Основные элементы стратегии школ,
Функционирующих в неблагоприятных социальных условиях,
Но показывающих высокие образовательные результаты
Приоритет образовательных достижений и высокие ожидания педагогов по отношению ко всем учащимся.
Выстраивание линии поддержки своих учеников: дифференцированно для разных групп учащихся и индивидуально для тех, кому это необходимо.
Тесное взаимодействие, сотрудничество с родителями, а также открытость по отношению к другим образовательным учреждениям, своему окружению.
Позитивная культура, основанная на сотрудничестве, коллегиальности в принятии решений, общности целей для всех.
Учебные затруднения как психолого-педагогический феномен
Учебные затруднения рассматриваются как прерывание освоения учебной информации субъективными факторами (В.Г. Казанская, Н.А. Кузнецова, Ю.Н. Кулюткин и др.), нарушение коммуникации (И.А. Зимняя, В.А. Лабунская и др.).
Посредством учебных затруднений выражаются движущие силы познавательного процесса (М.А. Данилов, В.И. Загвязинский и др.).
Преодоление затруднений в познавательной деятельности является средством и специфическим результатом процесса обучения (С.М. Бондаренко, Дж. Брунер, В.С. Цетлин и др.).
Два основных контекста в понимании учебного затруднения: 1) конструктивный, 2) деструктивный.
1) Учебное затруднение отражает психологическую работу, осуществляемую субъектом учебной деятельности по освоению или преодолению сложности и трудности учебного материала и учебной деятельности.
2) Учебное затруднение рассматривается как негативный феномен прерывания учебной деятельности. Учебные проблемы с этой точки зрения рассматриваются в качестве симптомов: неуспеваемость, агрессивность, лень, страх перед экзаменами и пр. являются выражением бессознательных конфликтов или проявлением невротических образований.
Таким образом, учебное затруднение как феномен в структуре разнообразных нарушений может быть описан как деятельность сил торможения, психозащитной деятельности, интенсивности внутрипсихического конфликта, фиксаций и сопротивлений.
Сопротивление педагогическому процессу. Виды сопротивлений.
Эго-сопротивления вытеснения связаны с тем, что усвоению материала препятствует его ассоциативная связь с вытесненными травматическими инфантильными переживаниями учащегося.
Эго-сопротивления переноса. Под переносом (трансфером) понимается перемещение влечений, фантазий, отношений с фигур из предшествующей индивидуальной истории на фигуры настоящего. Перенос бывает негативный (отрицательный) и позитивный (положительный).
Эго-сопротивления, связанные с вторичной выгодой. Вторичной выгодой, вторичным выигрышем в психоанализе называют те практические преимущества, которые человек может получить, используя симптом, чтобы повлиять на окружающих или управлять ими. Первичным выигрышем от невротического симптома является освобождение от тревоги и внутрипсихического конфликта, достигаемое образованием этого симптома.
Ид-сопротивление, «залипание» психической энергии - это бессознательное сопротивление инстинктивных импульсов любым изменениям в их способе и форме выражения.
Супер-Эго-сопротивление отражает действие бессознательного чувства вины. Эта форма сопротивления побуждает совершать шаги, часто парадоксальные, определяемые бессознательным чувством вины и потребностью получить наказание в том или ином виде.
Сопротивления, сопровождающиеся соматизацией.
Тактика психолого-педагогической работы
Обеспечить постоянную поддержку сложных учеников в проблемных школах.
Какие психические силы учащегося стоят на стороне учителя, процесса анализа и преодоления сопротивлений?
К ним относятся:
а) сознательное рациональное Эго учащегося, внимание которого сосредоточено на дальних целях получения образования;
б) вытесненные содержания Ид, стремящиеся к разрядке и проникновению в сознание;
в) союз с педагогом, который позволяет учащемуся кооперироваться с ним, несмотря на параллельное присутствие оппозиционных чувств негативного переноса;
г) позитивный перенос, позволяющий учащемуся переоценивать компетентность учителя и его возможность помочь в любой затруднительной ситуации;
д) рациональное Супер-Эго, побуждающее выполнять свои обязанности;
е) любопытство, мотивирующее учащегося исследовать и открывать свое бессознательное;
ж) иррациональные мотивы; такие как чувство соперничества по отношению к другим учащимся, конкурентная борьба за любовь учителя - все перечисленные выше силы побуждают учащегося противостоять своим сопротивлениям, и о них следует помнить учителю, как о своих союзниках.