О хранении чистоты совести




"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни" (Притчи 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.

Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полному очищению совести. Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве крещения, а потом - в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека "от мертвых дел" (Ев. 9:14). Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам.

Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений. "Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят". Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека. В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников). Наконец, чистая совесть, есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства Небесного!

"Не величие власти," - рассуждает св. Иоанн Златоуст, - "не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести."

Народные пословицы.

Свобода выбора:

" Жизнь дана на добрые дела.

Вольному воля, спасенному рай.

Как ни живи, только Бога не гневи.

Ангел помогает, а бес подстрекает.

По течению только дохлая рыба плывет.

Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.

Худые дела не доведут до добра.

Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Совесть не повесть - в архив не сдашь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

Угрызения совести:

У каждого плода свои семена.

Каков строитель, такова и обитель.

Без причины нет кручины.

Верно-то верно, а все-таки скверно.

Погодка прекрасная, да думка ненастная.

Злая совесть стоит палача.

Кривой зеркала не любит. Правда, как оса, лезет в глаза.

Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

О покаянии:

Есть слезы - есть и совесть.

Упавшего не считай за пропавшего.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

И конь спотыкается, да поправляется.

Признание - половина исправления.

Кайся, да опять за то не принимайся.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Умел грешить - умей каяться.

Сумел завязать, сумей и развязать.

Ошибся, что ушибся, вперед наука.

Простота, чистота, правота - наилучшая лепота.

В простых сердцах Бог почивает.

О лицемерах:

Что лживо, то и гнило.

На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.

Глаза лучистые, да мысли нечистые.

Речами тих, да сердцем лих.

Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.

Последний Суд:

Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.

Грех не смех, когда придет смерть.

Жил грешно и умер смешно.

После смерти поздно каяться.

Шила в мешке не утаишь.

Грехи любезны доводят до бездны.

Не грешна, так и смерть не страшна.

Добрый конец - всему делу венец.

Совесть

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель.

О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья!

СОВЕСТЬ

Голос Божий в человеке

Архимандрит Александр (Милеант)

Добродетель

 

Мы под именем добродетели подразумеваем свободное, сознательное, искреннее и постоянное исполнение нравственного закона Божия. По духу учения и примеру жизни Иисуса Христа подобное добродетельное состояние возможно приобрести только при помощи Божественной благодати, которая дается христианам в таинствах.

Преосвященный епископ Феофан в своей книге «Начертание христианского нравоучения» следующим образом раскрывает учение о добродетели, как о добром поведении, « Доброе расположение, - говорит он, - есть чувство и любовь к известного рода добрым делам, лежащее в основании их. Смирение, например, называется добродетелью, но оно не есть какое-нибудь определённое дело, а есть пребывающее в сердце расположение, виднее во всех смиренных делах, - терпение, кротость, бескорыстие, послушание называются добродетелями, но они не являются определёнными делами, а являются чем-то скрытым, лежащим в основании их, чем-то постоянно пребывающее в сердце, внедрённое в него, а именно - непрестанная любовь к этим делам. Эти добрые расположения и есть добродетели. Но тот безгневен, кто бранит своего обидчика, тот, кто в сердце своём к нему имеет беззлобие. Вера не есть аера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, но есть лицемерие, смирение не есть смирение, но есть притворство - когда не в сердце, дружба не дружба, когда внешне только является, а в сердце не имеет места».

Добродетель имеет величайшую для нас важность исоставляет необходимейшую обязанность. Бог для того только и сотворил человека, что бы он преуспевал в добродетели и совершенстве. Без добродетели нет и не может быть истинного счастья в жизни общественной, ни в жизни семейной, ни в жизни частной. Это служит верным залогом, если не всегда безболезненной, то всегда мирной и непостыдной христианской кончины.

Чтобы добродетель могла соответствовать высокому своему достоинству, для этого она должна иметь свои необходимые свойства.

 

Свойства христианской добродетели следующие:

 

1. Свобода. Только те действия человека могут быть призваны нравственно-добрыми, которые совершаются им свободно по определённой любви к Богу и ближним. Нравственный Евангельский закон не принуждает, а убеждает людей жить добродетельно. Поэтому, где замечается принуждение, там нет истинной христианской добродетели, а только может быть приготовление или приближение к ней.

2. Постоянство. Естественные стремления человека к добру и случайные отдельные добрые дела, не составляют ещё христианской добродетели, которая должна быть непрерывным и постоянным стремлением души жить в Иисусе Христе и стараться исполнять Евангельский закон, А так как жизнь в Иисусе Христе состоит из великих нравственных подвигов самоотречения, смирения и любви, то для укрепления в христианской добродетели необходимо пламенно молить Бога, что бы Он помог преодолеть все мирские соблазны и переносить испытания и скорби, которые встретятся на пути к нравственному усовершенствованию.

«Братия мои, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем» /1 Коринфянам 15;58/

3. Исполнение всего нравственного закона Божия, - а не тех или других отдельных добрых дел. Это свойство христианской добродетели вытекает из основного начала христианской нравственности - справедливой любви к Богу и к ближним, и есть цель., к которой христианин должен стремиться всю земную жизнь всеми силами своей души при помощи благодати Святого Духа «Будьте совершенны, как совершен Отец наш небесный» /Мф. 5;48/

4.Сознательность. Добродетель есть христианское сознательное стремление к добру. Это значит, что христианин, совершая доброе дело, осознаёт, что это дело не только его собственной личности, но и содействующей ему силы божественной.

Будучи одной по существу, добродетель имеет разные виды, которые различаются по предметам, проявлениям, по лицам и другим отношениям. Добродетель действительно одна, если иметь в виду свойство действующей воли, единства закона и единство характера, вырабатываемого нравственной добродетелью. Но добродетелей много, если учитывать множество предметов, на которые направляется человеческая нравственная деятельность, множество сторон в этой деятельности, переживаемых человеком в своём нравственном усовершенствовании.

Из многих видов добродетели Слово Божие и Церковь особенно различает главные и необходимейшие. Это:

Вера, надежда и любовь

Эти добродетели называются богословскими, потому что обращены к Самому Богу. От них происходят и с ними развиваются все другие христианские добродетели.

Таковы: молитва, пост, милостыня, так же мудрость, справедливость, мужество, воздержание и вообще все добродетели христианские в нравственном Законе Божием и в учении Христа и Апостолов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: