Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. -М., 1998. -С. 841-860.




Карл Юнг (1875-1961)

 

Caм Фрейд одно время считал Юнга своим приемным сыном и наследником психоаналитического движения... После того, как их дружба полностью распалась в 1914 году, Юнг начал разрабаты­вать собственный вариант аналитической психологии, как он ее называл, полностью противоположный фрейдовской системе...

Аналитическая психология

 

Главные отличия аналитической психологии Юнга от фрейдов-ского психоанализа касаются вопроса о природе либидо. Если Фрейд характеризует либидо преимущественно в терминах сексуальной сферы, то для Юнга это жизненная энергия вообще, в которой секс присутствует только как один из компонентов. По Юнгу. я жизненная энергия либидо проявляется в росте и размно-жении,а также в других видах деятельности - в зависимости от того в данный момент времени является наиболее важным для конкретного человека..

Еще одно существенное различие между позициями Фрейда и Юнга касается представления о направленности сил, определяю-щих личность человека. С точки зрения Фрейда, человек есть про- дукт своих детских переживаний, Для Юнга же человек определя- ется не только прошлым, но в равной мере и своими целями ожи-даниями и надеждами на будущее. По его мнению формирование личности вовсе не завершается к пяти годам. Человек может ме-няться и, подчас, довольно значительно, на протяжении всей своей жизни. Третье различие между позициями Фрейда и Юнга заключает­ся в том, что Юнг попытался проникнуть в область бессознательно­го глубже, чем это удалось Фрейду. Он добавил еще одно измере­ние в понимание бессознательного: врожденный опыт человечест­ва как вида, унаследованный им от своих животных предков (коллективное бессознательное).

Коллективное бессознательное

Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится личное бессознательное, со­стоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании.

Содержание личного бессознательного сгруппировано в опре­деленные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, жела­ния и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и таким образом оказывают влияние на пове­дение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.

Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень - коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное со­держит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессоз­нательным. Мы не можем осознать его, каким либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессозна­тельного.

Архетипы

Врожденные тенденции внутри коллективного бессознательно­го, получившие название архетипов, являются внутренними де­терминантами психической жизни человека. Они направляют дей­ствия человека в определенное -русло, в чем-то схожее с тем. ка­ким образом вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетипы обнаруживают себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений Они обычно связаны с такими важнейшими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основные стадии жизненного пути (детство, юность), а так-же с реакцией на смертельную опасность...

Четыре... архетипа встречаются чаще других - это персона, анима и анимус, тень и Я.

Персона - это та маска, которую каждый из нас надевает, об- щаясь с другими людьми. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Персона может не сов-пасть с подлинной личностью индивида. Понятие персоны у Юнга анолагично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы говорим так, как, полагаем, другие люди ожидают, чтобы мы дей-действовали в тех или иных ситуациях.

Архетипы анима и анимус отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима отражает женские черты в мужском характере, а анимус - мужские (москулинные) характеристики в женском. Как и большинство дру-гих архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщи-ны осваивали определенные эмоциональные и поведенческие тен-денции противоположного пола.

'Архетип тени -.это некая обратная, темная сторона Я. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни. Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Юнг писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с на­ми случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшед-шее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наибо-лее примитивная часть нашей природы. Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она - источник спонтанности, творческого по-рыва. внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормаль-ная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.

Но наиболее важным архетипом Юнг считал Я. Сочетая и гар­монизируя все аспекты бессознательного, Я создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача Я - интеграция различных подсистем личности. Юнг сравнивал Я с порывом или стремлением к самоактуализации, что определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей лично­сти...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: