ТЕОРИЯ КАК РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА




Эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические предсказания. Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности (предмете теории). Элементы теории логически зависят друг от друга. Ее содержание выводится по определенным правилам из некоторого исходного множества суждений и понятий — базиса теории.

Существует множество форм неэмпирического (теоретического) знания: законы, классификации и типологии, модели, схемы, гипотезы и т.п. Теория выступает в качестве высшей формы научного знания. Каждая теория включает в себя следующие основные компоненты:

 

1) исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности); Эмпирические основания теории получаются в результате интерпретации данных эксперимента и наблюдения.
2) базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории; Постулаты и предположения — следствие рациональной переработки продуктов интуиции, несводимые к эмпирическим основаниям. Скорее, постулаты служат для объяснения эмпирических оснований теории.
3) собственно теоретическое знание и его внутренняя логика (законы, закономерности, теоремы, утверждения)  

 

 

Классификации теорий

По способу построения - аксиоматические теории - строятся на системе аксиом, необходимых и достаточных, недоказуемых в рамках теории Таблица умножения
- гипотетико-дедуктивные теории - строятся на предположениях, имеющих эмпирическую, индуктивную основу  
По качественному своеобразию - описательные теории, построенные без привлечения математического аппарата концепция мотивации А. Маслоу, теория когнитивного диссонанса П. Фестингера
- количественные теории - использующие в своей структуре математический аппарат; теория когнитивного баланса Д. Хоманса, теория интеллекта Ж. Пиаже, теория личностных конструктов Д. Келли

 

Как правило, в определенное время существует не одна, а две или более теорий, с практически одинаковой успешностью объясняющих экспериментальные результаты. Например, в психологии личности конкурируют и имеют эмпирические подтверждения несколько факторных моделей личности (модель Г.Айзенка, модель Р.Кеттела, модель "Большая пятерка" и др.). В психологии памяти аналогичный статус имеют модель единой памяти и концепция, основанная на вычленении сенсорной, кратковременной и долговременной памяти, и т.д.

Известный методолог Файерабенд выдвигает "принцип упорства": не отказываться от старой теории, игнорировать даже явно противоречащие ей факты. Второй его принцип — методологического анархизма: "Наука представляет собой по сути анархистское предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок... Это доказывается и анализом конкретных исторических событий, и абстрактным анализом отношения между идеей и действием. Единственным, не препятствующим прогрессу, является принцип "допустимо все" – плюрализм (множественность) мнений.

5. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА

Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

В методологии науки различают

теоретические гипотезы гипотезы, которые подлежат экспериментальной проверке
выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (быть опровергаемой в эксперименте) и верифицируемости (быть подтверждаемой в эксперименте). Напомню, что принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании. можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению
гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели. научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу Файерабенда: "все подходит". Их оправдание — в интуиции исследователя: "А почему бы не так?" эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно к какой-либо теории, модели, а формулируются для данного случая. Классическим вариантом такой гипотезы является афоризм Козьмы Пруткова: "Щелкни корову по носу, она махнет хвостом". Т.е. это гипотезы типа: ЕСЛИ… - ТО. После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного случая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора).

 

Признаки научно правильной гипотезы:

- адекватность (т.е. она соответствует теоретической основе исследования, в ней есть логика здравого смысла, она нормально отражает психическую реальность);

- правдивость (она базируется на известных и доказанных фактах);

- простота (возможность простого объяснения исследуемого явления);

- операциональность.

Главная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы. Проще говоря, они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.

По содержанию гипотезы можно разделить на гипотезы о наличии:

А) явления;

Б) связи между явлениями;

В) причинной связи между явлениями.

 

Гипотезы А (гипотезы о фактах) Гипотезы Б (гипотезы о связи (взаимосвязи) Гипотезы В (гипотезы о причинно-следственной связи или каузальные гипотезы)
Проверка гипотез типа А — попытка установить истину: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?". Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен "сдвига к риску" при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах. Гипотезы типа Б — о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В - о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношение между ними и уровни дополнительных переменных.

Исследователи различают также научные (экспериментальные) и статистические гипотезы.

Научная (экспериментальная) гипотеза Статистическая гипотеза
Экспериментальная гипотеза — первична статистическая — вторична
Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия: - Н (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве, нуль-гипотеза). Подтверждение первой свидетельствует о верности статистического утверждения Н,, а второй — о принятии гипотезы Н0 — об отсутствии различий.
служит для организации эксперимента для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров, т.е. необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований

 

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя — "генератора идей".

Подведем промежуточный итог.

Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.

Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: