Музыка второго авангарда (2 половина ХХ века)




ФРАНЦИЯ

Символом новой французской музыки стала «Группа Шести» («Шестёрка» [1]) – содружество композиторов, возникшее вскоре после 1-й мировой войны: Луи Дюрей, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жорж Орик, Франсис Пуленк, Жермена Тайфер.

Идейным вдохновителем группы был поэт и художник Жан Кокто, автор брошюры-манифеста «Петух и Арлекин» (1918). В его трактовке Петух – это дерзкий и смелый национальный дух Франции, а Арлекин – шут, не признающий национальных традиций, символ эклектики. Лозунги манифеста:

· Надо ниспровергнуть утончённую зыбкость, «туманность» импрессионизма-символизма;

· избавить французскую музыку от влияния на нее германского духа (Вагнера), преувеличенной романтической экспрессии;

· возродить исконные национальные традиции.

· приблизить музыку к повседневности, воспевать большой современный город с его головокружительным темпом жизни и шумом машин (урбанизм).

Среди композиторов старшего поколения «Шестёрка» высоко ценила Эрика Сати (самое известное его произведение – балет «Парад») и Игоря Стравинского. «Группа шести» существовала до середины 1930 годов.

Артюр Онеггер (1892-1955)

– один из самых значительных музыкантов XX столетия: композитор, дирижер, публицист[2], общественный деятель (в годы гитлеровской оккупации был участником антифашистского Народного фронта). Тяготел к серьёзным, философским темам: война и мир, судьбы народов, перспективы развития культуры.

Ранние произведения Онеггера созданы под влиянием эстетики «Шестёрки» (урбанистическая оркестровая пьеса «Пасифик-231»). Однако его всегда отличала самостоятельность художественного мышления: вопреки манифестам «Шестёрки» никогда не отрицал классических традиций. Среди его кумиров – И.С. Бах, Бетховен, Вагнер, Дебюсси и Равель.

К наивысшим творческим достижениям Онеггера относятся оперно-ораториальные сочинения: «Царь Давид», «Юдифь», «Антигона», «Жанна д´Арк на костре» и др.

Драматическая оратория «Жанна д´Арк на костре» написана по просьбе известной балерины Иды Рубинштейн, которая мечтала исполнить роль героини Франции в спектакле, подобном средневековым мистериям. Текст оратории сочинил видный французский драматург Поль Клодель, использовав форму ретроспективного повествования:

Жанне, прикованной к позорному столбу, является посланник небес – святой Доминик, разворачивающий перед ней книгу ее жизни. Отдельные события возникают как воспоминания или видения героини в обратном хронологическом порядке. Главная героиня и брат Доминик в оратории не поют, а говорят. Лишь в одной сцене («Тримазо») Жанна вполголоса напевает народную мелодию своего детства – песенку-веснянку. Тем не менее, в оратории Онеггера главенствует музыка, главным образом хоровые эпизоды.

Важнейшее место в творчестве Онеггера занимают его 5 симфоний. Все они (кроме Первой) были созданы в период с 1940 по 1950 год. В своих симфониях Онеггер использует разные виды программности, что вообще типично для французского симфонизма. 4-я симфония имеет название «Базельские удовольствия», 5-я симфония – «Di tre re» («Симфония трёх ре»[3]), 3 симфония – «Литургическая».

Третья симфония – самая монументальная, конфликтная из всех. Ее программное содержание поясняют не только названия частей, заимствованные из заупокойной католической мессы[4], но и развёрнутый авторский комментарий. Судя по этим комментариям, концепция «Литургической симфонии» в некоторой степени перекликается с героико-драматическими симфониями Бетховена. Однако у Онеггера свой подход к теме: образ мира предстает в его симфонии не как реальный, достигнутый в результате борьбы, а как тонкий луч надежды. В конце каждой части, всякий раз в новой инструментовке, звучит певучая тема, символизирующая эту надежду (композитор назвал ее темой «птицы мира»). Кульминация цикла – III часть, главная тема которой (нарочито примитивный, гротескный марш – «марш роботов») напоминает тему вражеского нашествия «Ленинградской» симфонии Шостаковича[5].

ЗНАТЬ НА СЛУХ: «Пасифик-231» (начало).

Дариюс Мийо (1892-1974)

в молодости, среди участников «Шестёрки», был самым радикальным, эпатажным (юмористический балет «Бык на крыше» на сценарий Кокто, цикл для голоса и семи инструментов «Каталог сельскохозяйственных машин»). В дальнейшем – признанный классик французской музыки, один из лидеров современного музыкального искусства. Его творческое наследие с трудом поддается обозрению, настолько оно огромно и разнообразно. Мийо всю жизнь писал чрезвычайно легко, в самых разных жанрах, для самой разной аудитории: · 16 опер (лучшая – «Христофор Колумб» на текст Клоделя);· ораториальная трилогия «Орестея», кантата «Огненный замок», посвященная памяти жертв фашизма, сожженных в концлагерях;· 14 балетов (в т.ч. «Сотворение мира»); · симфонические произведения (в частности, около 20 симфоний);· многочисленные камерные ансамбли (в т.ч. 18 квартетов);· концерты для самых разных инструментов;· фортепианная музыка;· музыка к кинофильмам и театральным постановкам (среди них лирическая комедия «Преступная мать» по Бомарше).

К основным чертам стиля Мийо относится:

1) широкая опора на фольклор («Провансальская сюита» для оркестра, «Бразильская сюита»[6], «Бразильские танцы» для фортепиано[7], фортепианная сюита «Скарамуш»);

2) новаторский подход к гармонии (политональная техника).

Особенно оригинальны в музыке Мийо картины народных празднеств, карнавалов, массовых шествий.

 

ЗНАТЬ НА СЛУХ: «Бразилейра» (финальная пьеса сюиты «Скарамуш»).

Франсис Пуленк (1899-1963)

– выдающийся французский композитор и пианист.

Композитор–лирик, Пуленк придавал большое значение мелодии, его называли «французский Шуберт». Наиболее ярко проявил себя в вокальной музыке. В его творчестве представлены все вокальные жанры, от камерного до оперного. Он написал свыше 160 песен и романсов на стихи французских поэтов. Есть вокальные циклы, например, «Тот день, та ночь» на слова Поля Элюара.

В оперном творчестве наиболее популярны «Диалоги кармелиток» и «Человеческий голос».

Много хоровых произведений: «Stabat mater», патриотическая кантата «Лик человеческий» на стихи Элюара (издана в 1943 году подпольно). Предназначена для хора a capella.

Часто исполняются и сонаты Пуленка для духовых инструментов.

Моноопера «Человеческий голос» (по мелодраме Жана Кокто) – одно из центральных сочинений Пуленка. Единственный персонаж – Женщина, которую бросил возлюбленный. Вся опера построена как её последний телефонный разговор с ним.

 

ВЕНГРИЯ

Бела Барток (1881-1945)

– один из самых смелых композиторов-новаторов, блестящий пианист, педагог, собиратель и исследователь фольклора.

Исследования Бартока и его ученика и друга Золтана Кодая в корне изменили представления о венгерском фольклоре. Они подняли архаический пласт крестьянского фольклора, с характерной для него пентатоникой и диатоникой, тогда как столетием ранее (у Эркеля и Листа) в качестве прообраза выступал вербункош, распространенный в городской среде.

Барток был ярким новатором в области музыкального языка. В своём творчестве он органически соединил древнюю кварто-пентатоновую основу венгерской крестьянской песни с новейшими музыкально–выразительными средствами европейской музыки. Особенно он обогатил область метроритма и тембра.

Огромный вклад Барток (вместе с Кодаем) внёс в детское музыкальное воспитание и образование.

В музыке Бартока можно найти признаки разных ведущих направлений музыки XX века (импрессионизма, экспрессионизма, урбанизма), но в большинстве сочинений его творчество – пример (нео)фольклоризма.

Фольклоризмтворческое на­прав­ле­ние ев­ропейской про­фес­сио­наль­ной му­зы­ки, для которого характерно обращение к самым древним пластам народной культуры, к фольклору тех регионов, музыка которых не входила ранее в композиторское творчество.

Основные произведения Бартока:

«Замок герцога Синяя Борода» – единственное оперное сочинение композитора;

балеты «Деревянный принц» и «Чудесный мандарин»;

Концерты (3 фортепианных, 2 скрипичных, альтовый, Концерт для оркестра);

Музыка для струнных, ударных и челесты;

6 струнных квартетов;

фортепианные произведения (одно из самых знаменитых – фортепианная пьеса Allegro barbaro, т.е. Варварское аллегро, где запечатлена первобытная мощь венгерских деревенских плясок), фортепианный цикл «Микрокосмос» – уникальное педагогическое пособие для детей;

многочисленные обработки народных песен.

 

Музыка второго авангарда (2 половина ХХ века)

Направления Представители, примеры
Алеаторика(буквально – «игра в кости», «жребий») – метод композиции, основанный на принципе случайности. Предполагает неполную фиксацию нотного текста. Реакция на крайнюю продуманность в сериализме. Джон Кейдж (Америка), Карлхайнц Штокхаузен (ФРГ), Пьер Булез (Франция).
Конкретная музыка – звуковая ткань, которая скомпонована исключительно (или почти исключительно) из шумов. Чаще всего такие шумы записываются на магнитную ленту и затем тщательно монтируются между собой. Целое произведение может состоять только из звука падающих капель воды, шума поезда, голосов птиц, скрипа двери). Пьер Шефф е р–французский композитор и радиоинженер: «Симфония для одного человека»,«конкретная» опера «Орфей». Эдгар Варез (США, по национальности француз) – «Ионизация» (1931):помимо 36-ти ударных инструментов, в качестве солирующих применены две разнонастроенные сирены.
Электронная музыка – музыка, создаваемая и исполняемая с помощью электронно-акустической и звуковоспроизводящей аппаратуры. К. Штокхаузен– более 140 электронных сочинений, например, «Песнь отроков» (1956)–натуральное пение 12-летнего мальчика комбинируется с синтезированными электронными звуками. Библейский текст (из Книги Пророка Даниила) деформирован путём разделения на слова, слоги и отдельные звуки.
Сонорика –«музыка звучностей» или соноров – стала отражением резко возросшей роли тембра в музыке ХХ века. Это техника музыкальной композиции, которая оперирует нерасчленимыми звуковыми комплексами («темброзвучностями»). Дьердь Лигети (Венгрия) –«Атмосферы») Кшиштоф Пендерецкий (Польша) – «Трен памяти жертв Хиросимы»
Стохастическая музыка –музыка, техника которой базируется на теории математической вероятности и больших чисел, с помощью которой определяются те или иные элементы композиции. Янис Ксенакис (Греция, родился в 1922) – архитектор по образованию и математик по складу ума.

 

 

 


[1] Название возникло по аналогии с русской «пятёркой» – «Могучей кучкой».

[2] Книга «Я – композитор».

[3] Все части завершаются ударом литавр на звуке ре (символ тщетности борьбы).

[4] I часть – Dies irae («День гнева»), II часть – De profundis («Из бездны взываю»), III часть – Dona nobis pacem («Даруй нам мир»).

[5] Оба композитора дружили.

[6] Несколько лет жил в Бразилии, работая секретарём своего друга Поля Клоделя, который был назначен французским послом в Бразилии.

[7] Другое название – «Воспоминания о Бразилии» (это сочинение существует также в вариантах для орке­стра и для скрипки или виолончели с фортепиано).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: