Исследование слуха шепотной речью
При проведении исследования одно ухо пациента обращено к врачу, которого он не должен видеть. Другое ухо закрывают. При нормальном слухе произносимые слова слышны на расстоянии не менее 5-6 м. В случае резкого снижения слуха для исследования используют разговорную речь или даже крик (для каждого уха в отдельности). При исследовании пациента учитывают словарный запас пациента в соответствии с возрастом.
Исследование слуха камертонами
Данную методику применяют у детей старшего возраста и у взрослых. Обычно достаточно иметь 2-3 камертона (128, 2048 и 4096 колебаний в 1 с), а не весь набор, в который входит 8 камертонов (С32, С64, С128, С256, С512, С1024, С2048, С4096). Чтобы определить локализацию поражения звукового анализатора (звукопроводящего или звуковоспринимающего его отдела), следует проделать ряд опытов.
Для сравнения продолжительности восприятия звука камертона через воздух и кость, т.е. выявление воздушной и костной проводимости (проба Ринне), ножку приведенного в колебание камертона С128 ставят на сосцевидный отросток и определяют продолжительность восприятия звука. Как только обследуемый перестает слышать звук камертона, его приближают к слуховому проходу. Поскольку в норме воздушная проводимость продолжительнее костной, звук через воздух еще слышен (проба Ринне положительная). Если продолжительность восприятия звука через кость (костная проводимость) больше, чем через воздух (воздушная проводимость), это свидетельствует о поражении звукопроводящего аппарата (проба Ринне отрицательная). При заболеваниях звукопроводящего отдела (серная пробка, средний отит) снижается лишь воздушная проводимость. Заболевания звуковоспринимающего отдела звукового анализатора приводят к нарушению и костной, и воздушной проводимости.
Определение латерализации звука (проба Вебера). В норме звук передается одинаково на оба уха, ощущается во всей голове. Его латерализацию вправо или влево можно использовать для дифференциальной диагностики поражений среднего и внутреннего уха. При пробе Вебера ножку приведенного в колебание камертона С128 ставят на темя. Поскольку звукопроводимость в оба уха одинакова, в норме звук ощущается в голове или обоих ушах. Если одно ухо закрыто, звук в нем будет слышен сильнее (латерализация). При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата звук латерализован в сторону больного уха, звуковоспринимающего аппарата – в сторону здорового. Это объясняется тем, что при одностороннем поражении звукопроводящего аппарата извне в ухо попадает меньше звуков, а поток распространения звуковых волн из уха затруднен, поэтому звук камертона будет слышен лучше (резонанс). При одностороннем поражении звуковоспринимающего аппарата имеет значение лишь функция нервной ткани, поэтому восприятие здоровым ухом будет сильнее.
Определение костной проводимости (проба Швабаха). В норме продолжительность костной проводимости составляет примерно 18—20 с. Если при сравнении продолжительности костной проводимости пораженного и здорового уха соотношение нарушается, это служит доказательством поражения кохлеарного аппарата. При исследовании ножку приведенного в колебание камертона С128 вначале ставят на темя нормально слышащему человеку, а затем обследуемому.
Полученные Данные Сравнивают. При нарушении звукопроводящего аппарата костная проводимость удлиняется, звуковоспринимающего – укорачивается.
Определение подвижности лабиринтных окон (проба Желле). В норме при подвижности лабиринтных окон восприятие звука при изменении давления в наружном слуховом проходе меняется. Если камертон С128 поставить к темени или сосцевидному отростку и в это время.сгущать или разрежать воздух в наружном слуховом проходе с помощью резинового баллона или пальцем, то восприятие звучания камертона будет попеременно улучшаться и ухудшаться (проба Желле положительная). В случае неподвижности лабиринтных окон (например, при отосклерозе, травмах) звук при изменении давления в наружном слуховом проходе не меняется (проба Желле отрицательная).
При исследовании уха звучащими камертонами их следует поочередно то отдалять, то приближать к уху, чтобы исключить быстро утомляющую монотонность. Для более точного исследования слуха пользуются набором камертонов, составляют кривые, характеризующие состояние слуха, проводят исследование с помощью аудиометра и ультразвука. Поскольку нарушение слуха может быть обусловлено не только поражением звукового анализатора, но и общими заболеваниями, целесообразно проводить комплексное обследование с участием педиатра (терапевта), логопеда, психоневролога, что позволяет получить более достоверные данные о состоянии слуховой функции.
Аудиометрия
Измерение остроты слуха аудиометром проводят в помещении, изолированном от внешних звуков. Используют телефон воздушной и костной проводимости, который проводит звуки к уху. Усиливая громкость, определяют порог звукового восприятия (момент, когда обследуемый начинает слышать звуки). Изучают воздушную и костную проводимость. Полученные данные позволяют построить график, на котором звуковые частоты отложены по вертикали, а интенсивность звука — по горизонтали, т.е. получить представление о состоянии слуха у обследуемого (аудиограмма).
В настоящее время, кроме пороговой, проводят надпороговую аудиометрию (определение реакции на надпороговые раздражители), определение рекрюимента (выравнивания громкости), исследуют слух с помощью речи, ультразвука. Указанные методы дополняют друг друга при уточнении диагноза, для определения локализации поражения кохлеарного анализатора, при подборе слухового аппарата, оценке результатов лечения.