Формы (источники) права.
Понятие источника права
Обычай как источник права
Судебный прецедент: понятие и виды
Нормативный договор
Юридическая доктрина
Нормативный правовой акт
Действие нормативно- правового акта во времени, в пространстве, по кругу лиц.
1.
Источники (формы) права – это способы закрепления правовых норм, придание им общеобязательной юридической силы.
В теории выделяют следующие виды источников (форм) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, договор нормативного содержания (нормативно-правовой договор), юридическая доктрина.
2.
Правовой обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени, нигде в официальных документах не записанное, но признаваемое государством.
Обычай – основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе, в условиях родового строя. Огромное значение как источника права ему отводилось в древних государствах и при феодализме. С развитием правотворческой деятельности государства обычное право в значительной части поглощается писаным, положительным правом.
Черты обычая как источника права:
Ø продолжительность существования,
Ø непрерывность применения,
Ø локальный характер,
Ø санкционирование государством.
Обычай санкционируется (признается) государством путем восприятия его судебной или административной практикой. Но если содержание обычной нормы находит свое выражение в нормативных актах, в этом случае источником права будет являться уже не обычай, а нормативный акт.
3.
Юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному делу, которое становится обязательным для решения подобных дел
Судебный (административный) прецедент – основной источник права англосаксонской правовой системы. Он представляет собой решение юрисдикционных и административных органов по конкретному юридическому делу, которое затем становится обязательным для разрешения всех аналогичных дел, возникающих в будущем, т.е. индивидуальное решение становится нормой права со всеми вытекающими признаками.
К основному достоинству судебного прецедента относится то, что он гибок и динамичен, поскольку правоприменитель способен быстрее уловить изменения, происходящие в жизни и отразить их в решении конкретного дела. Недостатками судебного прецедента являются определенный субъективизм при возникновении, невозможность привести в систему, сложность в поиске при применении.
4.
Нормативно-правовой договор – это соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанности между несколькими субъектами права
Основная характеристика нормативного договора как источника права заключается в том он представляет собой добровольное волеизъявление сторон.
Но после того, как стороны заключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым нормам. Одностороннее невыполнение условий договора влечет соответствующее наказание. В отличие от обычая, который складывается исторически, нормативный договор представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения.
Специфика нормативного договора как источника права выражается в том, что он предусматривает правила поведения, не содержащиеся в нормативных актах. В то же время эти новые правила не должны противоречить действующему законодательству.
Нормативные договоры имеют широкое распространение в международном праве (здесь это вообще основной источник права), в гражданском, трудовом и некоторых других отраслях права.
5.
Правовая (юридическая) доктрина – это система взглядов ученых правоведов изложенная в научных монографиях, комментариях к законодательству и справочной юридической литературе.
Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов имели силу источников права. В английских судах судьи также нередко использовали труды известных юристов в качестве источников права. Юридические доктрины как источники права известны индусскому и мусульманскому праву и др.
В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов в большинстве стран не выступают как непосредственные источники права, но являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны.
6.
Нормативно-правовой акт – властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Нормативный правовой акт – основной источник права романо-германской правовой системе. Это юридический акт, принятый субъектами правотворчества, направленный на урегулирование общественных отношений и содержащий нормы права. Достоинства этого источника права состоят в том, что он, более других приспособлен оперативному обновлению действующего права, позволяет осуществлять единую правовую политику в рамках всего государства, сам внутренне организован и легко приводится в систему, доступен для правоприменителя и гражданина непосредственно его реализующего, наконец, именно нормативный правовой акт в максимальной степени выражает формальную определенность права.
Система нормативных правовых актов включает в себя такие нормативные акты как конституцию, законы, кодексы, нормативные акты президента, правительства, министерств и ведомств, местных органов управления и другие.
Нормативный акт принимается в установленном процедурном порядке, имеет установленную форму и реквизиты, действует в определенном пространстве, во времени, распространяется на определенный круг лиц, может быть довольно быстро изменен.
7.
НПА действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц на которых распространяются нормы данного права.
1.1 По предмету
Принципы действия НПА по предмету определяется кругом общественных отношений, на которых распространяется нормы, содержащиеся в данном акте. С этой точки зрения НПА подразделяются:
· Общие – акты, нормы которых распространяются на все общественные отношения.
· Отраслевые – действуют на те отношения, охватываемые соответствующей отраслью права.
· Специальные
1.2 Во времени
Действие НПА во времени начинается с момента его вступления в законную силу и утраты ими юридической силы.
НПА может вступать в силу: | Утрата юридической силы происходит вследствие: |
1. Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативно-правовом акте, или в специальном сопутствующем документе. 2. Через 10 дней с момента их официального опубликования (законы и декреты Президента) 3. Со дня включения их в Национальный реестр правовых актов (указы Президента, постановления СМ и др.) 4. С момента принятия (постановления палат Парламента) или подписания. | Отмена Истечение срока действия, на который был рассчитан временный акт (его часть) Изменение обстоятельств, на которые был рассчитан нормативно-правовой акт (например, на период военных действий). |
С действием НПА во времени связанно понятием “ обратная сила закона”.
“ Обратная сила закона” означает распространение НПА на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу.
Закон обратной силы не имеет, кроме случаев:
- если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность
- если указание на это имеется в самом акте.
Переживание закона – тот случай, когда отдельный акт продолжает какое то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты ими юридической силы.
1.3 Действие НПА в пространстве означает определение территории, на которой его норы подлежат обязательному выполнению:
- на всю территорию государства
- применяются лишь на определенной части страны
- предназначаются для действия за пределами государства.
1.4 Действие НПА по кругу лиц означает их применимость к определенной категории субъектов права.
По общему правилу НПА государства действует в отношении всех лиц, находящихся на его территории. (граждан данного государства, лиц с двойным гражданством, иностранных граждан, лиц без гражданства, всех организаций, функционирующих на территории государства), за некоторыми исключениями (иностранные граждане наделенные дипломатическим иммунитетом).