Житие Иринарха Ростовского 3 глава




А самъ князь возвратися к Вологде со всею ратию, и поиде на казаки, что онѣ плѣнятъ Вологотской уѣздъ и Бѣлоезерской. И онъ ихъ начатъ гонити Божиею милостию и старцовою — Илинарховою — молитвою и благословениемъ, и они от него побѣжали на Бѣлоезеро. И онъ посла за ними посылку, и они побѣжали на Углечь, и стояли 2 недѣли, и онъ послал под них посылки, и казаковъ гонили Божиею милостию и старцовою молитвою.

О приходе князя ко старцу. И онъ посла ратных людей под Москву, а самъ прииде ко страстотерпцом Христовымъ Борису и Глѣбу молитися и у старца Илинарха благословитися. И взя сам князь Борисъ у старца благословение, и поиде к Москве со всею ратию, и тамо ихъ переималъ и приведе ко государю.[90] И бысть радость велия, что Богъ подалъ милость свою, и заступлениемъ и молитвами Пречистыя Богородицы и московских чюдотворцевъ, и слезами, и молениемъ, и благословением Илинарховым, что раззорился казачей злой совѣтъ, и плѣнение, и грабежъ по дорогамъ.

И оттоле бысть от них тишина, а старецъ беспрестани Бога моля, и слезы ко слезам прилагая, и постъ къ посту, и милостыню творя, и странных приимая, и бѣдным помогая, обидимыхъ от силных взимая.

Добро есть тайна царева таити, а дѣла Божия ясно проповѣдати, старца и страдальца и затворника Илинарха при животѣ его о чудесѣхъ Божиих молитвами его.

Чюдо первое. О изгнании нечистого духа изо отрока. Нѣкто християнинъ села Давыдова именем Иосифъ приведе сына своего, бѣсом ержима, и нача пред старцом плакати и рече: «Помоги нашему невѣрию!» И отвѣщавъ ему старецъ: «Духъ нечистый ничѣмъ не изыдет, токмо молитвою и постом изгнанъ будет».[91] И возложи старецъ Илинархъ на отрока крестъ свой честный, и пребысть отрокъ со отцем своим в монастырѣ недѣлю, и изыде из него бѣсъ. И старецъ отпусти отрока со отцем его в домъ свой, и приидоша в дом свой радуяся.

Чюдо 2. Нѣкто християнинъ именем Андрей села Вощажникова деревни Розбитухи одержим бысть нечистым духомъ, и пребысть в том недуге 10 лѣтъ. И приведе сынъ его Козма ко старцу Илинарху. И старецъ возложи на него крестъ свой честный. И онъ побѣжа от старца на город и по хоромам. И цѣловальникъ Афонасей приведе его ко старцу, и пришед, поклонился пред старцем. И отвѣща ему старец: «Не бойся, Андрей!» И прииде ученикъ — старецъ Александръ, и взя Андрея, и возложилъ на него ужище желѣзное старцово, и приведе его ко Спасову образу и Пречистѣй Богородицѣ, и в той час бысть здравъ. И рече ему тихимъ словомъ: «Не бойся, Андрей». И онъ поклонился образу Спасову, и пребысть у старца 10 дней, и отиде в дом свой радуяся.

Чюдо 3. О сыне боярском. Нѣкто сынъ боярской, именемъ Матфей Тюхменевъ, пребысть въ монастырѣ воеводою и в то время одержим бысть нечистымъ духомъ. А в то же время шелъ из Суждаля пан Лисовской.[92] И прииде ко старцу Илинарху и начат вопити нечистым духомъ: «О горѣ мнѣ, яко хотят мя жива во адъ волочи!» И иное нелѣпое глаголаше. И ужасашеся его братия и ратныя люди. Старецъ же Илинархъ возложилъ на него крестъ свой честный, и привяза его ко ужищу своему, и приставил два человѣка ратныхъ к нему. И пребысть всю нощь без сна, и на утро посла его к обѣдне молитися, и прииде от обѣдни здравъ, и нача глаголати со старцем цѣлым разумом. И заповѣда ему старецъ всю недѣлю поститися: ни мяса ясти, ни пива, ни вина пити. Онъ же приятъ от старца заповѣдь с радостию и бысть исцѣленъ от нечистаго духа молитвою старца Илинарха.

Чюдо 4. Нѣкто християнинъ именемъ Никифоръ по прозвищу Коряевской одержим бысть нечистымъ духом и начат на монастырѣ вопити великим гласомъ. И услышаша братия, и дѣтеныши служебницы збѣжашаси к нему, и бысть въ монастырѣ молва велика. И рече старецъ Илинархъ ученику своему Александру: «Что на монастырѣ молва велия?» И отвѣща ученики: «Никифоръ с ума ссшелъ». И повелѣ старцу взяти к себѣ в келлию, и поиде ученикъ, и взя Никифора въ келию, и повелѣ старецъ Илинархъ возложити на него крестъ свой честный и привязати к огрядкѣ. И ученикъ старецъ Александръ, сотвори по словеси старцеву: возложилъ на него крестъ честный свой. И пребысть в томъ единъ часъ, и повелѣ старецъ Илинархъ сняти съ него честный крестъ и ужище, и повелѣ ему лещи на своемъ мѣстѣ. Онъ же спа всю нощь кротце, и на утрие воставъ, и бысть здравъ Божиею помощию и молитвою старца Илинарха, и отиде здравъ.

Чюдо 5. О исцѣлѣвшемъ отроке. Нѣкто отрокъ села Сущева именемъ Анкидин бысть одержимъ нечистым духомъ, и приидоша родители его ко старцу. Старецъ же Илинаръ возложи на него крестъ честный свой, и повелѣ ему молитися день и нощь. И Господь Богъ исцѣли его молитвою старца Илинарха, и пребысть у старца 3 недели, и бысть здравъ, и отиде в домъ свой радуяся.

Чюдо 6. О исцѣлении главою. Нѣкто сынъ боярской Симеонъ Романовъ[93] боленъ бысть главою, и лежаше на одрѣ своем много дьней, и присла гостя именем Григория Чеполосова ко старцу Илинарху по благословение, чтобы пожаловалъ — далъ крестъ свой честный. И старецъ посла честный крестъ свой и просвиру, и благословение. И Симеонъ Романов честный крестъ старцовъ восприятъ и благословение и просвиру съ радостию великою, и пѣвъ молебен, и кропися водою, и бысть здравъ. И оттолѣ нача ко старцу Илинарху любовь велию къ нему имѣти.

Чюдо 7. О исцѣлевшей женѣ очною болѣзнею. Нѣкто християнинъ именем Феодоръ села Новаго на рѣкѣ на Сарѣ, и бысть у него жена очима больна годичное время. И прииде Феодоръ ко старцу по честный крестъ, и старецъ Илинархъ даде крестъ честный. Онъ же прииде в дом свой и пѣвъ молебен, и окропиша водою, и бысть она въ третий день здрава. И привезе крестъ честный ко старцу, и повѣда исцѣление свое. И старецъ отвѣщавъ: «Богъ исцѣлилъ по вѣрѣ ея».

Чюдо 8. И о исцѣлении бѣсныя жены града Углеча. Нѣкто священникъ именем Григорий, Пятницкой словетъ, и прииде ко старцу по благословение. И старецъ благослови его честнымъ крестомъ. Онъ же отиде въ домъ свой, и пѣвъ пѣние в трапезѣ, и в то время прииде к нему жена бѣсом одержима, и начат вопити. Онъ же осѣни ея крестомъ, она же умолча, и священникъ вторицею и третицею осѣни ея крестомъ по благословению старца Илинарха. Она же прииде ко священнику, и поклонися ему, и рекла: «Егда ты крестомъ честнымъ осѣняеши мя, — а бѣси вси ис трапезы избѣгаху». И в той часъ Богъ исцѣли ея молитвою старца Илинарха, и бысть здрава. И священникъ приѣхавъ ко старцу, и повѣда о исцѣлении жены тоя, и старецъ заповѣда ему никому повѣдати, дондеже въ животѣ своемъ.

Чюдо 9. О исцѣлѣвшей женѣ очною болѣзнию. Нѣкто подъячей в Москвѣ, именемъ Петръ Лошаковъ — и бысть у него жена болна зѣло. Онъ же присла ко старцу Илинарху по крестъ честный. Старецъ же далъ крестъ честный свой. И пѣвъ молебенъ и освятивъ воду с честнаго креста старцева, и егда окропиша водою, и в том часѣ бысть здрава. И оттолѣ нача ко старцу Илинарху имѣти вѣру и любовь и з женою, и присла честный крестъ.

А чюдеса Богъ прослави своего страдалца при животѣ старца Илинарха, и Богъ его молитвами болныхъ и бѣсных исцѣляетъ. И кого благословлял — и тѣ вси человѣцы от его благословения жиша во благочестии, и домы ихъ неоскудны пребыша молитвами святаго.

Еже исперва писано о рождении и о житии, и изъ мира о отшествии в монашеский чин, о трудѣхъ его, и о терпѣнии, и о изгнании, и о постѣ, и о молитвѣ, и о пророчестви, и о видѣнии, и о глаголании, и о благословении, и о чюдесѣхъ — и повелѣ ми вся сия по преставлении своемъ написати, а святѣй церкви Божии предати чтущимъ и послушающим на ползу души и на исправление добрыхъ дѣлъ в славу и честь Святѣй Троицѣ — Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и Пречистѣй Богородице. Мнѣ же о семъ въ велицѣмъ удивлении бывшу. Аминь.

О преставлении старца Илинарха. Сей мужь преподобный и многострадальный Илинархъ призва насъ, учениковъ своихъ, и рече намъ:[94] «Братия моя и спостницы! Молю васъ убо: се нынѣ отхожду от жизни сея ко Господу Богу моему. Да молите за мя Бога и Пречистую Богородицу да по преставлении и разлучении моемъ, дабы взята была милостивыми аггели душа моя, да избѣгну азъ сѣтей вражиихъ и от воздушных мытарствъ святыми вашими молитвами, понеже грѣшенъ есмъ. А вы, господие мои, пребудите после мене въ постѣ, и в молитвѣ, и в трудѣхъ, въ пощениихъ, и во бдѣниихъ, в слезах, еще в любви между собою без роптания, в послушании, и в покорении. Писано бо есть: „Блажении нищии духом, яко тѣхъ есть Царство Небесное. Блажении плачющии, яко тии утѣшатся. Блажении кротцыи, яко тии наслѣдятъ землю. Блажении алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени милостивии, яко тии помиловани будутъ. Блажени чистии сердцемъ, яко тии Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тѣх есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изжденутъ, и рекут всяк зол глаголъ на вас лжуще имени моего ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небѣсѣхъ”».[95] И иная многая старецъ наказавъ учениковъ своихъ и поучивъ, еже ко спасению. Ученики же, видѣша старца въ послѣднем издыхании, быша въ велицѣ умилении, и в сѣтовании, и въ слезахъ многихъ, и рекоша: «О добрый нашъ пастырю и учителю! Се уже нынѣ молимъ тя въ послѣднемъ издыхании на кончинѣ вѣка: и нынѣ къ кому прибѣгнемъ, и от кого насладимся медоточныхъ словес учения, и кто попечется о наших грѣшных душах? Но молимъ тя, угодниче Спасовъ, аще обрящеши пред Богомъ милость по отшествии своем от жизни сея, моли о насъ неослабно Бога и Пречистую Богородицу, якож годе твоей святыни, понеже тебѣ вся наша тайная страдания извѣстна». И рече старецъ Илинархъ учеником своим: «Азъ отхожу от вас тѣлом, а духом — с вами есмь неразлучно». И еще к тому проглагола: «Аще кто начнет обидѣти васъ или наступати на сию мою обитель, свыше данную от Бога, искупленую по упрошению игумена и братии, ино имъ судит Богъ и Мати Божия». И давъ учеником прощение и о Христѣ послѣднее цѣлование, и став на молитве, и помолився на многъ часъ: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Помилуй мя, грѣшнаго, избави, Господи Боже мой, грѣшную мою душу от рукъ князь и властей миродержателей и тмы; по воздуху преддержат вся моя грѣхи написана дневная, и нощная, во свитцѣхъ. Посли, Господи, милость свою и заглади, Господи, рукописание ихъ молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, и святыя великомученицы Екатерины,[96] и всѣх святых. И мою, Господи, душу приими, яко благословенъ еси вовѣки. Аминь».

И отиде къ Богу въ вѣчный покой в лѣто 7124, генъваря въ 13 день, на память святых мученикъ Ермила и Стратонника.[97] Преставися рабъ Божий старецъ-схимникъ Илинархъ противъ суботы въ девятомъ часу нощи. И по благословению и по велѣнию преосвященнаго Кирилла, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго,[98] погребѣ старца инока схимника Илинарха Борисоглѣбской игуменъ Петръ, да отецъ его духовной черной священникъ Тихонъ,[99] да дияконъ Титъ, да ученики его: старецъ Александръ, да старецъ Корнилей. По ево, старцову Илинархову благословению и погребенъ бысть в повелѣнномъ мѣсте во уготованном его — в пещерѣ, что самъ своима рукама ископал.

А после старца Илинарха осталося праведных его трудовъ Божиим повелѣниемъ 142 креста мѣдных, да семеры труды плечные, да ужище желѣзное 20 сажен на шее было, да пута желѣзные ножные, да на рукахъ пута было, на персѣхъ оковцевъ желѣзных и мѣдных 18, да связни носил на поясу (тяги — пуд), да палка желѣзная и трудился ею — невидимых бѣсей изганялъ. А пребыл старецъ Илинархъ жития своего Божиимъ судом во всѣхъ своих трудѣх праведных 38 лѣтъ и 4 мѣсяца, а в мирѣ — 30 лѣтъ, и всѣх лѣтъ жития старца Илинарха — 68 лѣтъ и 4 мѣсяца.

Аз же, худый, и неразумный, и многогрѣшный, убоявся осуждения лениваго раба, съкрывшаго талантъ,[100] глаголюща: «яко яръ есть господинъ мой; жнет, идѣже не сѣялъ, собираетъ, идѣже не расточил»,[101] вмале написах житие сие такова мужа — многострадальнаго старца Илинарха. Онъ бо в рождении благочестива отца Анкидина и матери Ирины, града Ростова, веси Конъдакова.

Кто его благословения не приималъ, и кого онъ не призрилъ? Ко всѣм нелицемѣрную любовь имѣлъ по словеси Господню: «Любите любящия вы, благословите ненавидящия вы и кленущия»,[102] и да прославится въ васъ великолѣпое и пресвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

О чюдесѣхъ по преставлении его — старца Илинарха.

Чюдо 1. Бысть ученикъ — старецъ Корнилий ногою боленъ, и раны гноем источны. И прииде на гробъ ко старцу Илинарху, и помолился, и взялъ з гроба земли, и начатъ раны присыпати. И почало с тое поры жить, и заживе раны, и исцѣленъ бысть молитвою старца Илинарха.

Чюдо 2. О исцѣлевшем сердечною болѣзнию. Нѣкто християнин именем Андреанъ, живый у него въ кѣлье, бысть боленъ чревомъ и болѣлъ неделю, и приближися къ смерти. И онъ, Андреанъ, прииде на гробъ ко старцу Илинарху, и помолися, и взял земли, и испилъ с неѣ воды. И бысть здравъ молитвою старца Илинарха.

Чюдо 3. Нѣкто християнинъ именем Савинъ града Ярославля и бысть скорбен студеною немощию. И явися ему старецъ Илинархъ и рече: «Савинъ, приими старца за руку». И бѣ рука его трудновата: «И поди ко гробу моему и будеши здравъ». И прииде ко гробу его, и в том часѣ бысть здравъ. И после прииде ко гробу его, и повѣда о чюдеси и о явлении: и исцѣлен бысть молитвою старца Илинарха.

Чюдо 4. Нѣкто старецъ именем Моисей того же Борисоглѣбского монастыря болен бысть: огнем жгом. Двои сутки без сна пребылъ, только болѣзнь къ смерти приближися. И нѣкто старецъ именемъ Феоктистъ прииде его навестити. Он же ему проглаголал: «Брате, Богомъ еси ко мнѣ посланъ! Поди ко старцу Илинарху на гробъ и возми земли». Старецъ же Феоктистъ поиде на гробъ ко старцу, и взялъ земли, и далъ ему з земли воды испить. Он же в той часъ уснулъ сном любезным, и восталъ от сна своего, и бысть здравъ молитвою старца Илинарха.

Чюдо 5. Нѣкто града Переаславля посадской человекъ именем Козма бысть боленъ главою три года, и прииде ко старцу Илинарху на гробъ, и помолился, и приложися ко кресту честному, и бысть в том часѣ здравъ молитвою старца Илинарха, и отиде в домъ свой радуяся.

Чюдо 6. Нѣкая жена именем Мария, града Переаславля посадского человека Андрея Басина — жена его, впаде в немощь велику трясовишную и умомъ смятеся. И мужъ ея Андрей о томъ вельми скорбя и недоумѣяшеся, что сотворити. И прииде на мысль ему, чтобы взяти земли со Илинархова гробу. И приде в Переславль к Николе-чюдотворцу на болото к строителю старцу Дионисию, исповѣда мысль свою и болѣзнь жены своея. И рече старецъ: «Аще желаешъ, будет ти тако». И далъ ему земли старцова Илинархова гробу. Он же взя с радостию, и пришедъ в дом свой, и далъ женѣ своей испити зъ земли тое воды. И жена его Мария в той часъ бысть здрава. И пришед Андрей ко старцу Дионисию и исповѣда, что Богъ молитвою старца Илинарха исцѣлилъ от великия немощи жену его. А самъ отшелъ в дом свой, радуяся и з женою о исцѣлении, хвалу воздая Богу, и Пречистей Богородицѣ, и страдальцу ихъ затворнику Илинарху.

Чюдо 7. Борисоглѣбского монастыря слуга именемъ Алексѣй одержимъ бысть нечистымъ духомъ, и люто пострада, и не глагола въ болѣзни той. И прииде к нему сродникъ его навестити, именем Стефанъ, и нача на него зрѣти неуклонно. Он же лежа на одрѣ своемъ, и не возможе глаголати от великия немощи, толко помалу намѣчаше перстом. Они же доумишася, что посылаетъ ко старцу Илинарху взяти земли з гробу его исцѣления ради. И приидоша въскорѣ ко гробу старца Илинарха, и помоляся Богу, и взявъ земли, и даша ему з земли воды испить. И бысть исцѣленъ молитвою старца Илинарха, и нача глаголати со сродники своими. Они же возрадовашася вельми и прославиша Бога, и Пречистую Богородицу, и угодника Христова многострадальнаго чюдотворца Илинарха.

Чюдо 8. Человѣкъ нѣкий именем Василий города Кашина одержимъ бысть бѣсным недугомъ: являшася ему лукавыя бѣси во плоти человѣчи, и совращаху его со истинънаго пути, и отлучаху его от вѣры Христовы, и стужаху ему божественныя образы, и святыя иконы, и честныя кресты, и глаголаша ему своим лукавством и мерзостнымъ запустѣниемъ: «Молися намъ!» Тако страдаше от нихъ немало, и без сна пребывая день и нощь. И бысть во смятении ума, и слыша о исцѣлении святаго чюдотворца Илинарха, поиде в монастырь Борисоглѣбской ко святому старцу Илинарху на гробъ. И много являхуся ему нечистыя духи на пути, и стужаху его, и совращаху его со истиннаго пути, он же страдаше от них люто. Милосердием же Божиимъ прииде в монастырь Борисоглѣбской въ суботу пред вечернею, и прииде ко гробу святаго чюдотворца Илинарха, и нача молитися со слезами. И приложися къ честному кресту трудовъ его, и в той час исполнися божественнаго разума молитвами чюдотворца Илинарха, и велиею радостию одержимъ бысть. Во утрии же день воскресения Христова по обычаю пришедъ ко гробу святаго, и молебенъ певъ, и здрав отиде в домъ свой, радуяся, хваляще и славяще Христа Бога нашего, и Пречистую Богородицу, и угодника ихъ чюдотворца Илинарха.

Чюдо 9. Нѣкто християнинъ именем Никонъ одержимъ бысть бѣснымъ недугом, и люто пострада от духъ нечистыхъ, якоже промедлитися болѣзни его 30 недѣль. И собрашася к нему сродники его, и смотряху на него прилѣжно, и не возмогоша что сотворити ему. И взыде единому от нихъ на мысль вести въ монастырь Борисоглѣбской ко святому чюдотворцу Илинарху на гробъ, и совѣщашася вси сродницы единою мыслию о нем, и приведоша его ко святому чюдотворцу Илинарху ко гробу. И нача молитися о немъ, и благословиша его честнымъ крестомъ святаго трудовъ, и возложиша на него крестъ честный и чѣпь, и пребысть с ним сутки, и возвратишася восвояси, и поведоша в тѣхъ трудѣхъ. И бысть исцѣлен молитвами святаго, и исполнися божественнаго разума. И возрадовашася вси о исцѣлении его, и воздаша хвалу Христу — Богу нашему, и Пречистѣй Богородицѣ, и угоднику Христову Илинарху.

Чюдо 10. Того же Борисоглѣбского монастыря слуга именем Михайло одержим бысть бѣсным недугомъ и люто пострада от бѣсовъ. И прииде отецъ его навѣстити, зря на него неуклонно и бысть в велицѣй печали о чадѣ своем и не вѣдѣ, что сотворити ему. И взыде ему на мысль вести его ко гробу святаго чюдотворца Илинарха, и приведоша его ко гробу. И нача отецъ его молитися о немъ, и возложиша на него крестъ честный и чѣпь великих трудовъ старца Илинарха. И пребысть двои сутки, и бысть здравъ и исцѣлен молитвами святаго чюдотворца Илинарха.

Чюдо 11. Нѣкая жена, именем Ирина, града Суждаля боярина князь Семена Васильевича Прозоровскаго вотчины села Воскресенского, попа Иоанна жена, одержима бысть скорбию великою: на обою сосцу струпъ велий исходилъ з гноемъ беспрестани, и от тоя скорби восклонитися ей не дало нимало. И от пищи лишилася, едва в ней душа была. И обещалася старцу Илинарху, что приѣхать въ Борисоглѣбской монастырь помолитися и его гробу поклонитися. И персть его, Илинархова гробу, у меня была. И в нынѣшнемъ во 161-мъ году генъваря въ 7 день та Ирина с тое персти испила воды, и призва въ молитве: «Старче Божий Илинархъ! Помози ми въ скоръби сей, аще имаши къ Богу дерзновение». И в томъ часѣ бысть ей глас: «Отпаде болѣзнь твоя от обою сосцу твоею». Она же осяза болѣзнь свою рукама своима и обрѣте себе от тоя болѣзни здраву.

Чюдо 12. Некий младенецъ именем Григорий во крещении своем ужаснувся воды купѣльныя, и от того страхования нача злѣ страдати: младенчески кричалъ безмѣрнымъ воплемъ изо всея крѣпости своея, пружаяся зело. И тако страда полгода по вся дьни безпрестанно, и в нощи неусыпно, и пищи лишаяся от того страдания. Родители же его принесоша ко гробу святаго Илинарха, и служили молебенъ, и той младенецъ преста страдати, и умолче от кричания и от вопли. И нача покойно спати, во истомлении своем чють дыхая. Во утрии же день младенецъ той едва очютися от сна своего и прия сосецъ матери своея. И от того часа бысть здравъ и тихъ, и никако впред не помянеся ему труд сей молитвами святаго чюдотворца Илинарха.

Чюдо 13 того же святаго Илинарха. О исцѣлѣвшей женѣ. Нѣкая жена именемъ Агрипина, того же Борисоглѣбского монастыря села Коскина Гавриловская жена, бысть одержима бѣсным недугомъ и люто пострада от духъ нечистыхъ, не помня дому своего, ни чад своих не зная. И нача мужа и чад своих бити. И того ради лютаго недуга привязана бысть к лавке. И здаяше все имѣние свое врачемъ, и дом свой истощаша, и пользы не обрѣтше. И не вѣде, что сотворити ей. И собрашася к ней сродники ея, и смотряху на нея прилѣжно, и взыде имъ на мысль, и сташа глаголати про чюдотворца Илинарха. И она помаавъ рукою своею, и повелѣ вести ся къ чюдотворцу Илинарху. И приведоша ея к чюдотворцу на гроб, и начаша молитися о ней, и благословили ея честнымъ крестомъ святаго трудовъ, и возложиша на нея крестъ честный. И в том часѣ бысть здрава. И возрадовашася вси о исцѣлении ея, и воздаша хвалу Христу — Богу нашему, и Пречистѣй Богородицѣ, и угоднику ихъ и чюдотворцу Илинарху, и возвратишася с радостию велиею восвояси.


[1] ...Борисоглѣбскаго монастыря на Устье... — Борисоглебский монастырь расположен на обширной возвышенности на берегу реки Устье, окруженной лесом. Основанный в конце XIV в. выходцами из Новгорода Великого Федором и Павлом по благословению Сергия Радонежского, он пользовался особым покровительством московских государей: Василий II Темный нашел в нем приют во время войны с князем Юрием Дмитриевичем, в нем был крещен его сын Иван III Васильевич, Иван IV Грозный жаловал этот монастырь, наравне с Соловецким, землями и денежными вкладами более других обителей. Архитектурный ансамбль монастыря сложился к 30-м гг. XVI в. Зодчим каменного собора Бориса и Глеба (1522—1524) и Благовещенской церкви с трапезной (1524—1526) был московский мастер Григорий Борисов.

[2] ...двадесяти бо пяти недѣлъ на ноги пошелъ. — Безусловное житийное чудо: ребенок пошел неполных шести месяцев от роду.

[3] … житие преподобнаго Макария, Калязинскаго чюдотворца Из Жития Макария известно, что он был сыном боярина Кожина. Принял монашество и основал Калязинский монастырь, игуменом которого закончил свою жизнь в 1483 г. В 1521 г. были обнаружены его мощи, и Собором 1547 г. он был признан святым. Память его отмечается 17 марта.

[4] … в Госпожино говѣение. — Имеется в виду пост с 1по 15 августа, предшествующий Успению Богородицы.

[5] … во иноцѣх имя ему Илинархь. — Получил имя в честь мученика Иринарха, пострадавшего в царствование Диоклитиана в 303 г. в Севастии Армянской. Память 28 ноября.

[6] … посла его въ пекальню. — Работа в пекарне — обязательная монастырская служба, повествование о кротком выполнении которой является общим местом большинства русских житий: достаточно вспомнить жития Феодосия Печерского, Александра Ошевенского, Александра Свирского, митрополита Филиппа и мн. др.

[7] … аки твердый камень адамантъ или самфиръ. — Сравнение святого с драгоценным камнем алмазом поддерживает библейскую традицию, согласно которой самым твердым из камней является именно алмаз. Сапфир еще в античной культуре связывался с чистотой помыслов и души, в христианской традиции считался также камнем, символизирующим небесное начало.

[8] … въ Кириловъ Кирилло-Белозерский монастырь, основанный во второй трети XIV в. Кириллом, — один из наиболее почитаемых русских монастырей, имевший прочные связи как с Новгородом, так и с московскими государями: именно сюда, оставив Москву Тохтамышу в 1393 г., приехал с семьей Дмитрий Донской; богатые вклады делали Василий II Темный, Иван III, Василий III, Иван Грозный, Федор Иванович.

[9] … или на Соловки. — Соловецкий монастырь на Белом море, основанный Зосимой и Савватием — монахами Кирилло-Белозерского монастыря в 1420—1430-х гг. К концу XV в. стал экономическим и политическим центром Беломорья, одной из главных святынь Северной Руси. Пользовался покровительством московских государей. Был освящен именем митрополита Филиппа, который почти 30 лет прожил в Соловецкой обители, около 20 из которых — в качестве игумена (см.: БЛДР. Т. 13. С. 718-741).

[10] … терпѣние Исаака Сириянина Исаак Сирин, один из святых отцов Церкви, живший в VII в. Автор многих сочинений об устроении души, о божественных тайнах, о благочинии и судах. Считается одним из наиболее тонких психологов христианства. Из жизнеописания Исаака Сирина известно, что он оставил епархию в Ниневии из-за отказа богатого заимодавца выполнить евангельскую заповедь в отношении задолжавшего ему и удалился в монастырь, где жил, предавшись ученым занятиям. Ослеп от постоянного чтения в холодной келье и суровых постов.

[11] … от заимодавецъ на правеже. — Человека, который занял деньги и не смог вернуть их в срок, по требованию заимодавца могли публично наказать — «поставить на правеж» (посадить в колодки, бить батогами и т. п.). Наказание длилось до тех пор, пока не возвращалась занятая сумма, либо пока заимодавец не сочтет принятые должником истязания достаточными.

[12] … поминая многострадальнаго Иева Праведник Иов, испытываемый с согласия Бога дьяволом, не возроптал, лишившись скота, имущества и детей. Пораженный страшной болезнью, сидя «на гноище», вызывал омерзение у окружающих. С кротостью перенес все испытания, за что был вознагражден. (См. Иов, 1—42).

[13] … в монастырь к великому чюдному Богоявлению Богоявленский монастырь был основан Авраамием Ростовским в 10—20-х гг. XIII в. Богоявленский собор монастыря был построен в 1554—1556 гг. по повелению и на средства Ивана Грозного «на победу и одоление Казанского царства». О пятиглавом четырехстолпном храме с разнообразными боковыми объемами (угловыми притворами, колокольней и южной галереей) искусствоведы пишут как о воплощении «образа города», более всего напоминающем тот, что видим на иконах Николы Можайского в левой руке святого. С 1589 г. игуменом Богоявленского монастыря был Феодосий.

[14] … к великому чюдотворцу… Авраамию. — В Житии Авраамия Ростовского говорится, что жители Чудского конца города «поклоняшеся идолу каменному — Велесу». Святой уничтожил истукана, а на том месте, где тот находился, и поставил Богоявленский монастырь. В Житии Авраамия многие эпизоды посвящены борьбе святого с язычеством. Был причислен к лику святых в начале XVI в. (еще до Собора 1547 г.).

[15] О Лазаревѣ монастырь. — Монастырь во имя Лазарева воскресения упоминается лишь в двух документах конца XVI в. (об уничтожении пожаром 1597 г. нескольких домов близ монастыря; среди священников Ростова в 1619 г. назван «от убогих домов Лазарева монастыря поп Тихон»). Уже в конце 20-х гг. XVII в. речь идет лишь о приходской церкви во имя Воскресения Лазаря. Ни о времени создания монастыря, ни о его основателях сведений найти не удалось.

[16] И Иоаннъ преподобный уродивый Иван Большой Колпак — один из самых почитаемых юродивых времен Смуты. Родом из Вологодского края, работал на северных солеварнях водоношей. Придя в Ростов, построил келью близ церкви, ходил, опоясанный веригами с тяжелыми кольцами на них. Кротко сносил обиды, наносимые ему детьми и «взрослыми безумцами», с улыбкой предрекал будущее. При царе Федоре Ивановиче проповедовал в Москве. Г. П. Федотов считал, что своим прозвищем «Большой Колпак» обязан был одеянию с капюшоном. Известно, что умер он в Москве, а при его похоронах разразилась страшная гроза. Послужил прообразом Юродивого в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов», где, в частности, колпак Иоанна впервые был назван железным.

[17] … ко церкви Пречистые Богородицы соборной... — Имеется в виду соборный храм Лазарева монастыря.

[18] ...молящуся... Борису и Глѣбу... — Первые русские святые, покровители княжеского рода, помощники князьям в битвах. В Ростове почитались особо: Борис был ростовским князем и считался покровителем города и всех ростовчан.

[19] ...строитель Варламъ. — В монастырском обиходе строителем именовали инока, помогающего настоятелю в «устроении» монастырской жизни.

[20] ...аки авва... — Вероятно, имеется в виду Никита-столпник, один из наиболее почитаемых святых Ростовского края.

[21] «Подобаетъ многими скорбьми внити... во веки насытится». — Ср.: «Многими скорбьми подобаетъ намъ внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: