, и равную 1 при выпадении орла. Вероятности обоих значений будем считать одинаковыми. Тогда математическое ожидание M(X)=0.5*0+0.5*1=0.5, дисперсия D(X)=M(X2)-M(X) 2 =0.5*02+0.5*12 - 0.52 = 0.25 = 1/4, среднее квадратическое ожидание равно s=1/2 = 0.5. В этом случае с надёжностью g верхняя граница ошибки . Для вероятности p=0.95 t=1.96, поэтому . Это означает, что необходимо повторить порядка 10000 опытов, чтобы ошибка не превышала 1%.

 

3. Создадим файл рабочей книги Excel с именем lab8-9.xls, в котором на листе “Лист1” разместим расчетные формулы.

В ячейки A2:J11 поместим формулы вида =ЕСЛИ(СЛЧИС()>=0,5;1;0),

В ячейку C12 – формулу =СУММ(A2:J11), в ячейку C14 – формулу =C12/C13, в ячейку C15 – формулу =0,98/КОРЕНЬ(C13).

Расчетная таблица имеет вид:

В результате находим, что искомая вероятность равна 0.5 с точностью до 0.098. Следует отметить, что значения вероятности изменяются при каждом пересчете таблицы, и могут значительно отличаться от 0.5.

Задание 2.

1. Решите задачу[1] по образцу.

Экскурсионная поездка

В конце учебного года администрация школы организовала для всех желающих экскурсию и, получив информацию из классов о числе экскурсантов, заказала соответствующее количество автобусов. Зная, что в каждый автобус входит ровно 45 пассажиров, завуч по внеклассной работе уже начала было заполнять таблицу 2, но с ней заспорила классный руководитель 10 В класса. Конечно, всем ребятам из одного класса хотелось бы ехать в одном автобусе. Завуч сказала, что все равно так не получится и кому-то придется ехать в разных автобусах...

Таблица

Класс Едут на экскурсию Первый автобус Второй автобус Третий автобус
10 А        
10 Б        
10 В        
10 Г        
11 А        
11 Б        
11 В        
11 Г        

 

Давайте попробуем с помощью электронной таблицы подобрать такой вариант, чтобы было как можно меньше недовольных. Эта задача отнюдь не простая. Как вы думаете, что должно стоять в ячейках таблицы на пересечении номеров автобусов и классов? Количество человек (как это сделано в таблице 1)? Но если класс целиком садится в один автобус, оно и так нам известно.

Итак, что общего имеют между собой первый автобус и, скажем, 10 А класс? Ну конечно же 10 А класс либо едет в этом автобусе, либо нет. Стало быть, и в соответствующей ячейке должны стоять либо единица, либо нуль. А для контроля заполняемости автобуса необходимо добавить еще одну строку (табл.):

Таблица 1

Класс Едут на экскурсию Первый автобус Второй автобус Третий автобус
10 А        
10 Б        
10 В        
10 Г        
11 А        
11 Б        
11 В        
11 Г        
Итого в автобусе      

 

Можете считать, что перед вами электронная таблица, предназначенная для решения задачи об организации экскурсии. Естественно, что пересчет количества людей в автобусе производится автоматически, т.е. у этих ячеек заполнен «подвальный» этаж. А как он заполнен, вы, наверно, уже сами догадались. Выполняя лабораторную работу, вы закончите работу по рассаживанию школьников в автобусы.

Рассаживаем учащихся по автобусам

1. Заполните таблицу.

Таблица 2

  А В С D E
  Класс Едут на экскурсию Первый автобус Второй автобус Третий автобус
  10 А        
  10 Б        
  10 В        
  10 Г        
  11 А        
  11 Б        
  11 В        
  11 Г        
  Итого в автобусе      

 

2. В ячейках столбцов С, D и Е должны находиться либо 1 (единица), либо 0 (нуль), либо ничего (что аналогично нулю). Единица ставится в ячейку тогда и только тогда, когда класс, указанный в строке, целиком едет в автобусе, указанном в столбце. Обратите внимание, что при занесении чисел они прижимаются к правому краю столбца.

3. Перед тем как начинать «рассаживание» классов по автобусам, необходимо заполнить формулами нижний этаж ячеек С10, D10, Е10. Так, в ячейке С10 должна стоять формула

С2*В2 + СЗ*ВЗ + С4*В4 + С5*В5 + С6*В6 + С7*В7 + С8*В8 + С9*В9.

Это позволит в дальнейшем контролировать загрузку автобусов. Запишите нужные формулы в соответствующие ячейки. Обратите внимание, что в качестве знака умножения в формулах, записываемых в ячейки электронной таблицы, употребляется «*».

4. Ваша задача – расставить единицы и нули в таблице таким образом, чтобы в каждом автобусе ехало не более 45 человек. Выполните эту работу.

 

Составители учебника предлагают решить нам эти задачи методом подбора, используя электронную таблицу. Для реализации оптимизационных расчетов в Open Calc необходимо использовать надстройку Поиск решения с помощью команды системного меню Сервис. Модель использует целевую функцию, которая записывается в виде формулы в отдельной ячейке. Для целевой функции указывается: максимизация, минимизация или равенство фиксированному значению. В процесс поиска решения изменяются значения в указанных ячейках, соответствующие переменным, при соблюдении ограничений.


Построим математическую модель задачи. Введем переменную хij, значение которой равно 1, если i -й класс едет в j -ом автобусе, и равно 0 в противном случае. Тогда условие того, что 10 А класс может ехать только в одном автобусе выражается равенством х 11 + х 12 + х 13 = 1. Аналогично записываются равенства относительно других классов. Таким образом, получаем систему: . Обозначим число учащихся, едущих в первом автобусе через у 1, тогда у 1 = 23 х 11 + 17 х 21 + 22 х 31 + 8 х 41 + 18 х 51 + 6 х 61 +19 х 71 + 14 х81. Аналогично у 2 = 23 х 12 + 17 х 22 + 22 х 32 + 8 х 42 + 18 х 52 + 6 х 62 +19 х 72 + 14 х82 – число учащихся, едущих во втором автобусе, у 3 = 23 х 13 + 17 х 23 + 22 х 33 + 8 х 43 + 18 х 53 + 6 х 63 +19 х 73 + 14 х83 – число учащихся, едущих в третьем автобусе. Так как в каждый автобус можно посадить не более 45 человек, то у 1 ≤ 45, у 2 ≤ 45 и у 3 ≤ 45. Обозначим число всех учащихся, поместившихся в автобусы через F, тогда F = у 1 + у 2 + у 3.

Таким образом, задача состоит в определении таких значений неизвестных хij (), удовлетворяющих системе уравнений , ограничениям у 1 ≤ 45, у 2 ≤ 45 и у 3 ≤ 45, при которых достигается максимальное значение функции F = у 1 + у 2 + у 3.

 

Подготовим данные оптимизационной модели на рабочем листе. Заполните таблицу.

Таблица 3

  А В С D E F
  Класс Едут на экскурсию Первый автобус Второй автобус Третий автобус Ограничения
  10 А          
  10 Б          
  10 В          
  10 Г          
  11 А          
  11 Б          
  11 В          
  11 Г          
  Итого в автобусе          

 

Двойной рамкой в таблице выделен блок ячеек С2:E9, в котором содержатся значения переменных.

1. В ячейку F2 введите формулу = SUM(C2:E2), которая соответствует левой части равенства х 11 + х 12 + х 13 =1.

2. Скопируйте эту формулу в ячейки F3:F9.

3. В ячейку С10 введите формулу =SUMPRODUCT($B$2:$B$9;C2:C9), которая соответствует у 1.

4. Скопируйте эту формулу в ячейки D10 и E10.

5. В ячейку F10 введите формулу =SUM(C10:E10), которая соответствует целевой функции F = у 1 + у 2 + у 3.

6. В диалоговом окне Поиск решения укажите:

– Установить целевую ячейку: $F$10

– Равной: максимальному значению

– Изменяя ячейки: $C$2:$E$9

7. Для ввода ограничений, нажмите кнопку Добавить

8. В диалоговом окне Добавление ограничения для ввода первого ограничения $F$2:$F$9 = 1укажите:

– Ссылка на ячейку: $F$2:$F$9

– Раскройте кнопку списка и выберите знак =

– Ограничение: 1

9. Аналогично введите ограничения $C$2:$E$9 = двоичное и $C$10:$E$10 ≤ 45 и нажмите кнопку Ок.

10. В диалоговом окне Поиск решения нажмите кнопку Параметры, установите Линейная модель и нажмите Ок.

11. В диалоговом окне Поиск решения нажмите кнопку Выполнить. На экране диалоговое окно Результаты поиска решения в котором сообщается о результате решения. Укажите: Сохранить найденное решение и нажмите Ок, чтобы вернуться к рабочему листу. В блоке ячеек $C$2:$E$9, где хранились переменные, появится решение задачи. Приведем один из возможных вариантов ответов (табл.).

Таблица 4

Класс Едут на экскурсию Первый автобус Второй автобус Третий автобус Ограничения
10 А          
10 Б          
10 В          
10 Г          
11 А          
11 Б          
11 В          
11 Г          
Итого в автобусе          

 

Из таблицы видно, что в первом автобусе едут 10 Б, 10 Г и 11 А классы. Во втором – 10 В и 11 В, в третьем – 10 А, 11 Б и 11 Г. Из 127 желающих попасть на экскурсию всех можно разместить в три автобуса, в первом поедут 43 человека, во втором 41 и в третьем – 43.

Решение:

В файле рабочей книги Excel с именем lab8-9.xls на листе “Лист2” разместим указанные в задании расчетные формулы. Запустим “Поиск решения” с параметрами, указанными на рисунке.

В итоге получим следующее решение:

Из таблицы видно, что в первом автобусе едут 10 Б, 10 Г и 11 А классы. Во втором – 10 В и 11 В, в третьем – 10 А, 11 Б и 11 Г. Из 127 желающих попасть на экскурсию всех можно разместить в три автобуса, в первом поедут 43 человека, во втором 41 и в третьем – 43.

 

Задание 3.

Используя предыдущее решение, выполните решение данной задачи. При создании математической модели проанализируйте, как будут отличаться данные расчета и ограничения от шаблона, заявленного в предыдущем решении.

Перевозка грузов

Перед диспетчером компании «ПАНУРАЛТРАНССИБСЕРВИС» встала непростая задача. Три грузовика компании должны забрать с разных предприятий Новосибирска груз (табл.) и доставить его в Омск. Грузоподъемность каждой машины – 12 т, и хотелось бы распределить весь груз примерно поровну. Ну, быть может, допустив 100-150 кг перегрузки у какого-нибудь грузовика.

Таблица

Наименование оборудования Количество Вес одной упаковки (кг) Первый грузовик Второй грузовик Третий грузовик
Станки (штуки)          
Трубы (упаковки)          
Буровое оборудование (ящики)          
Отдел очный камень (ящики)          
Промышленные электромоторы (штуки)          
Кабель (бухты)          
Всего груза в машине (кг)        

Видимо, вы уже поняли, что и в этом случае диспетчеру поможет электронная таблица.

Как и в первой задаче, постараемся понять связь между строками и столбцами. Она похожа на то, что было в предыдущем задании, но есть и отличие. А именно вовсе необязательно грузить, например, весь кабель на одну машину. Поэтому в ячейках могут стоять не одни только нули и единицы. В данном случае связь заключается в том, сколько упаковок (штук, ящиков) груза берет конкретная автомашина.

Используя свои навыки работы с электронными таблицами, выполните задания:

1. Заполните таблицу:

Таблица

  А В С D E F
  Наименование оборудования Количество Вес одной упаковки (кг) Первый грузовик Второй грузовик Третий грузовик
  Станки (штуки)          
  Трубы (упаковки)          
  Буровое оборудование (ящики)          
  Отделочный камень (ящики)          
  Промышленные электромоторы (штуки)          
  Кабель (бухты)          
  Итого вес груза        

 

2. В столбцах D, Е и F должны находиться числа, определяющие, сколько упаковок или штук данного груза берет соответствующий грузовик.

3. Перед тем как начинать распределение груза, необходимо заполнить формулами нижний этаж ячеек D8, Е8, F8. Так, в ячейке D8 должна стоять формула C2*D2+C3*D3+C4*D4+C5*D5+C6*D6+C7*D7.

Это позволит в дальнейшем контролировать загрузку грузовиков. Запишите нужные формулы в соответствующие ячейки.

4. Кроме того, необходимо заполнить формулами «подвальный этаж» ячеек с F2 по F7, предоставляя компьютеру автоматически загружать третий грузовик теми товарами, которые не взяли первые два. Так, в ячейке F2 должна стоять формула В2 – D2 – Е2. Воспользуйтесь возможностью копирования формулы, чтобы заполнить оставшиеся ячейки с F3 по F7.

5. Ваша задача – манипулируя с числами в столбцах D и Е, так распределить товары, чтобы загрузка каждой из автомашин не превышала 12 т более чем на 100-150 кг.

 

Решение:

В файле рабочей книги Excel с именем lab8-9-2.xls на листе “Лист3” разместим указанные в задании расчетные формулы. В диалоге “Поиск решения” введем ограничения так, как показано на рисунке:

 

В ограничениях требуется, чтобы значения в изменяемых ячейках D2:E7 были целыми и не отрицательными. Загрузка каждого автомобиля не должна превышать 12150 кг – это 3-е ограничение. Так как целевая функция не определена, то потребуем, чтобы в ячейке D2 был нуль. Если бы приемлемое решение не было бы найдено, то можно было бы поменять ячейку D2 на любую другую. Запустим “Поиск решения” с параметрами, указанными на рисунке, и находим следующее решение:

 

В таблице видим, что загрузка 1 и 2 грузовика не превышает 12150 кг, загрузка 3-го меньше 12000 кг. Все грузы полностью распределены между грузовиками.


[1] Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2001. – 255с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: