Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Теории мотивации разделяются на две категории: содержательные и процессуальные.Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
Процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Эти теории не являются взаимоисключающими. Теория содержательной или процессуальной мотивации основана на использовании понятий: потребности и вознаграждения.
Мотивация трудовой деятельности, ее сила, направленность обусловливаются воздействием на человека в процессе труда различных групп внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, связанных как с самим работником, так и с субъектом управления, профессиональной группой, организационной средой и т.д. В своем сочетании факторы, влияющие на мотивацию, образуя определенную целостность, далеко не всегда равно-направленны. Они могут находиться в состоянии противоборства, антагонизма, параллельного направления воздействия и т.п.
К числу факторов, содержащих в себе стимулирующие возможности и обеспечивающих активность персонала, по меньшей мере, могут быть отнесены следующие группы (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Основные факторы, влияющие на мотивацию персонала
Рассмотрим подробнее содержание каждой из названных в схеме групп факторов.
Личностные факторы обусловлены потребностями личности и в совокупности охватывают все стороны жизнедеятельности человека и, следовательно, выходят за пределы отношений, складывающихся в организации в процессе труда и других видов деятельности.
Можно выделить следующие личностные факторы, которые опосредованно влияют на различные стороны трудового поведения и, в частности, исполнение профессионально-должностных обязанностей:
—основные ценностные ориентации личности;
—цели, которые ставит перед собой личность;
—индивидуальные свойства, влияющие на поведение личности;
—настроения, выступающие в качестве фона трудовой активности;
—трудоспособность и трудолюбие личности.
Основные ценностные ориентации определяют содержание отношений, к которым стремится и которые выстраивает вокруг себя в связи со своими потребностями и интересами личность в организации. В частности, в структуре ценностных ориентаций важное место в связи с мотивацией занимают следующие:
—ценности корпоративные, определяющие место корпоративных требований и выгод в качестве источников активности;
—ценности нравственные, определяющие содержание организационного поведения;
—ценности, определяющие отношение личности к самой себе и задающие стиль выстраиваемых личностью отношений, а также стиль ее активности;
— ценности социальные, в том числе ценности, определяющие отношения личности к различным социальным слоям общества и, в конце концов, ее общественно-политическую позицию.
“Внутренняя мотивация – единственный, самый главный фактор, связанный с новаторством, творчеством и решением проблем”, говорит Робинсон. “Вот, в чем состоит механизм действия. К сожалению, этому меньше всего уделяют внимание большинство руководителей”.
Итак, как вы заинтересовываете вашу рабочую силу? Вспомните работу, Джорджа Элтона Майо, Абрахама Маслова, Фредерика Герцберга, и Дугласа МакГрегора — или, что касается этого, Питера Грезьера, Роксана Эммерих, и Алана Робинсона. Работники хотят эффективные команды, вдохновляющих идей, возможностей, чтобы обеспечить вложения, и гарантий, что их вложения ценны для организации. Когда вы убедитесь, что все данные элементы присутствуют в профессиональной регулировке, ваши работники, скорее всего, будут работать не потому, что они должны, а потому, что сами того хотят.
“Скажем, секретарь может напечатать 15 писем в день, но организация примет 10”, говорит Грезьер. “Разница между 10 и 15 – усилие, сделанное по своему желанию. Что делает секретарь между минимумом того, что может принять организация, и максимумом того, что может сделать он / она, зависит только от отдельной личности. Что заставляет человека выполнять больше минимума?”
Ответите на этот вопрос правильно, говорит Робинсон, и вы пожнете финансовую прибыль и для вашей компании и ваших работников.
“Это благородный круговорот”, объясняет он. “Если вы сможете мотивировать ваших работников изнутри, они принесут вам больше прибыли, и вы сможете делиться с ними большим”.