Педагог, работающих с детьми с проблемами в развитии должен использовать компенсаторные возможности каждого ребенка. От знания особенностей психики детей с задержкой психического развития, от умения подойти к нему часто зависит судьба ребенка и даже всей его семьи.
С.Я.Рубинштейн
Диагностика, мониторинг и наблюдения за ребенком, его развитием и формированием знаниевой компоненты позволяют в учебно-воспитательном процессе полноценно реализовать принцип дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, - одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня, требующая творческого инициативного подхода.
Частично данную проблему решает ведение дневниковых записей о развитии ребенка, его поведении и усвоении основных знаний, умений и навыков. Существуют общие рекомендации по проведению наблюдений за младшими школьниками с ЗПР. Дневник наблюдений за учеником ведется так, чтобы записи давали возможность:
1) поставить учебно-воспитательные задачи и разработать мероприятия на основе комплексного изучения личности;
2) собрать и обобщить материалы для педагогической характеристики ученика;
3) выявить динамику развития ребенка под влиянием педагогических (или медико-педагогических) воздействий для постановки дальнейших задач;
4) определить прогноз развития и дать рекомендации по дальнейшему обучению.
Дневник наблюдений за учащимися с ЗПР заполняется учителем начальных классов, психологом, педагогом группы продленного дня, социальным педагогом, учителем-логопедом, педагогом-психологом. В начале (октябрь – ноябрь) и конце учебного года (март – апрель) в краткой форме записываются данные об отдельном ученике:
§ характеристика его познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
§ отношение к учению;
§ особенности личности;
§ результаты усвоения учебного материала.
В дневнике могут представлены записи врача, а также педагога о том, как ребенок ведет себя под влиянием лекарств, что поможет корригировать процесс лечения. Целесообразно отметить и моменты, связанные с культурой поведения в школе.
Записи в конце года должны содержать аналитический характер, т.е. отражать, те перемены в поведении, обучении ребенка, которые были проблемными. Обязательно должна произойти динамика в развитии психических процессов, а также формировании учебных и общеучебных знаний, умения и навыков.
В течение учебного года дневник заполняется эпизодически. В него заносятся ситуации, в которых ребенка проявил себя наиболее ярко, выделяются характерные для него черты или, наоборот, новые качества, неожиданные для учителя.
Наблюдения за учащимися, имеющими отклонения и поведенческого характера, должны быть зафиксированы чаще и желательно прописывать все конфликтные ситуации, проблемные стороны в поведении. Однако не стоит превращать дневник наблюдений в жалобную книгу. При анализе дневниковых записей учитель должен преследовать определенные задачи – уяснить, как сохранить и поддержать положительные качества, проявившиеся у ребенка в той или иной ситуации, что следует целенаправленно формировать, от чего необходимо избавиться и т.д.
Записи в дневнике становятся основой педагогической характеристики ученика, которая составляется в конце учебного года. Педагогическая характеристика выполняется по общей схеме, в ней фиксируется пройденный этап развития ребенка и отражается динамика за год. При ее подготовке следует учитывать, для чего будет предназначена характеристика – для перевода в массовую школу или для медико-педагогической комиссии. В этом документе необходимо отметить, насколько эффективными оказались мероприятия, проводившиеся в течение года при индивидуальной работе с учеником, результативность в выполнении намеченных в дневнике педагогических задач. Анализ собранных за год наблюдений должны дать и другие педагоги: группы продленного дня, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и врач. Лишь такой совместный анализ и единый комплексный подход в постановке дальнейших педагогических задач обеспечат эффективность учебно-воспитательной работы с детьми с ЗПР.
Анализ дневниковых записей, беседы с учителями выявляют различные формы ведения дневников: от простых и лаконичных до тщательных и развернутых наблюдений за учащимися начальных классов. Безусловно, каждый педагог может сам варьировать те разделы, по которым ему особенно важно характеризовать того или иного ученика. Что-то можно опускать (допустим, особенности усвоения конкретного учебного материала) и фиксировать только в конце учебного года в психолого-педагогической характеристике.
Примерные формы дневников наблюдений
Общие ориентиры наблюдений | Дневниковая запись | Кем заполняется |
1.Познавательные процессы. 2.Речь. 3.Усвоение учебного материала (трудности, достижения) 4.Отношение к учению (интересы, мотивы, эмоциональный настрой, самоконтроль) 5.Особенности личности (черты характера) 6.Культура поведения. | Учитель начальных классов Учитель-логопед Педагог-психолог Социальный педагог Педагог группы продленного дня |
Ситуация, в которой происходит наблюдение | Описание факторов поведения ребенка | Анализ факторов | Психолого-педагогические выводы |
№ п/п | Вид деятельности, в которой ведется наблюдение (игра, урок, перемена и т.п.) | Дата наблюдения | Цель | Характер проявлений ученика в конкретном виде деятельности | Педагоги-ческие меры | Результат |
Факт | Меры воздействия | Результат | Педагог |
Наблюдаемый факт | Причины | Меры воздействия по факту | Результат |
Возможно вести тетрадь наблюдения, которая отражает не только промежуточные состояния, а фиксирует и ситуации и факты отклонения в поведении детей с ЗПР. Тетрадь наблюдений состоит из нескольких основных параметров:
§ психологическая картина;
§ социальная картина;
§ учебная картина;
§ речевая картина.
Обязательно фиксируется индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут ребенка.
Наряду со всеми рекомендациями существуют определенные требования.
Требования к ведению дневника наблюдений
1. Ведение дневника должно быть регулярным и достоверным.
2. Записи должны быть целенаправленными и аналитическими.
3. Содержание записей должно носить конкретно-обобщающую форму.
4. В дневниках наблюдений производится учет наблюдаемых явлений.
5. Дневники наблюдения заполняются на всех учащихся специального класса.
6. Изучение должно быть всесторонним, т.е. в различных условиях.
7. Необходимо учитывать дифференцированность оценки (иногда поведение зависит от обстоятельств).
8. Дневниковые записи должны отражать комплексный подход (изучение а анализ всеми специалистами).
9. Кроме фиксации наблюдаемого факта, необходимо проводить анализ причин, вызывающих те или иные изменения.
10. Изучение и анализ должны носить планомерный характер.