О разработке и проведении исследования взаимосвязи уровня толерантности и развития гражданской идентичности у старших подростков и младших школьников




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «АРТЕК»

 

ОТЧЕТ

о разработке и проведении исследования взаимосвязи уровня толерантности и развития гражданской идентичности у старших подростков и младших школьников

 

В исследовании приняли участие дети в возрасте от 10 до 17 лет – участники 1 тематической смены 2020 г. «Время наших открытий» в период с 24.01.2020 по 03.02.2020 г. Всего – 80 человек, из детского лагеря «Хрустальный» ФГБОУ «МДЦ «Артек».

 

Гипотеза:

Уровень развития толерантности играет немаловажную роль при становлении гражданской идентичности. Следовательно, чем ниже уровень толерантности, тем менее развита гражданская идентичность.

Актуальность:

Актуальность выбранной темы обусловлена кризисом гражданской идентичности в современном обществе, углубившимся еще в начале нового столетия. Определение гражданской идентичности - это важнейшая задача нашего времени. На решение проблемы гражданского воспитания и образования подрастающего поколения нацелено внимания многих исследователей, хотя, при этом, вопросы формирования у школьников чувства гражданской идентичности практически не разработаны.

B числе задач общественного воспитания детей в Российской Федерации особое место занимает задача воспитания ответственного и сознательного гражданина. Гражданское воспитание реализуется средствами всех социальных институтов, тем не менее ключевая роль в этом процессе принадлежит общеобразовательной школе.

Формирование российской гражданской идентичности учащихся – актуальная задача системы образования. B частности, материалы последней стандартизации образования предлагают рассматривать гражданскую идентичность в качестве личностного результата образования. Разработчики ФГОС OOO дают следующее содержательное наполнение данного параметра: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Цель исследования: разработка и проведение исследования взаимосвязи уровня толерантности и развития гражданской идентичности у старших подростков и младших школьников.

Задачи исследования:

· способствовать развитию навыков рефлексии и целеполагания у старших подростков и младших школьников;

· рассмотреть сущность гражданской идентичности;

· выявить особенности формирования основ гражданской идентичности младшем школьном возрасте и старшем подростковом возрасте;

· изучить и проанализировать сформированность гражданской идентичности у младших школьников и старших подростков;

· способствовать развитию навыков работы с информацией, умению анализировать полученные данные.

Процедура проведения:

Для изучения взаимосвязи уровня толерантности и развития гражданской идентичности у старших подростков и младших школьников мы использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности», тест «Выявление уровней гражданской идентичности учащейся молодежи».

В основу опросника «Индекс толерантности», лег опыт отечественных и зарубежных психологов: Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам, коммуникативные установки такие, как: уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству. Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как: этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности (Приложение 1). Результаты диагностики индекса толерантности выводим в диаграмму (рис 1).

 

рис 1. Сравнительная диаграмма «Индекс толерантности» старших подростков и младших школьников.

 

Из полученных данных, в ходе проведения опросника «Индекс толерантности», можно сделать вывод: чем старше респондент, тем выше развито чувство толерантности.

Чтобы определить уровень гражданской идентичности группы обучающихся, участников 1 тематической смены «Время наших открытий», мы использовали тест «Выявление уровней гражданской идентичности обучающейся молодежи» (Приложение 2). Результаты диагностики индекса толерантности выводим в диаграмму (рис 2).

рис 2. Сравнительная диаграмма «Уровень гражданской идентичности» старших подростков и младших школьников.

Вывод:

1. Исходя из полученных данных, в ходе исследования, следует сделать вывод, - у младших школьников гражданская идентичность незначительно зависит от индекса толерантности. В младшем школьном возрасте детям предстоит многому научиться. Социально-нравственный опыт ещё недостаточно развит, но есть и такие характеристики, убеждающие заниматься гражданским воспитанием уже в данном возрастном периоде. Респондентов младшего школьного возраста отличает жажда познавать окружающий мир, получать новые впечатления, отсюда возникает интерес к общественной жизни, отношениям в ней. Как и в дошкольном возрасте, в жизнедеятельности младших школьников важное место занимают эмоции, но укрепляется тенденция освобождения от импульсивности. Именно в младшем школьном возрасте начинают активно развиваться важнейшие психические функции и понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые в последствии останутся всю жизнь, помогая в дальнейшем найти своё место в социуме. Об этом свидетельствуют полученные данные, где у 5,5% высокий уровень развития толерантности, а 94,5% детей средний уровень.

2. Гражданская идентичность формируется, прежде всего, под влиянием семьи, этнической или религиозной группы (если это для ребёнка актуально); у подростка - представлений о малой Родине как освоенном и присвоенном пространстве, образе территории, которую он называет «своей». В современном начальном школьном образовании, теме гражданской идентичности, отводится недостаточное количество времени. В отличии от респондентов, обучающихся в старших классах, где тему гражданственности и любви к Родине затрагивают на многих уроках, а также, дети имеют возможность поучаствовать в патриотической деятельности, младшие школьники не могут всецело погрузиться, так как не знают, с чего начать. Об этом свидетельствуют данные исследования. Только у 1 респондента высокий уровень гражданской идентичности 3%; средний у 20 человек, что составляет 55% и у 15 детей низкий уровень 42%, в то время как у старшего подросткового возраста низкий уровень гражданской идентичности отсутствует совсем, средний уровень у 37 человек, что составляет - 84%, высокий уровень у 7 человек – 16%.

3. Следует отметить, что формирование гражданской идентичности детей должно основываться на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей. Гражданское воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный гражданин уважительно относится и к другим культурам, людям других национальностей. Чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности. Все эти качества необходимо закладывать уже в младшем школьном возрасте. «Выстраивание» гражданской позиции y детей проходит постепенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, их малого социально-нравственного опыта. Сущность гражданской идентичности заключается в осознании личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, который определяет целостное отношение к социальному и природному миру. Достижение гражданской идентичности является важной задачей для развития личности. Формирование российской гражданской идентичности учащихся – актуальная задача системы образования. И начинать необходимо как можно раньше.

4. Таким образом вопросы воспитания подрастающего поколения выдвигаются на передний план проблемы гражданской идентификации, они вызваны объективной необходимостью воспитания гражданина, почитающего историю Отечества и традиции народа, знающего культурное наследие страны, родного края. Знание истории родного края возрождает традиции национальной духовной культуры. Человек, который знает культурное наследие своего народа, становится настоящим гражданином, патриотом своей родины.

 

Приложение 1.

Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

Для диагностики общего уровня толерантности можно использовать экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

  Утверждение Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согласен Полностью согласен
I. 1. В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности            
2. К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение            
3. Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные            
4. Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности            
5. Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей            
6. К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться            
7. Я могу представить чернокожего человека своим близким другом            
Итого:  
II. 8. В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение            
9. Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах            
10. С неопрятными людьми неприятно общаться            
11. Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества            
12. Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше            
13. Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"            
14. Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители            
15. Любые религиозные течения имеют право на существование            
Итого:  
III. 16. Если друг предал, надо отомстить ему            
17. В споре может быть правильной только одна точка зрения            
18. Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения            
19. Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же            
20. Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение            
21. Беспорядок меня очень раздражает            
22. Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим            
Итого:  
Общий итог:  

 

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

I. Этническая толерантность

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия

· До 19 баллов– низкий уровень

· 20 – 31 – средний уровень

· 32 и более баллов – высокий уровень

II. Социальная толерантность

Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам

· До 22 баллов – низкий уровень

· 23 – 36 – средний уровень

· 37 и более баллов – высокий уровень

III. Толерантность как черта личности

Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

· До 19 баллов– низкий уровень

· 20 – 31 – средний уровень

· 32 и более баллов – высокий уровень

Приложение 2.

Тест

«Выявление уровней гражданской идентичности
учащейся молодежи»

  1. Насколько необходимо для Вас углубление и расширение знаний о культуре своего народа? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Оцениваете свою гражданскую позицию по пятибалльной шкале

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Довольны ли Вы принадлежностью к своей национальности? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Насколько глубоко Вы знаете национальную культуру своего народа? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных изданиях, посвященные обсуждению патриотических проблем и этнокультурным особенностям вашего региона? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Насколько Вам присуще чувство ответственности за сохранение национальной ответственности и общего социально-политического благополучия в стране? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. В какой мере для Вас важно сохранение существующих самобытных этнических коллективов и упрочение взаимосвязи между ними на основе общечеловеческой ценностей? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. В какой степени Вам удается применять ценности гуманизма в процессе межнационального общения? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Насколько Вы готовы к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Как часто Вы участвуете в акциях, диспутах поликультурной и гражданской направленности? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. В какой степени за последние 2–3 года у Вас возросло желание участвовать в мероприятиях, направленных на разрешение национальных, региональных, этноконфессиональных проблем общества в рамках образовательной политики вашего образовательного учреждения (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. В какой мере каждый гражданин должен проявлять заботу об этнической самобытности своего народа, понимать и принимать специфику национальных ценностей других народов? (оценка в пятибалльной шкале)
  2. Насколько, на Ваш взгляд, поликультурное воспитание молодежи поможет обществу выйти из социально-политического кризиса? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Если Вы станете свидетелем межэтнического конфликта, в какой степени Ваша позиция будет активной и принципиальной в установлении межкультурного диалога? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Соблюдаете ли Вы традиции и обычаи своего народа? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

  1. Как Вы оцениваете собственную роль в разрешении проблем, связанных с межэтническими конфликтами, и установлении активных взаимоотношений с другими этносами? (оценка в пятибалльной шкале)

 1

 2

 3

 4

 5

 

Ключ к обработке теста

Отметьте выбранный вариант ответа по 6-балльной шкале, где:

01 обозначают отсутствие выраженности качества (0 – полное отсутствие, 1 – слабая степень выраженности),

23 обозначают среднюю степень выраженности (2 – ниже среднего, 3 – среднее значение),

45 обозначают высокую степень выраженности (4 – высокая, 5 – устойчиво высокая).

1. Когнитивный компонент гражданской идентичности (сформированность знаний, убеждений, наличие внутренней гражданской позиции).

1. Как Вы оцениваете собственные патриотические знания?

2. Насколько необходимо для Вас углубление и расширение своих знаний и знаний о культуре своего народа?

3. Как Вы оцениваете свою внутреннюю гражданскую позицию?

4. Насколько Вы довольны принадлежностью к своему народу?

5. Насколько глубоко Вы знаете культуру своего народа?

6. Как часто Вы читаете статьи в периодической печати или научных изданиях, посвященные обсуждению патриотических проблем и этнокультурным и социокультурным особенностям вашего региона?

2. Мотивационный компонент гражданской идентичности (наличие ведущих ценностей своей национальной культуры).

1. Насколько Вам присуще чувство ответственности за сохранение своего народа и общего социально-политического благополучия в стране?

2. В какой мере для Вас важно сохранение существующих самобытных этнических коллективов и упрочение взаимосвязи между ними на общечеловеческой основе, поддержание традиций вашего народа?

3. Насколько распространяете Вы понимание гуманизма (доброты, бережности) на гуманное отношение человека к природе, человека к своему этносу?

4. Насколько Вы готовы к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий?

5. Насколько важным, по Вашему мнению, является развитие общественного экологического движения в учебном заведении?

6. Насколько значимо для Вас получать положительный эмоциональный настрой от способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения?

3. Поведенческий компонент гражданской идентичности ( готовность к действиям в защиту своей Родины, своего народа).

1. Как часто Вы участвуете в акциях, диспутах культурной и патриотической направленности?

2. В какой степени за последние 2–3 года у Вас возросло желание участвовать в мероприятиях, направленных на разрешение национальных, региональных, этноконфессиональных проблем общества в рамках образовательной политики вуза?

3. В какой мере Ваше участие в патриотической деятельности определено тем, что каждый человек должен проявлять заботу об этнической самобытности своего народа, научиться понимать и принимать специфику культурных ценностей других этнических коллективов?

4. Насколько, на Ваш взгляд, этнокультурное и патриотическое воспитание молодежи поможет обществу выйти из социально-экологического кризиса?

5. Если Вы станете свидетелем межэтнического конфликта, в какой степени Ваша позиция будет активной и принципиальной в установлении межкультурного диалога?

6. Соблюдаете ли Вы традиции и обычаи своего народа?

7. Как Вы оцениваете собственную роль в разрешении проблем, связанных с межэтническими конфликтами, и установлении активных взаимоотношений с другими этносами?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: