Право Индии колониального периода 9 глава




5) учет китайской специфики, запрет на бездумное привнесение зарубежных ценностей и категорий на китайскую почву. Власти настаивают на особой специфике государства, модели управления им, на невозможности безоговорочного имплементирования норм международного права в правовую систему КНР. Китаю всегда был свойствен особый «национально окрашенный» подход ко многим фундаментальным институтам государства и права, устойчивые определения и понимание которых уже сформировались в западной науке.

 

50. История формирования правовой системы Японии.

История правовой системы Японии довольно длительная, на ее формирование оказывали влияние важнейшие события как внутренней истории, так и внешние факторы. Среди них в первую очередь нужно назвать мощное влияние Китая и политику изоляционизма, а также ставшую хрестоматийной для объяснения многих аспектов развития японской цивилизации поразительную способность японцев к заимствованию инонационального опыта и придания ему собственных национальных черт.Коренные преобразования японского общества начались в эпоху так называемой революции Мэйдзи, когда в 1868 г. была ликвидирована власть военных правителей страны - сегунов, образовано императорское правительство и в короткий промежуток времени была осуществлена серия реформ в различных сферах общественной жизни. В ходе реформ были отменены привилегии японских дворян - самураев, провозглашено юридическое равенство четырех сословий (самураев, крестьян, ремесленников и торговцев), за крестьянами признавалось право собственности на землю. Правительство предпринимало разнообразные и энергичные усилия для развития рыночных отношений, в том числе путем заимствования достижений западных стран в области промышленности, образования, торговли. Но эти европейские по своей направленности и по существу преобразования оказались непоследовательными, они сопровождались консервацией ряда средневековых институтов.Местное японское право было абсолютно не приспособлено для решения новых задач. Было решено целиком модернизировать правовую систему страны. Единственным способом быстрой перестройки права являлась рецепция западноевропейских правовых систем.

Вот и в данном случае концепция права в Японии сложилась под влиянием китайской. Главное значение в ней приобретала «рица», т. е. уголовный закон. Жестокость уголовной системы привела к тому, что к праву стали относиться резко отрицательно. Представляется, традиция такого отношения жива в японском сознании, и слово «право» для японцев нередко в определенной мере ассоциируется с тюрьмой - реальным символом жестокости.

Так, в средневековой Японии самураи (каста военных) жила согласно обычному праву. Действующий внутри касты кодекс рыцарства закреплял идею абсолютной преданности вассала своему сюзерену и исключал идею каких-либо прав и обязанностей, закрепленных юридически. Вассал никак не был защищен от произвольных действий сюзерена. В Японии никогда не было института вроде суда пэров. Отношения хозяина и слуги (вассала) рассматривалась подобно взаимоотношений отца и сына, поэтому между ними не существовало никакого договора, так как это было неприемлемо для таких чувств самурая, как верность, привязанность, личная преданность, жертва во имя хозяина и идеи, самоотверженность. Не было договорных отношений и между земельными собственниками и рядовыми земледельцами.

Сам образ жизни и деятельности диктовался тем, к какому классу принадлежал японец. Этим определялось практически все: тип их дома, их питание, даже материал и цвет одежды и пр. Правосудие вершил сегун по своему усмотрению, для рядовых японцев даже не существовало понятия обращаться в суд. В Японии не было профессиональных судей, правовых школ, прокуратуры, адвокатов и нотариусов. Идея права отсутствовала в сознании всех слоев японского общества. Вместо этого сформировался комплекс норм, которые регулировали отношения японцев друг с другом во всех случаях жизни. И исходили они прежде всего из соображений приличия - так, как оно тогда понималось. Данные нормы поведения получили названия гири: гири отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника, братьев между собой, а вне семьи - гири собственника и арендатора, кредитора и должника, торговца и покупателя, хозяина и служащего, старшего служащего и его подчиненного и т. д.

В период второй модернизации - после 1945 г. - японская система права подверглась существенным изменениям и дальнейшей вестернизации. Был принят новый основополагающий политико-правовой акт - конституция, которая в гл. III гарантировала основные права человека. Были конституционно закреплены положения о нснарушимости этих прав (ст. 11), об уравнении всех перед законом (ст. 14), уважении личности (ст. 13), свободе мысли, совести, вероисповедания, различных способов выражения мнений (ст. 19-23).

Важное значение с точки зрения формирования правовой культуры общества имели зафиксированные конституцией права граждан в сфере уголовного судопроизводства. К ним относились: запрет применения наказаний без соответствующей правовой процедуры (сг. 31), право на судебное разбирательство по любому обвинению (ст. 32), право на защиту (ст. 34), запрет незаконного ареста (ст. 33), незаконных обысков (ст. 35), запрет применения пыток и жестоких наказаний (ст. 36), право обвиняемого по уголовному делу на быстрое и открытое разбирательство его дела беспристрастным судом, на бесплатную, если в этом есть необходимость, юридическую помощь (ст. 37) и др.

51. Влияние идей конфуцианства на становление японского права.

На конфуцианство японские мыслители стали смотреть как на учение, способное влиться в подлинно японскую действительность, а не как на систему, навязанную со стороны. Идеи Конфуция стали внедрять в юриспруденцию и административное управление, они проявились как регулирующая сила во многих аспектах жизни, причем нередко в совершенно противоположном первоначальному, китайскому, истолкованию.

Конфуцианцы считали любовь неуместным элементом семейных отношений, они не скрывали своего мнения о том, что мужчина имеет право развлечься на стороне. Правительству же было выгодно создавать «увеселительные заведения». Посещение этих заведений не считалось зазорным; скорее мужчина, не желавший их посещать и предпочитавший оставаться все время в кругу семьи, считался излишне добродетельным и даже лишенным вкуса. Однако конфуцианство здесь требовало придерживаться определенного правила: мужчина мог развлекаться в той мере, в какой ему позволяли средства, но если он вдруг влюблялся в куртизанку, что угрожало семье и могло привести к катастрофе, -- такое считалось недопустимым.

В японской литературе средних веков сложилось направление конфуцианского толка: все создавалось в назидательных целях. Ученые-конфуцианцы писали стихи, новеллы, однако художественная ценность этих творений, по оценке исследователей, весьма относительна. Конфуцианству лучше удавались нравоучительные функции.

Регулирующая сила этих идей в жизни проявлялась как соблюдение определенных канонов, сформулированных последователями Конфуция: уважай больше всего сыновнюю почтительность и братскую покорность, чтобы должным образом поднять общественные отношения; обращайся великодушно со всеми родственниками, дабы поддержать дух гармонии и смирения; поддерживай мир и согласие с соседями, чтобы предупреждать ссоры и тяжбы; признавай важность земледелия и шелководства, дабы обеспечить достаточное количество пищи и одежды; цени умеренность и экономию, чтобы не допустить расточительства, растраты своих сил; высоко ставь школу и учебу, чтобы занятия ученых шли должным образом; порицай и изгоняй посторонние учения, чтобы возвысить учение истинное; излагай и объясняй законы, чтобы предостеречь невежд и упрямцев; проявляй благопристойность и учтивость, дабы упорядочить нравы и обычаи; усердно трудись на собственном поприще, чтобы все люди стремились к своей цели; поучай сыновей и младших братьев, чтобы удержать их от дурных дел; ставь преграду ложным обвинениям, чтобы покровительствовать честным и хорошим людям; предостерегай от укрывательства беглецов, чтобы укрыватель не подпадал под подозрение; вовремя и полностью плати подати, чтобы с тебя не требовали недоимок; группируйтесь в сотни и десятки, чтобы положить конец воровству и кражам; учись подавлять гнев и злобу, чтобы придать должное значение личности.

Подобные догмы, усиленно внедряемые на протяжении веков в сознание людей, отложились в психологии нации в виде вполне определенных поведенческих стереотипов. Вряд ли можно утверждать, что в современной Японии эти догмы остались незыблемыми нормами социальной регуляции, однако значение их бесспорно.

Впервые конфуцианские догмы были отражены в "Конституции 17 статей" принца Сетоку тайси. В третьем пункте этой конституции говорится следующее: "Когда государево веление получено, то к нему обязательно нужно относиться с почтением. Государь то же, что небо, а подданный то же, что земля. Небо простирается сверху, а земля все держит на себе. Четыре времени года регулярно сменяются и вечная всепронизывающая сила действует. Если пожелать поставить небо на место земли, а землю на место неба, то это приведет обязательно к разрушению. Поэтому если государь сказал, то подданные должны повиноваться. Если сверху исходит движение, то внизу все завершается с успехом. Поэтому, если государево веление получено, то к нему обязательно нужно относиться с почтением. Не относиться к этому с почтением, значит повредить самому себе". Также они нашли практическое воплощение в табеле о рангах 603 г. Рангов было шесть, но каждый подразделялся на высший и низший, образуя систему из 12 рангов. В наименование этих рангов вошли также пять свойств человека(добродетели). Высшим рангом являлась "добродетель", за которым закреплялся пурпурный цвет одежды. Затем следовали "гуманность" - зеленый цвет, "церемония"("ритуал") - красный цвет, "вера" - желтый цвет, "истина" - белый цвет и "мудрость" - черный цвет. Введение табели о рангах преследовало цель создать более широкую социальную базу пополнения чиновничьего аппарата. Одновременно вводится китайский придворный церемониал.

"Конфуцианство получило исключительно мощное развитие в Японии и стало официальным государственным учением в период токугавского режима. В этот период, называемый японскими историками "периодом Эдо", японский феодализм достиг наивысшего своего развития. Этот период одновременно является началом процесса его разложения и зарождения предпосылок капиталистического развития страны."

"Конфуцианство закрепляло традиционно-патриархальные устои и социальное неравенство, регламентировало общественные отношения, устанавливая строгую иерархию в семье и обществе. С самого детства японцу прививается привычка подчинять свое «я» интересам группы. В нем воспитывается сознание зависимости от семьи; первые поклоны, которым учат японского ребенка старшие, дают ему представление о субординации, о его месте в группе".

"Строгая регламентация в структуре японского общества, система семейного воспитания и организация образования в стране всегда были ориентированы на высокую значимость авторитета. На первый план издавна выдвигалось «беспрекословное следование за авторитетом», а такие ценности, как удовлетворение личных интересов и достижение личного успеха, играли второстепенную роль. Поклонение авторитету и сейчас поддерживается различными средствами, рассматривается как социальная норма. С эпохи феодализма в Японии популярно изречение, состоящее из пяти иероглифов: хи--ри--хо--кэн--тэн (несправедливость -- справедливость -- закон -- власть -- небо). Это выражение означает следующее: несправедливость подвластна справедливости, справедливость -- закону, закон -- власти, а власть подчиняется только Законам Неба".

52. Источники права Японии.

Главным источником современного японского права является закон, представляющий собой нормативно-правовой акт, принимаемым высшим законодательным органом государственной власти.

Систему законодательства в Японии возглавляет Конституция — Основной закон государства, которому должны соответствовать все нормативно-правовые акты.

Согласно Конституции, формой правления в Японии является конституционная монархия. Император или регент, а также государственные должностные лица, обязаны уважать и охранять Конституцию. Верховный суд Японии наделен полномочиями конституционного надзора в отношении любого закона, приказа, предписания или другого официального акта.

В системе законодательства важнейшее место отводится кодексам, регулирующим практически все отрасли японского права. Гражданский кодекс Японии состоит из Общей части и 4 разделов, посвящённых вещному, обязательственному, семейному и наследственному праву.

Торговый кодекс Японии состоит из 4 разделов, в которых регулируются следующие вопросы: общая часть, торговые компании, торговые сделки, морская торговля. В него, как и в Гражданский кодекс, после издания неоднократно вносились изменения, однако значительно чаще издавались дополнительные законы, не включаемые в эти кодексы. Среди наиболее важных из них — изданные в 1899 году законы о лицензиях, о торговых знаках, об авторском праве, законы об аренде земли и об аренде жилища, а также принятые после Второй мировой войны законы об обороте ценных бумаг, о восстановлении компаний и о возмещении ущерба, связанного с движением автомобильного транспорта.

Первым кодексом был кодекс «Тайхоре». В нем отсутствовало деление права на частное и публичное. Вещные, брачно-семейные, наследственные отношения приобретают публично-правовой характер, регулируются нормами уголовного и административного права. Широко было представлено текущее нормотворчество императора в виде указов и постановлений. Указы имели более самостоятельный характер, а постановления издавались в развитие административных и уголовных законов как их практическое осмысление. Указы объединялись в сборники (Сборник постановлений годов Энги 927 г.). Со временем указы стали оттеснять кодексы на второй план.

Источниками гражданского и торгового права в Японии наряду с кодексами и отдельными законодательными актами признаются действующие обычаи и нормы морали, хотя сфера их применения постепенно сокращается.

Японский феодальный свод «Ста законов» (1 742 г.) заключал в себе основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права без сколько-нибудь определенного разграничения. Пользоваться сводом могли одни только специально приставленные к нему чиновники (3 человека). Считалось, что законы, особенно уголовные, должны сохраняться в тайне.

Самостоятельным источником японского права является нормативно-правовой договор, представляющий собой соглашение между сторонами, направленное на установление официальных юридических правил и закрепляющее взаимные права и обязанности сторон. Они служат основой для принятия других нормативно-правовых актов. Разновидностью нормативно-правового договора является коллективный договор между работодателями и наемными работниками, интересы которых представляет профсоюз.

Самостоятельным источником японского права являются также международные акты и договоры. В случае возникновения противоречия между нормами международного и национального права, согласно Конституции Японии, приоритетными являются нормы международного права. Конституция Японии устанавливает, что заключённые Японией договоры и установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться. В случае заключения правительством международных договоров требуется, в зависимости от обстоятельств, предварительное или последующее одобрение парламента

Решения японских судов формально не считаются источником права, однако на практике постановления вышестоящих судов, и в особенности Верховного суда, воспринимаются судами как нормативные акты, подлежащие неукоснительному исполнению.

 

53. Соотношение законодательства и обычаев в Японии.

Конституция впервые в истории страны провозгласила принцип национального суверенитета и основные демократические свободы, ввела всеобщее избирательное право. В качестве основополагающей концепции государственного управления была принята концепция правового государства и провозглашен один из фундаментальных принципов классической демократии - принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Конституция кардинально изменила систему взаимоотношений между государственным управлением и правом. В стране впервые была введена система государственного управления, формально основанная исключительно на парламентских законах. При этом парламент был провозглашен <высшим органом государственной власти>. Конституция наделила высший представительный орган исключительными прерогативами в сфере законодательства. Однако, как и в большинстве развитых стран, в Японии существует равноправие парламента и правительства в законодательной инициативе.

Конституция коренным образом изменила статус японского монарха. Из персоны <священной и неприкосновенной> он превратился в <символ государства и единства народа>. Однако в конституции нет формулировки о том, какова форма правления в стране, хотя императорский трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. По этому поводу среди японских и зарубежных правоведов существует несколько суждений. Одни считают, что Япония является парламентарной монархией, так как имеется наследственный монарх с титулом императора (тэнно). Другие заявляют, что монархии уже не существует, а Япония является республикой с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение.

Не содержит конституция положений и о главе государства. Вследствие этого возникли некоторые концепции, затрагивающие вопрос о том, является ли главой государства император. Согласно одним теориям, именно император есть глава государства, согласно другим, таковым является премьер-министр. Широко распространены также теории, в которых утверждается, что в Японии существует специфический тип парламентарной монархии, при которой император не является главой государства, а служит лишь символом монархии. В целом можно сказать, что по форме правления Япония представляет собой уникальное сочетание слабой монархической оболочки и вполне реального республиканского содержания принципов формирования и функционирования государственных институтов и положения личности.

Согласно конституции, император <от имени народа> созывает парламент, может объявить о роспуске нижней палаты (но по рекомендации правительства); промульгирует поправки к конституции, законы, договоры, правительственные указы; назначает премьер-министра по рекомендации парламента; награждает орденами, принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других, главным образом церемониальных функций. Наделение императора данными полномочиями носит лишь формальный характер, поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена.

Обычаи также являются источником японского права. В некоторых случаях обычай обладает одинаковой с законом юридической силой. Кроме того, Гражданский и Торговый кодексы содержат нормы, отсылающие к применению обычаев при разрешении различных вопросов. Необходимо отметить, что их роль в качестве источника права по-прежнему заметна, что объясняется традиционным укладом жизни японцев.
Согласно Декрету № 103, принятому в 1875 г. под названием «Указание для органов судебной администрации», в случае отсутствия нормы писаного права применяются обычаи, при отсутствии соответствующего обычая судья принимает решение, основываясь на нормах «рп» (в настоящее время данный термин трактуется как «общие принципы права»).

54. Правоохранительные органы Японии.

По форме правления Япония представляет собой парламентскую монархию. На основе принципа верховенства парламента закреплена политическая ответственность правительства перед национальной легислатурой, которая формирует исполнительный орган.

Высшим органом государственной вла­сти, наделённым исключительными прерогативами в области законотворчества является парламент, состоящий из двух палат, палаты предста­вителей (Сюшин) и палаты советников (Ваншин). Они избираются на основе всеобщего избирательного права. Верхняя палата – палата советников – не может быть распущена. Возрастной ценз её членов не менее 30 лет, для депутатов нижней палаты – палаты представителей – 25 лет. 242 советника избираются на 6 лет с переизбранием половины состава каждые 3 года. 480 депутатов нижней палаты избираются на четыре года. В обоих случаях применяется смешанная избирательная система.

Депутаты обладают иммунитетом (депутатская неприкосновенность) действует только на период сессии. Законопроект должен получить одобрение обеих палат. Вето верхней палаты преодолевается квалифицированным большинством в 2/3 от числа присутствующих депутатов палаты представителей. Все принятые законопроекты подлежат подписанию министром, к ведению которого отнесён закон. Затем закон направляется императору для обнародования.

Японский парламент осуществляет широкие контрольные функции, используя в отношении правительства меры парламентской ответственности: резолюцию недоверия и отклонение проекта резолюции о доверии. В случае применения указанных мер правительство должно уйти в отставку либо император распускает палату представителей.

Высшим органом исполнительной власти в стране является правительство Японии — Кабинет министров, полномочия кото­рого очень обширны. В его состав входят премьер-министр и другие государственные министры. Правительство формируется парламентским способом, причём большинство государственных министров должны быть избраны из членов парламента. Первым вопросом, поставленным на обсуждение вновь избранным парламентом, является выдвижение премьер-министра. Как правило, премьером становится лидер партии или блока, победившего на выборах. После избрания все члены правительства утверждаются специальным указом императора. В состав Кабинета входят 12 министров, отвечающих за определённую сферу государственного управления, и 8 «министров без портфеля», являющихся советниками премьер-министра. Глава Кабинета наделён правом по своему усмотрению отстранять от должности отдельных министров. Кабинет несёт коллективную ответственность перед парламентом. Традиционно главой правительства является лидер парламентского большинства в палате представителей.

В соответствии с Конституцией Японии Кабинет Министров выполняет следующие обязанности: руководство внешней политикой; заключение договоров. При этом требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение Парламента; организация и руководство гражданской службой в соответствии с нормами, установленными законом; составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов. При этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание иначе как с разрешения соответствующего закона; принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.

В Японии вся полнота судебной власти принадлежит Верхов­ному суду и судам низших инстанций. Современная судебная си­стема включает Верховный суд, высшие, территориальные, семей­ные и первичные суды.

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, на­деленный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и как орган руководства всеми нижестоящими судами. В Верхов­ный суд входят председатель и 14 членов суда. Председателя назначает император по представлению правительства. Судьи Верховного суда назначаются без ограничения срока, судьи других судов – на 10 лет, а затем возможно их переназначение. Все судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства, за исключением случаев, когда судья в судебном порядке объявлен умственно или физически неспособным исполнять свои обязанности. Верховный суд рассматривает на коллегиях (как правило, из 5 судей), в качестве последней инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоя­щих судов по гражданским и уголовным делам. Конституционный контроль может осуществляться не только Верховным судом, но и нижестоящими судами.

К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жало­бы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельства дела. Верховный суд рассматривает в полном составе жалобы на неконституционность законодательных актов или административ­ных актов, а также дела, по которым возникает необходимость тол­ковать Конституцию или внести в нее изменения либо требуется изменить решения самого Верховного суда.

Высшие суды (их восемь, они расположены в крупнейших го­родах в разных частях страны) выступают, главным образом, в ка­честве судов апелляционной инстанции и рассматривают в колле­гиях из трех судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по уголовным и гражданским делам. Им подведомственны дела по жалобам, вынесенным на решения суда второй инстанции, а также дела о некоторых государственных преступлениях. Для рассмотрения вопросов авторского и смежного права образован Суд по интеллектуальным правам.

Важнейшим звеном судебной системы являются территори­альные судьи расположенные в каждой префектуре. В этих су­дах дела рассматриваются единолично судьей, либо коллегией из трех судей, если рассматриваются дела о преступлениях, за кото­рые предусмотрено наказание — лишение свободы сроком свыше одного года или большая сумма иска.

Семейные суды приравниваются к территориальным судам. Они разбирают споры семейно-брачного характера, а также дела о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 20 лет. Если несовершеннолетним совершено серьезное преступление, то се­мейным судом проверяется обоснованность обвинения и переда­ется в территориальный суд.

Первичные суды — это самые низшие суды, где рассматривают­ся гражданские дела с небольшой суммой иска и уголовные дела о преступлениях, караемых наказанием не более трех лет лишения свободы. Судов присяжных в Японии нет.

Прокуратура в Японии входит в систему министерства юсти­ции и представляет собой централизованную организацию, воз­главляемую Генеральным прокурором. Структура прокуратуры приспособлена больше всего к судебной системе: имеются службы генеральной прокуратуры при Верховном суде, при высших, тер­риториальных, семейных и других судах.

Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследовани­ем, проводимым по всем остальным делам полицией, и за испол­нением уголовных наказаний. Они вправе возбуждать при необхо­димости уголовное преследование и по окончании расследования составляют обвинительное заключение, передают его в суд и под­держивают там обвинение. Прокуроры Японии обладают чрезвы­чайно широкими дискреционными полномочиями. По действую­щим правилам судопроизводства прокурор не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении. Прокурор также не обязан знакомить со всеми материалами дела до судебного разбирательства и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо дру­гих документов.

Полицейская система Японии основана на сети управлений, размещенных в каждой префектуре и имеющих широкие опера­тивные полномочия и подчиняется Национальному полицейскому управлению. Префектуральные управления обеспечивают несение патрульной службы, сохранение безопасности на дорогах, работу криминальной полиции и т. д.

Согласно Конституции защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом. Он может быть выбран самостоятельно либо назначен государством, если у обвиняемого нет возможности оплачивать юридические услуги.

В гражданском процессе малоимущим также может оказывать­ся материальная помощь, но она сводится либо к отсрочке упла­ты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи.

55. Структура права Японии.

Структура японского права признает деление права на публичное и частное, что обусловлено восприятием японским правом традиций романо-германского права. К отраслям публичного права относятся конституционное, административное, уголовное, процессуальное право и др., к частному — гражданское и торговое и др.

В Японии под термином «гражданское право» в широком смысле понимается «право гражданского общества». Данное понятие указывает на позитивную сторону права гражданского общества. Сфера, охватываемая этим понятием, не совпадает со сферой действия гражданского права в современном его понимании.
Гражданско-правовые отношения в Японии по-прежнему регулируется Гражданским кодексом, принятым еще в 1898 г., хотя в него было внесено большое количество изменений, а также.законами, регулирующими разные гражданско-правовые институты. Гражданский кодекс состоит из общей части и четырех разделов, касающихся правоотношений в области вещного, обязательственного, семейного и наследственного права.

Для возможности совершения сделок в полной мере необходимо обладать дееспособностью. Под категорию недееспособных в ГК Японии попадают несовершеннолетние, лица, признанные недееспособными и ограниченно дееспособные. Лица признаются недееспособными в случаях потери своих умственных возможностей, заявление самого лица или его супруга, родственников до 4 степени родства, опекуна или попечителя, а также прокурора лица могут совершать определенные действия через или с разрешения своих законных представителей - родителей или опекунов. Процедура осуществляется в судебном порядке, ее осуществляет Семейный суд. Восстановление дееспособности проходит через аналогичную процедуру. Совершеннолетие в Японии наступает в 20 лет. Несовершеннолетние заключившие брак признаются достигшими совершеннолетия. Юридическими лицами признаются те (кроме физических лиц), за которыми законно признана правоспособность. Правоспособность юридического лица наступает с момента его регистрации и может быть ограничена или расширена, что связано с целями организации, нормативным актом или приказом (ст.43 ГК). Вопрос о существовании понятия дееспособности с научной точки зрения является спорным. Реалистическая концепция, утверждающая, что юридические лица в качестве отдельных организационных образований выполняют самостоятельные социальные функции в общественной жизни, признает действия собственно юридического лица, осуществляемая с целью выполнения указанных функций. (см. Общая часть - ст.42).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: