Приёмы общения с агрессивными детьми




Родительское собрание в средней группе

Тема:Проявления агрессивности в группе дошкольников: вербальная, физическая агрессия. Приёмы общения с детьми, склонных к агрессии

Цель: ознакомить педагогов и родителей с проявлением агрессивности в группе дошкольников.

Задачи: 1. познакомить с видами агрессии,

2. получить общее преставление об агрессивности детей, о причинах её возникновения;

3. познакомить с приёмами общения с агрессивными детьми;
4. знакомство с тестом « Уровень агрессивности ребенка».

Участники: родители и педагоги МАДОУ. Оборудование: карандаши, памятки.

1. Вступительное слово.

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

-В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами дедушки, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

- Когда читаешь эту притчу, вспоминается поговорка: «Что посеешь, то и пожнёшь ». Конечно, детское дошкольное учреждение делает всё возможное, чтобы дети росли в добре, мире и развивались согласно современным тенденциям образования…

Но, помните, уважаемые родители, социум вокруг ребёнка складывается помимо детского сада из семьи, дополнительного образования, СМИ и интернета, детской площадки и др.

Поэтому в настоящее время одной из наиболее острых проблем является повышенная агрессивность детей.

Об этом я хочу с Вами и поговорить!

- Уважаемые родители, кто знает что агрессия?

«Агрессия» - это разрушительное поведение, противоречащее социальным нормам и правилам, наносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)".

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы.

Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте.

Виды агрессии

 

- Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях:
• жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал» и пр.);

• демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);

• агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадят в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).

А также - оскорбления и унижения другого, например:
• дразнилки («ябеда-корябеда», «поросенок», «жора-обжора»);
• оскорбления («жиртрест», «урод», «дебил»).

- Физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому, через физические действия. Это:

• разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги);

• уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца).

А также - непосредственное нападение на другого, и нанесение ему физической боли и унижения:

• угрозы и запугивание (например, один ребенок показывает кулак другому или пугает его);

• драка, которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок, кубиков и пр.

 

Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Важно знать, что агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство.

Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии, агрессии, направленной на себя (например, дети у которых что-то не получается, начинают бить себя по голове, позже – нанесение себе телесных повреждений – вплоть до самоубийства).

(Портрет агрессивного ребенка)

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится "грозой" всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

 

3. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными:

 

- Как вы думаете, почему у ребенка возникает желание ударить другого ребенка, или бросить игрушки, или просто громко покричать?

 

- отказ сверстников принять в игру;

-желание иметь такую же игрушку (по-другому, он не может ее взять);

-запреты со стороны взрослых (посмотреть мультфильм, съесть конфеты);

- потому что он видел, как это делал его любимый герой или кто-то из близких;

- усталость;

- потому что он не уверен в себе;

- потому что он не знает как по-другому себя вести и другие.

 

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. " Как стать любимым и нужным " - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.

 

- Многих интересует вопрос, как общаться с агрессивными детьми?

 

Приёмы общения с агрессивными детьми

 

- запрет (например, конфет, прогулки, общения и т.д.), повышение голоса, изоляция (например, поставить в угол, закрыть в тёмной комнате и пр.) - самые неэффективные способы преодоления агрессивности.

 

Вот наиболее действенные приёмы:

 

- Игнорирование (если поведение ребёнка не является угрожающим). Общение в конфликтных ситуациях идёт по принципу «Я ему слово, а он в ответ – десять », игнорирование оказывает психологическое воздействие на агрессора, и он замолкает.

 

- Переключение внимания. Например, если ребёнок злится на то, что родители не выполнили свои обещания. Можно отреагировать так: «Прости, пожалуйста, сегодня я очень устал, давай вместо футбола порисуем».

 

- Акцентировать внимание на положительных качествах ребёнка: «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый и умный».

 

- Научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет. Научиться самим понимать чувства ребёнка (Конечно, тебе обидно, ты злишься...).

 

- Частичное согласие (Хорошо, ты можешь ещё пять минут посмотреть мультфильм. но потом обязательно пойдёшь спать!) АППЕЛЯЦИЯ К ПРАВИЛАМ (Мы с тобой договаривались!)

 

- Привлечение «союзников» (Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое! Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится!)

 

- Показать ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелесные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести";

 

- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

 

- Дайте ребенку возможность свою агрессию, сместите на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе;

 

- Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева, тогда агрессия найдет выход в творчестве.

 

НО, когда происходит грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки, вышеперечисленные приёмы просто неприемлемы. Здесь уместен приём ПРЯМОЕ ПОРИЦАНИЕ (показ своего негативного отношения к агрессии ребёнка) – «Ты ведёшь себя очень некрасиво, мне не нравится, когда ты ругаешься (или дерёшься)! Пожалуйста, прекрати!»

 

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально. Приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: