Прямое налогообложение в России и пути его совершенствования




В своем отношении прямые налоги играют существенную роль в налоговой системе Российской Федерации и формировании доходной части бюджетной системы. Государство использует налоговую политику в качестве особого рычага воздействия на негативные явления в условиях рыночной конъюнктуры.

Прямые налоги подразумевают непосредственное изъятие государством части дохода (заработной платы, прибыли, процентов и т.д.) налогоплательщика. В настоящее время в Российской Федерации существует следующая система прямых налогов:

1. Прямые налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество организации и др.)

2. Прямые налоги, удерживаемые с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог и др.)

Прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика, а личными - доход с учетом предоставленных налоговых льгот.

Прямые налоги наиболее тесно связаны с определенными доходами или имуществом налогоплательщиков, оцениваемому тем или другим способом. Выявляя зависимость между прямыми налогами и платежеспособностью, стоит отметить, что они прямо пропорциональны способности хозяйственных субъектов к своевременному выполнению денежных обязательств. При этом прямое обложение не требует какого-либо вмешательства со стороны государственной власти в промышленную деятельность, которая неизбежно.

В силу того, что прямые налоги взимаются с имущества или дохода плательщиков, имеющих постоянную направленность к возрастанию, прямые налоги обеспечивают государство наиболее устойчивый и определенный доход.

С точки зрения чистого дохода государства значение прямых налогов больше, чем косвенных. В социальном отношении большую роль имеет тот факт, что в прямых налогах правительства предъявляет свои требования непосредственно налогоплательщику, ясно представляющему свою обязанность, что в конечном итоге сказывается на сознательном отношении к участию граждан в общих расходах государства.

Сравнивая прямое налогообложение с косвенным, можно сделать вывод о наличии не только преимуществ социального, экономического, и финансового характера, но и выявить недостатки: прямые налоги не могут служить для обложения в достаточной мере массы населения с низким уровнем получаемых доходов.

Для наиболее тщательного анализа существующих проблем в сфере прямого налогообложения, приведем таблицу, демонстрирующую структуру налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2018-2019 гг.

 

Таблица 1 - Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-октябрь 2018-2019 гг.

 

Вид налогов январь-октябрь, млрд. руб.
    темп, %
Налог на добычу полезных ископаемых 4 954,4 5 124,7 103,4
Налог на прибыль 3 512,0 3 987,4 113,5
НДФЛ 2 847,6 3 088,1 108,4
Имущественные налоги 1 181,5 1 144,6 96,9

 

Сделав анализ вышеприведенных данных, можно прийти к выводу о том, что за период от 2018 по 2019 гг. увеличилось общее число поступлений от прямых налогов. Кроме того, лидирующие позиции по величине объемов денежных средств, которые поступают в консолидированный бюджет, занимают НДПИ, налог на прибыль организаций, НДФЛ, а также налоги на имущество физических и юридических лиц.

Основную долю поступлений по направлению прямых налогов занял НДПИ. Следующим по масштабам поступлений для консолидированного бюджета является налог на прибыль, чей приток в бюджет возрос на 13,5% в 2019 г. по сравнению с 2018 г. Рост налоговых поступлений от налога на прибыль можно объяснить несколькими причинами, но наиболее существенной из них является внесение поправок в Налоговый кодекс РФ, в частности ставок налога на прибыль. Изменение же объемов поступлений НДПИ в консолидированный бюджет РФ составило лишь 3,4%. При этом выявлена отрицательная динамика поступлений по имущественным налогам в консолидированный бюджет РФ, которая составила 3,1%.

Ключевая роль и центральное место в налоговых доходах налога на добычу полезных ископаемых объясняется тем, что с каждым годом количество добываемого природного сырья растет, так как увеличивается число освоенных месторождений, а также связано с уменьшением процентных ставок, установлением специфических ставок добычу полезных ископаемых.

К числу основных недостатков существующей налоговой системы в РФ можно отнести следующие:

1. Неустойчивость налоговой стратегии, что выражается в её нестабильности, противоречивости, а также в том, что различного рода субъективные и конъюнктурные факторы влияют на действующее положение. Изменения налоговой системы должны быть комплексными и системными, а все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Другими словами, возникает необходимость формирования условий, которые не принуждали бы законопослушных налогоплательщиков искать и находить различные методы ухода от налогообложения, и при этом закрыли бы для недобросовестных налогоплательщиков все используемые обходные пути.

2. Отсутствие надлежащей системы налоговой ответственности. В настоящее время судебный порядок взыскания санкций приводит к немалому объему судебных дел. Большинство рассмотренных дел в суде превращаются в простую формальность, что в дальнейшем влечет за собой дополнительные расходы для государства. В связи с этим планируется четко распределить компетенцию по привлечению к налоговой ответственности и ограничить перечень случаев, когда судебные разбирательства действительно будут необходимы.

3. Избыточный налоговое бремя, возложенное на плательщика. Суммарная налоговая нагрузка, приходящаяся на отдельного предпринимателя, достаточно внушительна. Это приводит, в первую очередь, к вынужденному уходу от налогообложения субъектов налоговых отношений путем использования различных схем. Последствия уклонения от уплаты налогов негативно сказываются на социальной и экономической ситуации в стране на макроуровне, что необратимо приводит к недостатку налоговых поступлений в бюджет и, как следствие, отсутствию возможности расходования средств, которые направлены на развитие социальной сферы.

Изменение структуры налогов, которое в дальнейшем может быть выражено в отказе от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, заработной платы, объемов производства и занятости, позволит сформировать значительные стимулы для модернизации производства, а также роста объемов как внешних, так и внутренних инвестиций. Именно посредством предоставления льготного налогового режима для привлекаемых иностранных капиталов появится возможность привлечения зарубежных финансовых ресурсов.

4. Незначительная собираемости налоговых платежей. В сравнении с наиболее развитыми зарубежными странами, где бюджеты всех уровней собирают от 30 до 50% ВВП, в России данный показатель не превышает уровня в 15%. Данные показатели объясняются не только наличием теневого сектора экономики, в котором налогоплательщики избегают налогообложения, но и несовершенства налоговой политики государства в целом.

5. Излишняя распространенность налоговых льгот. Подобное условие приводит к значительным потерям бюджета. Уменьшение числа налоговых льгот, а также их рационализация позволит сделать налоговую систему нейтральнее по отношению к отдельным участникам экономической деятельности и создаст дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и раздвинет рамки налогооблагаемой базы.

6. Дефицит стимулов, позволяющих реальному сектору экономики развиваться. В настоящее время в российской налоговой системе не предусмотрены льготы для отечественных товаропроизводителей, что приводит к низкому уровню инвестиционных вложений. В связи с этим возникает необходимость их поддержки путем создания благоприятных налоговых условий для инвестиций и повышение их конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках.

7. Наличие единой ставки НДФЛ. Отсутствие прогрессивной шкалы ставок обложения подоходного налога приводит к негативным последствиям, одним из которых является нарушение ключевого принципа справедливости налогообложения. При этом, усиление справедливости налоговой системы должно происходить за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, а также ликвидации неэффективных и оказывающих отрицательное воздействие на хозяйственную деятельность налогов и сборов.

Все вышеперечисленные недостатки оказывают прямое воздействие на налоговую систему в целом. Как известно, сущность налогообложения отражается в изъятии части валового общественного продукта в пользу государства в целях формирования бюджета путём прямого и косвенного налогообложения. При этом именно преобладание доли прямых налогов в общем соотношении характерно для стабильной экономики. Отсюда вытекает вывод о необходимости государственного регулирования прямого налогообложения, а также переоценка состояния экономики страны в целом путем изменения проводимой налоговой политики.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в налоговой системе нашей страны механизм исчисления и взимания прямых налогов остается крайне несовершенным, что неминуемо влечет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Налоговая система РФ переживает стагнацию, являющуюся ключевым показателем затянувшегося экономического и социального застоя в масштабах всего государства.

Соответственно, в дальнейшем следует принять меры прямого воздействия на действующую систему налогообложения в России, такие как:

1. Налог на добычу полезных ископаемых. Начиная с 2020 г. значительный рост поступлений НДПИ произойдет за счет повышения базовой ставки НДПИ на нефть. Кроме того, увеличение объёмов бюджетных поступлений должно произойти за счет роста ставки налога на добычу полезных ископаемых на газовый конденсат.

2. Налог на прибыль организаций. С 1 января 2020 года медицинские и образовательные организации смогут применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (п. 1.1 ст. 284 НК и Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ). Так же компании смогут учитывать как внереализационные расходы стоимость объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность. С начала 2020 года организации получат возможность применять инвестиционный вычет к основным средствам, которые относятся к восьмой – десятой амортизационным группам за исключением сооружений, зданий, а также передаточных устройств. Однако данные правила применимы лишь к объектам, которые купили или изготовили после 1 января 2020 года (Федеральный закон № 210-ФЗ).

3. Налог на доходы физических лиц. К марту 2020 планируется снизить ставки НДФЛ для налоговых нерезидентов с 30% до 13%, что приведет к частичному уравниванию условий для резидентов и нерезидентов.

4. Налогообложение недвижимого имущества физических лиц. В 2020 году налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости недвижимости за 2019 будет рассчитан в 74 регионах, а в 2021 году налог за 2020 год рассчитают по кадастровой стоимости уже в 84 регионах.

При переходе к использованию кадастровой стоимости в качестве налоговой базы применяются следующие правила:

1. Для любого жилья, квартир и комнат действует необлагаемый налогом вычет в размере кадастровой стоимости для 50 кв. М, 20 кв. М и 10 кв. М, соответственно;

2. Для лиц, которые имеют трех и более несовершеннолетних детей, налоговые вычеты увеличены на 7 кв. М по жилому дому и 5 кв. М по квартире или комнате на каждого несовершеннолетнего ребенка;

3. В первые три года при расчете налога применяются понижающие коэффициенты: в первый год - 0,2, во второй - 0,4, и в третий - 0,6;

4. Начиная с третьего года применения в регионе кадастровой стоимости сумма налога не может вырасти более чем на 10%. Исключение - объекты торгово-офисного назначения;

5. Для 16 различных категорий физических лиц действуют льготы, освобождающие их от уплаты налога по одному объекту налогообложения каждого вида, неиспользуемому в предпринимательской деятельности.

Таким образом, реализация указанных мер позволит привлечь дополнительные поступления в бюджет и позволит обеспечить приток доходов в бюджеты всех уровней.

 

Список использованной литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.2) от 05.08.2000 N 117-ФЗ// СПС Консультант Плюс

2. (Федеральный закон от 26.07.2019 № 211-ФЗ).

3. (подп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК и Федеральный закон № 210-ФЗ)

4. (Федеральный закон от 01.05.2019 № 79-ФЗ).

5. (Федеральный закон № 210-ФЗ).

6. Боброва А.В. Налоги и налогообложение. Теория налогов и налоговая система [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Боброва А.В.— Электрон. текстовые данные.— Челябинск, Саратов: Южно-Уральский институт управления и экономики, Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 273 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/81486.html.— ЭБС «IPRbooks»

7. Ефимова Е.Г. Налогообложение в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимова Е.Г., Поспелова Е.Б.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Институт мировых цивилизаций, 2019.— 198 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/88540.html.— ЭБС «IPRbooks»

8. Цветова Г.В. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: практикум/ Цветова Г.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 78 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/70270.html.— ЭБС «IPRbooks»

9. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика»/ Б.Х. Алиев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 439 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/83046.html.— ЭБС «IPRbooks»

10. Алексейчева Е.Ю. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Магомедов М.Д.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Дашков и К, 2017.— 300 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/60605.html.— ЭБС «IPRbooks»

11. Землянская И.С. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Землянская И.С., Мельникова Ю.В., Чуб М.В.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС, 2017.— 82 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/74475.html.— ЭБС «IPRbooks»

12. Землякова А.В. Налоги и налоговая система [Электронный ресурс]: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Экономика»/ Землякова А.В., Белоусова А.А.— Электрон. текстовые данные.— Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018.— 225 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/78035.html.— ЭБС «IPRbooks»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: