В Генеральную Прокуратуру Российской Федерации




ул. Большая Дмитровка, д. 15а, строен. 1, Москва, Россия, ГСП-3, 125993

 

от …………

……….@mail.ru

 

 

ОБРАЩЕНИЕ.

 

Я пишу Вам это обращение, так как не могу пройти мимо сложившейся в Курганской области ситуации, вызванной Постановлением главного санитарного врача по Курганской области №4 от 11.10.2021 г. «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области по эпидемическим показаниям».

 

На мой взгляд варварское, по истине бесчеловечное постановление грубым образом нарушает права наших граждан.

 

Как мы все знаем, санврачи регионов, ссылаясь на неблагоприятную эпидемическую ситуацию с коронавирусом, предписали обязательную вакцинацию представителей широкого круга профессий.

При этом отовсюду, в том числе от представителей власти, звучат утверждения, что работодатели могут/должны отстранять от работы непривитых сотрудников без сохранения заработной платы.

 

Утверждение, что главный санврач региона, вынося решение об обязательной вакцинации (подробнее о ней ниже), может самостоятельно определить подлежащие ей группы граждан, также является ложным.

В этом нетрудно убедиться, заглянув в два федеральных закона.

Ст. 51 п. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Как нетрудно убедиться, она содержит только два полномочия, которые имеют отношение к текущей ситуации, оба они – в подпункте 6:

«6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

 

временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».

 

Обратим внимание – отстранять от работы непривитых граждан сами по себе главные санврачи региона не могут. Они могут делать это лишь в отношении носителей возбудителей заболевания (в нашем случае – ковид-положительными гражданами), если те при этом могут являться источниками распространения этого заболевания (в тексте мы видим союз «и», а не «или»).

Что касается постановления о проведении профилактических прививок по эпидпоказаниям – то главный санврач региона может его вынести.

Но делать он это должен, конечно, в рамках федерального законодательства. Посмотрим, что оно говорит на этот счет.

Проведение прививок по эпидпоказаниям регулируется статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Пункт 3 данной статьи четко указывает, что главный санврач региона не может сам определить круг граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидпоказаниям:

«3. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».

Как видим, категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации определяются федеральной властью. В нашем случае таким органом власти является Минздрав (п. 5.2.93 Положения о Министерстве здравоохранения).

И такой перечень Минздравом определен – в составе Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н (ред. от 03.02.2021). В приложении 2 мы видим список категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации от каждого заболевания в календаре. Там довольно большой перечень, включающий работников организаций транспорта и энергетики, сотрудников правоохранительных органов, волонтеров, военнослужащих и работников организаций сферы предоставления услуг.

 

Предписать обязательную вакцинацию по эпидпоказаниям людей из этого списка главный санврач региона, действительно, может.

Но является ли такая «обязательная вакцинация» принудительной или добровольной?

Нетрудно убедиться, что она является строго добровольной.

В том же приказе содержится «Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

П. 4 этого «Порядка» четко указывает:

 

«4. Перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"».

 

Из данной нормы очевидно, что к «обязательной вакцинации» по эпидпоказаниям полностью применяются положения ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья» и соответствующие нормы ФЗ «Об иммунопрофилактике». Прививка делается с добровольного согласия и человек вправе от нее отказаться.

 

То, что сейчас происходит – это шантаж. Добровольная вакцинация под угрозой оставления без средств к существованию. Мне хочется провести аналогию со ст. 179 ГК РФсделка, совершенная под влиянием насилия или угрозы, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. НО! ГК РФ регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения. А в данном случае речь идет о самом дорогом - жизни и здоровье людей!

Подписывая добровольное согласие на медицинское вмешательство риск осложнений человек принимает на себя. Но возможно ли говорить об этом, если такой документ подписывается под влиянием угрозы отстранения от работы? Полагаю, что в таком случае вся ответственность за риски и здоровье граждан должна ложиться на плечи мед.учреждения, Роспотребнадзора, санврача. Меня до глубины души возмущает подобное рабское положение. Как подобное возможно в правовом государстве, коим объявляет себя Российская Федерация?

 

Принуждение к вакцинированию нарушает основы иммунопрофилактической деятельности государства и базовые права граждан, в том числе на отказ от профилактических прививок.

Ограничение таких прав граждан возможно, но в исключительных случаях.

Кроме того, согласно пункту 2.16. временных методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19", разработанных Минздравом РФ и направленных Письмом от 29 июня 2021 г. N 30-4/И/2-9825 для использования в работе, указано, в том числе, что хотя вакцина против COVID-19 защищает человека от серьезного заболевания и смерти, до сих пор не известно до конца, в какой степени она предохраняет от заражения вирусом и предотвращает его передачу другим людям.

Т.е. Министерство здравоохранения РФ говорит, что наличие прививки у одного гражданина не предотвращает его от заболевания и от заражения от него других людей.

Более того, исходя из смысла указанного пункта, люди, которые вакцинированные, могут представлять угрозу заражения других людей!!!

Далее, согласно ч. 2 ст.21 Конституции РФ никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

В настоящее время все вакцины против новой коронавирусной инфекции проходят пострегистрационные исследования.

Государственная регистрация вакцин осуществляется на основании результатов всех этапов испытаний препарата, подтверждающих его эффективность, специфическую активность и безопасность, а также при наличии утвержденной нормативно-технической документации.

В случае с вакцинами от коронавирусной инфекции данные требования не соблюдены:

- регистрация вакцин прошла до завершения всех этапов клинических исследований;

- вакцины Гам-КОВИД-Вак Комбинированная векторная вакцина для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 и ЭпиВакКорона подготовлены на основании ограниченного объема клинических данных и будут дополняться по мере поступления новых данных;

- защитный титр антител и продолжительность защиты в настоящее время неизвестны;

- не проводилось изучение взаимодействия с другими лекарственными средствами. Клинические исследования по изучению эпидемиологической эффективности не проводились, т.е. долгосрочная эффективность также не подтверждена.

- оценка эффективности, иммуногенности и безопасности комбинированной векторной вакцины Гам-КОВИД-Вак является предметом изучения в рамках клинических исследований, которые еще не завершены.

Из указанного следует другой вывод, что при отсутствии завершенных испытаний вакцин, фактически отсутствуют основания для наличия информированного добровольного согласия на вакцинацию против коронавирусной инфекции:

- препарат не прошел в полном объеме доклиническую стадию исследований. Доклинический этап, который длится минимум 1–2 года – это тестирование вакцины на клеточных культурах и лабораторных животных. Его цель — удостовериться в переносимости препарата живым организмом без фатальных последствий, а также проверить наличие иммунного ответа: организм животного должен вырабатывать антитела к вакцине.

- не определена оптимальная доза препарата, его аллергенность и токсичность, влияние на плод (возможность развития дефектов или аномалий) и возможность образования опухолей.

- только в четвертой фазе проводится постклинический мониторинг, который позволяет получить детальные данные о действенности вакцины, ее безвредности и возможных побочных явлениях.

Таким образом, отсутствие информации о возможных поствакцинальных осложнениях и других возможных неблагоприятных эффектах и реакциях, которые определяются только после завершения клинических испытаний и не позволяет получать добровольное информированное согласие на вакцинацию, поскольку информация о препарате отсутствует, что прямо нарушает требования ст. 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике» и ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Далее, пока клинические исследование не завершены – это медицинский эксперимент, принуждение к которому запрещено международным правом и российским законодательством.

Основной принцип, сформулированный Нюрнбергским кодексом (1947) по итогам Нюрнбергского трибунала провозглашает недопустимость принуждения к участию в медицинских экспериментах. Необходимым условием для привлечения человека к участию в эксперименте является его добровольное осознанное согласие, полученное после предоставления ему полной информации о характере, продолжительности и цели проводимого эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте.

Указанный принцип нашел свое отражение в ряде международных конвенций: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Хельсинская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации (1964), Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Правила надлежащей клинической практики Евразийского экономического союза (2016).

Резолюция 2361 (2021 года) Парламентской Ассамблеи Совета Европы в отношении коронавируса была призвана напомнить государствам-членам СЕ о недопустимости принуждения к вакцинации и дискриминации отказавшихся прививаться от коронавирусной инфекции.

Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 в п. 4 предусматривают, что при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью.

Вакцинация препаратами, исследования безопасности которых не завершены, и потенциально связаны с угрозой безопасности, жизни и здоровью, является прямым нарушением установленных Правительством РФ правил поведения.

Более того, провозглашение режима повышенной готовности или угрозы распространения опасного инфекционного заболевания не предоставляет права проводить над людьми медицинские опыты, а отказавшихся подвергать дискриминации и лишать возможности работать.

Учитывая, что сложившаяся эпидемиологическая ситуация не расценивается федеральными органами власти как достаточно серьезная для того, чтобы вводить чрезвычайную ситуацию, то, исходя из логики права, меры, принимаемые сейчас, не могут выходить за рамки максимально допустимых при чрезвычайной ситуации.

Согласно ст. 28 Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайной ситуации» любые меры, применимые во время чрезвычайной ситуации, должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по

признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

По Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти…» (ст. 18).

По ч. 2 ст. 55 Конституции, в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. По ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Внесудебное ограничение прав человека недопустимо.

Положение п.1 ст.56 Конституции РФ устанавливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Однако, учитывая, что в РФ не введен режим чрезвычайного положения, то ограничение прав и свобод граждан Республики Татарстан вышеуказанным постановлением главного врача противоречит Конституции РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции России).

О верховенстве Конституции Российской Федерации и федерального законодательства по отношению к иным нормативным правовым актам, имеющих меньшую юридическую силу, указывается в разъяснении Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

 

Федеральное законодательство содержит лишь одну норму об отстранении от работы в связи с отсутствием прививки – она находится в п. 2 ст. 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»:

«2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».

Как видим, отстранить от работы (действительно, без сохранения зарплаты) можно по закону исключительно граждан, выполняющий работы, входящие в утвержденный на федеральном уровне перечень.

Сейчас полномочие составлять такой перечень дано Минздраву (п. 5.2.90 Положения о Министерстве здравоохранения), но сам такой действующий перечень уже был утвержден ранее Правительством РФ – Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок»

Нетрудно убедиться, что этот перечень довольно ограничен. К примеру, в него входят работники образовательных организаций (но есть решения суда о том, что это требование не обязательно распространяется на работников, почти не контактирующих с другими – например на бухгалтера или юриста образовательной организации), медработников – но не всех, а работающих с больными инфекционными заболеваниями, живыми возбудителями таких заболеваний, с кровью и биологическими жидкостями человека и т.п.

В этом списке нет никаких работников торговли, парикмахеров, таксистов, работников библиотеки т.д.

Как мне видится, никаких законных оснований для отстранения от работы непривитых граждан, не входящих в этот перечень, не существует.

 

 

Статья 76 Трудового кодекса РФ, на которую ссылаются работодатели в своих приказах по указанию Роспотребнадзора и Трудинспекции, разумеется, не дает возможности отстранять от работы кого попало.

Отстранение от работы, согласно ее положениям, возможно, в частности:

«по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

 

Как мы ранее видели, главный санврач региона не имеет полномочия требовать отстранения от работы непривитых граждан, работающих по профессиям, не входящим в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825.

Законы и иные нормативные правовые акты РФ также оснований для их отстранения не содержат.

 

Также хочу обратить, что информация о том, что прививка является медицинским вмешательством. При этом, согласно ст. 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» информация о медицинских вмешательствах, состоянии здоровья и т.п. является врачебной тайной.

Соответственно ни один гражданин не обязан сообщать работодателю о своей привитости или непривитости. Закон не дает работодателю никакого права требовать предоставить ему эту информацию. Иными словами, работодатель попросту не имеет возможности узнать, какой процент его работников привит, если сами работники не захотят ему такую информацию предоставить.

 

Таким образом, постановление главного санврача Курганской области, если толковать его как обязанность обеспечить указанный в нем процент привитых работников, попросту ставит работодателей в невозможное положение, а работники остаются в ситуации полного попрания прав, представленных им законом. Максимум, что работодатель может сделать по закону – это оповестить работников о предписании и создать для них возможность сделать прививку, если они этого хотят.

Все остальное – за пределами законных возможностей и полномочий работодателей.

 

В соответствии со ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении возложенных на него функций прокурорпринимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

На основании статей 22 и 27 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прошу Вас провести прокурорскую проверку и по ее результатам принять акт прокурорского реагирования, обязав отменить заведомо незаконные пункты Постановления главного санитарного врача по Курганской области №4 от 11.10.2021 г. «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области по эпидемическим показаниям»в части, противоречащей действующему законодательству..

В случае отказа устранить допущенные нарушения Конституции Российской Федерации, вышеперечисленных федеральных законодательных актов, прошу Вас принять меры для отмены незаконного пункта постановления в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

 

С уважением, __________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: