Понятие «религия».
Религия (от лат. Religio - набожность, святыня) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) людей, основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Элементы религии:
- религиозное сознание
- религиозный культ
-религиозные организации
Религиозное сознание включает:
- эмоциональную составляющую
- понимание содержания вероучения (рациональная составляющая)
- интерпретация учения (теология)
Характеристики религиозного сознания:
- убежденность в сверхъестественном
- убежденность в реальности контактов с объектом религиозного поклонения
- убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества
Верование – убеждённость, эмоциональная приверженность к какой – либо идее, реальной или иллюзорной.
Культ – действия, выражающие религиозное поклонение. Религиозный культ — религиозное почитание каких-либо предметов (таких как икона, священные предметы или скульптуры, напр., Здудичский каменный крест), святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность (церемониальность).
Молитва – словесное обращение к Богу с просьбой о чём-либо.
Откровение – непосредственное волеизъявление божества.
Теология (богословие) - совокупность религиозных доктрин и учений.
Религиоведение – наука о религиях.
Функции религии:
- регулятивная
- мировоззренческая
- компенсаторная (снятие напряжения)
- коммуникативная
- воспитательная
- интегративная
- культурная
Церковь
Церковь:
1) Специфическое для христианства сообщество верующих, в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в таинствах.
2) Христианский храм.
3) Организация последователей той или иной религии.
Типы религиозных организаций:
1) Церковь – тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими.
Пример: Римская католическая церковь, Русская православная церковь.
2) Деноминация - тип религиозной организации с высокой системой централизации и иерархическим признаком управления, построенный на принципе добровольности, постоянства и контролируемости её членов.
Пример: Методизм.
Деномина́ция (от лат. denominátio — «переименова́ние») — понятие в религиоведении, обозначающее разновидность религиозной организации, находящейся в стадии становления, религиозного оформления. В зависимости от характера образования и тенденции эволюции деноминация занимает промежуточное положение между церквью и сектой. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом.Впервые понятие введено американским богословом Х. Р. Нибуром в книге «Социальные истоки деноминационализма» («The social sources of denominationalism»).
От церкви деноминация заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма по отношению к государству и обществу, признает возможность духовного возрождения для любого верующего человека.С сектой же её сближает относительно небольшой возраст существования, преимущественный упор на религиозной деятельности, в вероучении наличие качественных отличий от традиционных церквей и противопоставление себя им, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.
Как правило, неспециалистами слово деноминация используется в качестве синонима слова конфессия.
3) Секта - религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви в результате изменения вероучения или культа.
Пример: Свидетели Иеговы.
4) Культ – тип религиозной организации, созданный на основе объединения приверженцев какой-либо личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя божественных качеств (харизмы).
Пример: Церковь Единения.
Конфессия.
Конфессия - особенность вероиспове́дания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии.
Хотя конфессиональное деление присуще всякой религии, сам термин «конфессия», используется религиоведами практически только для различения исповеданий в христианстве.
Широко распространено мнение, что христианство делится на три конфессии — Православие, Католицизм и Протестантизм.
Протестантизму, помимо действительно Протестантских церквей (Лютеранство, Англиканство, Кальвинизм), отделившихся от Римской католической церкви во времена Реформации и сохраняющих основные признаки традиционной церковности, относят и течения отделившиеся от самого Протестантизма, такие как Баптизм, Адвентизм, Пятидесятничество и другие течения, радикально поменявшие протестантское вероисповедание и которые было бы уместнее назвать неопротестантскими.
Относящие себя к Католицизму Старокатолики и другие группы называющие себя католическими, не признаются таковыми Римской католической церковью, поскольку основной признак Католицизма в признании папы Римского главою церкви.
К Православию себя относят две разные группы церквей, одинаково называющих себя православными - дохалкидонские Древневосточные православные церкви и халкидонские Восточные православные церкви византийской традиции. При этом взаимоотношения между ними варьируют от взаимопризнания, до обвинений в ересях.
Кроме того, в такую трехчастную схему совершенно не вписывается Ассирийская церковь Востока, единственная церковь исповедующая Несторианство, а стало быть, в своем лице являющая отдельную христианскую конфессию.
Примеры конфессий:
Христианство: православие, католицизм, протестантизм.
Иудаизм: ортодоксальный иудаизм, хасидизм, иудаизм реформаторский.
Ислам: суннизм, шиизм, ваххабизм.
На основе махаянских представлений[44] буддизм часто делят на Хинаяну («Малую колесницу») и Махаяну («Великую колесницу»)[45], отдельно от последней также часто выделяют Ваджраяну («Алмазную колесницу»)
Хинаяна (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») — колесница, последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого последователя.
Главными «опорами» махаянской традиции являются праджня (интуитивная мудрость) и каруна или сострадание[71][72]. С помощью каруны и искусных средств или упай[72] реализуется учение о бодхичитте, подразумевающее стремление к собственному пробуждению «на благо всех живых существ»[73]. Спасение всех без исключения живых существ подразумевает безграничную любовь и сострадание к ним или махакаруну, что воплощается в бодхисаттве — существе, который дал обет отказаться от индивидуального достижения нирваны до тех пор, пока он не поможет всем существам освободиться от страданий[
Ваджраяна является тантрическим направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V веке нашей эры. Практика в системе ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации учителя. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считается тайная мантра. Другими методами являются йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, мудры и почитание гуру.
Первобытные формы религий.
1) Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) - вера в существование душ и духов.
2) Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман) - культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами.
3) Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами)
4) Магия (от греч. mageia - колдовство, волшебство) - обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы
5) Шаманизм (от эвенкийск. шаман, саман — возбужденный, исступленный человек) - ранняя форма религии, основывается на представлении об общении шамана с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен).
6) Табу (полинезийск.)- в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.
Элементы первобытных религий сохранились в наше время в виде суеверий.