ДИСЦИПЛИНА «ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО»
Хозяйственная деятельность – это деятельность свободных субъектов, которые самостоятельно принимают решения об осуществлении, прекращении, хозяйственной деятельности, сферах приложения своих способностей и ресурсов. Данная деятельность основана на собственных интересах и побуждениях субъектов хозяйствования. Вместе с тем право должно обеспечивать интересы государства, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности
Хозяйственная деятельность включает в себя:
- деятельность, направленную на получение прибыли;
- деятельность, непосредственно не связанную с получением прибыли.
Правовые средства, регулирующие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность условно разделяют на следующие группы:
- организационно-управленческие средства;
- материально-правовые средства;
- процессуально-правовые средства.
Выделяют следующие основные принципы:
- принцип законности;
- принцип свободы предпринимательской деятельности;
- принцип равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности;
- принцип комплексного государственного регулирования хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
- принцип ограничения монополистической деятельности и развития добросовестной конкуренции.
Методом правового регулирования называют специфические способы, с помощью которых нормы конкретной отрасли права обеспечивают надлежащее поведение участников хозяйственных правоотношений.
Методы хозяйственного права:
- метод обязательных предписаний;
- метод автономных решений;
- метод рекомендаций.
2. Источники правового регулирования хозяйственной деятельности: понятие, виды, система. Судебная практика и обычаи международного торгового оборота в системе источников правового регулирования предпринимательской деятельности.
Хозяйственное законодательство – это совокупность нормативных актов, в которых содержаться нормы хозяйственного права, которые принадлежат различным звеньям общего нормативного массива.
Источники можно разделить на общие и специальные.
В общих, наряду с хозяйственными, содержаться иные нормативные предписания, применимые к различным отраслям регулирования.
Специальные же регламентируют определенные правоотношения.
Все нормативные акты хозяйственного законодательства подразделяются на законы и подзаконные акты.
Все источники хозяйственного законодательства можно подразделить на следующие группы:
- международные акты;
- акты государственных органов;
- акты органов бывшего СССР;
- акты субъектов хозяйствования Республики Беларусь.
Источниками правового регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь являются:
- Конституция Республики Беларусь;
- Кодексы Республики Беларусь;
- законы Республики Беларусь;
- указы и декреты Президента Республики Беларусь;
- распоряжения Президента Республики Беларусь;
- постановления Правительства Республики Беларусь;
- акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, национального банка Республики Беларусь;
- акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и распоряжения в пределах, предусмотренных законодательными актами и другие.
Обычай – сложившееся в международной практике правило, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер.
Правовой обычай может быть источником национального и МПП. В международной практике широко применяются обычаи международного торгового (делового) оборота. Эти правила сложились в отношениях между физ. и юр. лицами разных государств в предпринимательской сфере. Наибольшее распространение они получили в области международной торговли,
Судебная практика – проводимые в решениях взгляды судей на какой-либо правовой вопрос, имеющее руководящее значение при решении судами аналогичных вопросов в дальнейшем. В них действует система судебных прецедентов, согласно которой вынесенные ранее судебные решения по гражданским и уголовным делам имеют обязательную силу для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел.
В РБ по этому вопросу существует 2 точки зрения:
1. Судебная практика не является источником права, т.к. суд не создает правовых норм, а только их толкует.
2. Гражданский кодекс устанавливает, что гражданское законодательство – система НПА, которая включает в себя содержащиеся нормы гражданского права – это акты конституционного суда, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских правоотношений.
Арбитражная практика в отличие от судебной не имеет обязательного характера, т.к. третейские суды не являются судами в традиционном смысле слова.