Цель: закрепить понимание предлогов на и под; активизировать словарь по теме.
Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.
Взрослый просит ребенка показать, сказать, что он видит НА елке, а что или кого ПОД елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.
Сложи елочку»
Цель: научить правильно выкладывать елочку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.
Оборудование: три треугольника разного размера.
Ход: ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Отвечает на вопросы: Какой сначала? (большой). Какой потом? (поменьше). Какой будет у тебя вверху? (самый маленький)
В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки, ствол, чем украшают елку к Новому году?)
Тема: домашние птицы
Птичий двор»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме
Оборудование: игрушечные петух, курица, цыплята; кирпичики.
Ход: взрослый строит забор из кирпичиков, ребенок помогает. Потом выполняет действия с петухом: «Взлетел на забор, закричал: «Ку-ка-ре-ку!» и т.д.
Ребенка привлекают к игре:
- Что есть у петуха? (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что он умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, пить)
Затем появляются курица и цыпленок. Их тоже рассматривают, беседуют об их внешнем виде, повадках, названиях частей тела. Побуждают ребенка к звукоподражанию (ко-ко, цып-цып).
Кто как кричит»
Цель: научить ребенка узнавать животное по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: мяч.
Взрослый воспроизводит звуки, характерные для петуха, курицы, цыпленка и бросает мяч ребенку.
|
Тот называет эту птичку и возвращает мяч взрослому.
Один – много»
Цель: научить образовывать существительные множественном числа (с названиями домашних птиц).
Оборудование: мяч
Ход: взрослый называет птицу в ед. числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет во множественном числе и возвращает мяч.
Петух – петухи
Курица – курицы
Цыпленок – цыплята
Угадай, кто это?»
Цель: активизировать словарь по теме
Оборудование: картинки с изображением домашних птиц.
Ход: взрослый просит ребенка отгадать загадки. Если ребенок отгадал правильно, взрослый показывает картинку-отгадку.
- Кудах-тах-тах
Снеслась в кустах. (Курица)
- Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу! (Петух)
- Пить-пить-пить
Воды попить (цыпленок)
Кто где спрятался?»
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.
Оборудование: игрушка – курочка.
Ход: взрослый прячет курочку под стол, под кровать, за дверь, около шкафа и т.д. После того, как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: куда спряталась курочка? (под стол)
Правильно, под стол. Курочка под столом. Взрослый выделяет предлог голосом. Затем предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизируя речь ребенка вопросом «Куда ты спрятал курочку?»
Разрезная картинка»
Цель: формировать целостное восприятие предмета, активизировать словарь по теме.
Оборудование: разрезная картинка «яйцо» (2 горизонтальных разреза).
Ход: игра проводится после знакомства со сказкой «Курочка Ряба».
Воспитатель:
- Что получилось? Какого цвета яйцо? Как можно назвать ласково? Кто снес яйцо? И т.д.
|
Тема: дикие животные
Давай познакомимся?»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме.
Оборудование: игрушка (дик.жив.) и волшебный мешочек.
Ход: взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Достает зайца (медведя) и беседует о нем:
Кто это? Покажи спинку, хвост, голову, уши. Какого цвета шерсть? Как он двигается? Чем питается? Как зовут его детенышей? Где живет?
В конце игры взрослый объясняет, что волк, лиса, заяц, медведь – дикие животные, они живут в лесу, никто о них не заботится.
Помоги маме найти деток»
Цель: закрепить словарь существительных по теме; формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки диких животных и их детенышей.
Ход: взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе оставляет изображения взрослых животных.
Взрослый показывает ребенку картинку и говорит: «Зайка плачет, потерял своих детенышей. Кто его дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку, называет ее.
Угадай, кто это?»
Цель: активизировать словарь по теме
Оборудование: картинки с изображением диких животных.
Ход: взрослый предлагает ребенку отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка-отгадка.
- Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий.
- Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный.
- Хитрая, пушистая, рыжая, проворная.
Маленький, длинноухий, пугливый.
Один – много»
(с названиями диких животных и их детенышей)
|
Заяц – зайцы
Лиса – лисы
Волк – волки
Медведь – медведи
Зайчонок – зайчата
Лисенок – лисята
Волчонок – волчата и т.д.
Лисьи прятки»
Цель: упражнять в употреблении предлога «за».
Оборудование: игрушечные деревья, пенек, лисенок.
Ход: взрослый предлагает ребенку спрятать лисенка за дерево, за домик, за пенек.
- Куда ты спрятал лисенка?
Аналогично проводится с другими животными.
Кто чем питается?»
Цель: закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.
Оборудование: картинки или игрушки диких животных и продуктов питания.
Картинки раскладываются на столе. Взрослый показывает игрушку животного и спрашивает: Чем питается медведь?
В зависимости от уровня речевого развития, ребенок отвечает одним словом (малиной) или предложением (медведь питается медом, рыбой…)
В лесу»
Цель: научить выкладывать большие и маленькие елки из треугольников, закрепляя понятие данной геометрической фигуры; активизировать речь во время и после выполнения работы.
Оборудование: большие и маленькие зеленые треугольники из картона.
Ход: ребенок по образцу взрослого выкладывает большие и маленькие елочки из 3-х треугольников. Все действия комментируются: обговаривается размер и количество треугольников. После выполнения работы взрослый активизирует речь ребенка вопросами:
- Что у нас получилось? (Лес). Какие деревья растут в лесу? Какого они цвета? Кто живет в лесу? Как называются их детеныши.
Тема: весна, кораблик
Что бывает весной?»
Цель: закрепить понятие о весенних растениях, активизировать словарь по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением сезонных явлений. Ребенок сам выбирает картинки с весенними явлениями и называет их (светит солнышко, зеленеет травка и т д.)
Кораблик»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: бумажный лист для изготовления лодочки.
Игра проводится на прогулке, весенним днем. Сначала идет наблюдение за весенними явлениями: тает снег, образуется вода, появляются проталины. Пускают лодочку по воде. Чтение стихотворения А.Барто
«Кораблик»
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
Прокати, капитан!
Назови ласково»
(с существительными по теме)
Снег – снежок
Вода – водичка
Ручей – ручеек
Солнце – солнышко
Лодка – лодочка
Корабль – кораблик
Разрезная картинка»
Цель: научить складывать картинку из 4-х частей, активизировать речь.
Оборудование: разрезная картинка «лодочка с парусом» (разрез по диагонали).
Взрослый предлагает ребенку сложить картинку. Во время работы и после необходимо активизировать речь ребенка вопросами.
Тема: транспорт
Чудесный мешочек»
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: несколько грузовых и легковых машин, различающихся по внешнему виду в мешке.
Ход: взрослый по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает внешний вид машины (грузовик, гоночная, цвет, материал, назначение).
Уточняются названия частей машины и их окраска, форма.
Взрослый знакомит детей с обобщением: грузовые машины перевозят грузы, а легковые – людей.
Покатаем игрушки»
Цель: активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов.
Оборудование: большая грузовая машина, игрушечные пассажиры (кукла, мишка и др.)
Ход: взрослый предлагает ребенку покатать в машине игрушки. Уточняется название частей машины, их цвет,форма.
Ребенок усаживает «пассажиров» и катает их. Взрослый задает вопросы:
- Кто едет в машине?
- Что делает кукла?
Затем он просит повозить машину около стола, у шкафа, за дверью и т.д.
Один – много»
(с существительными по теме)
Машина – машины. Грузовик – грузовики. Колесо – колеса. Кабина – кабины. Фара – фары. Груз – грузы и т.д.
Где сейчас машина?»
Цель: учить понимать предложные конструкции.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах.
Ход: взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту и т.д.