Эссе на тему : «Искусство как вне-себя-бытие».




/на основании текста: Тульпе И.А. Религия и искусство в их отношении к человеку/

Тульпе И.А. Религия и другие формы жизни человеческого духа. Спб. «Наука», 2016. С. 296-315

 

Выполнила: студентка 220 группы Локновская Анна Дмитриевна

Педиатрический факультет.

Проверила: Раневская Наталья Юрьевна.

 

 

Санкт-Петербург

 

Искусство зародилось очень давно, оно неотъемлемо связано с человеческой жизнью. На протяжении всего своего существования оно совершенствовалось и видоизменялось. Однако, оно всегда являлось отражением сущности человека.

 

Искусство начинало свой путь как копирование реального мира, фактически было его зеркалом. Постепенно искусство оторвалось от реального мира, начало создавать свои другие миры. Изначально у художника есть только «пустые» материалы, не несущие в себе ничего, кроме своей вещественности. Используя это «ничто», накладывая на них свои мысли, чувства, переживания, он порождает иную реальность, не существовавшую до этого.

 

В произведениях искусства объективизируется субъективность человека. Все люди воспринимают мир по-разному. Рисуя картину, художник вкладывает в нее какой-то свой определенный смысл, однако зритель, созерцающий произведение искусства, может увидеть в нем что-то иное, какой-то свой смысл, заметный только ему. Объекты искусства многогранны, они могут отражать много реальностей, видимых разным людям.

 

У искусства есть ряд важных функций. Долгое время жизненная необходимость в искусстве осознавалась как необходимость его жизнеподобия. Оно училось у природы и было подобно ей. «Зеркало реальности» воспитывало зрителей, показывая им положительных героев, обучая социально приемлемым нормам поведения, охране здоровья и прочему. Когда же искусство перестало быть «калькой» и оторвалось от реальности, оно утратило свои воспитательную и образовательную функции, так как стало демонстрировать искаженный, деформированный мир. Но плохо ли это? Рассуждая о необходимости искусства, недостаточно оперировать категорией прекрасного. Искусство также обладает компенсаторной функцией, именно в тут она раскрывается в полной мере. Искусство позволяет на время убежать от реальности. Творец полностью погружается в создание нового произведения, зритель – в созерцание, человек чувствует себя свободным от проблем во внешнем мире.

 

Достаточно важной темой является катарсис в искусстве. Его можно рассмотреть в трех самых распостраненных ситуациях.

1) «Дистилляция» переживаний. Искусство преобразовывает переживания, позволяя разделить и пережить эмоции и чувства в «чистом виде».

2) Очищение организма с моральной точки зрения от плохого, улучшение человека за счет искусства, где свою роль играет воспитательная функция («красота спасет мир»). Также переживание чужих трагедий тренирует тонкость души, воспитывает стойкость к ударам судьбы.

3) Освобождение от обыденности, побег от реальности. Возможность отдаться «искусственным» радостям и страданиям - сродни эйфории.

Рассматривая тему искусства невозможно не затронуть вопрос взаимоотношения религии и искусства.

Многие полагают, что искусство возникло из религии, однако возникновение искусства позже религии не означает возникновения из религии. Искусство возникает не из веры в сверхъестественное, а из человека, который стремится осознать и показать себя с помощью творений. Религия не порождает само искусство, но способствует появлению потребности, которая может быть реализована только в искусстве.

Близость искусства и религии объясняется их обращенностью к человеку как к субъекту и тем, что они являются непосредственными способами самопознания, самовыражения, самоопределения субъекта в себе. Их общность лежит в стремлении людей приблизиться к недостижимому. В религии человек пытается приблизиться к божественной объективности, даже осознавая тщетность усилий. Так и в искусстве человек знает о нереальности создаваемого им мира, но все равно рвется к нему. Общение с этими (ир)реальностями основано на вере в их реальность.

Принципиальным различием природы искусства и религии является их отношение к конечному продукту. Часто считают, что именно религия является самым мощным источником вдохновения к созданию произведений искусства. Однако, искусство и религия имеют разное понимание взаимоотношений человека с «иной реальностью». В религии эта реальность объективна. Осознавая себя творением, человек через обращение к сверхъестественной реальности осуществляет самопостижение. В искусстве «иная реальность» - то, что создает сам человек. Процесс самого творения является целью творения, он несет в себе смысл выхода за свои рамки, обретения свободы. Для религии ирреальность – выход за пределы реального мира, а для искусства – средство.

Искусство само по себе загадочно и непостижимо. Своей таинственностью оно притягивает зрителя. Усовершенствованный и преображенный мир произведения искусства предстает как «иной», неизведанный. Художник и зритель стремятся погрузиться в него, познать, отрицая таким образом реальность действительного мира. Фактически, они сбегают от «беспрекрасного» реального мира к чему-то идеализированному. Однако, не имея опыта реального переживания, его невозможно прожить в ирреальном пространстве искусства, оно не может научить нас новым чувствам. Оно делает иными знакомые чувства усиливая или ослабляя их, делая более яркими или тусклыми, что позволяет совсем по-другому их пережить, обогатить внутренний мир человека. Художник и зритель могут в полной мере реализовать свое стремление к свободе через искусство.

Подводя итоги, можно сказать, что искусство это «вне-себя-бытие». Оно является самим собой когда оно больше чем есть на самом деле. Искусство связывает обе реальности, подчеркивая их отличия. Искусство представляет собой не столь прекрасное творение, сколь процесс его создания. Оно превосходит материальную форму, укореняясь в деятельности художника, становящегося скорее мыслителем, чем создателем предмета. Зрители же при встрече с произведением создают в себе и для себя из него нечто свое, свою иную реальность, пользуясь результатами творчества художника.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: