Творчество В. Кожинова
Вадим Валерианович Кожинов (5 июля 1930, Москва — 25 января 2001) — советский и российский критик, литературовед, публицист.
Родился в семье служащего. Отец инженер, мать домохозяйка. В 1948 году окончил среднюю школу и поступил в МГУ на филологический факультет, который окончил с отличием в 1954 году. После окончания университета учился в аспирантуре Института мировой литературы. С 1957 года работал сотрудником отдела теории литературы в этом институте. В 1958 году защитил кандидатскую диссертацию.
Более сорока лет был женат вторым браком на литературоведе Елене Ермиловой, «еврейке по национальности и православной по вероисповеданию», дочери литературного критика Владимира Ермилова, с которой его познакомил литератор Александр Байгушев. Первый брак, несмотря на несогласие матери Вадима Кожинова, состоялся со студенткой МГУ Людмилой Рускол. По воспоминаниям редактора журнала «Наш современник» Станислава Куняева, в 1960-х годах русские литераторы любили подшучивать над находящимся на национально-патриотических позициях Кожиновым следующим образом: «У Вадима первая жена еврейка, вторая полукровка, любовница у него сейчас русская, но её сына зовут Марик», причём эта острота была широко распространена.
Написал более 30 книг, основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии), истории России. Многие критики особо выделяли книгу Кожинова „Тютчев“. Кожинов добился публикации трудов М. М. Бахтина „Проблемы поэтики Достоевского“ в 1963 году и „Творчество Франсуа Рабле“ в 1965-м, принял активное участие в их изучении, немало сделал для популяризации поэзии Рубцова.
По утверждению самого Кожинова, с начала 1990-х годов он был одним из самых издаваемых академических учёных, в 2013 году личность Вадима Кожинова чаще всего, среди литкритиков, фигурировала на страницах газеты «Литературная Россия».
Суждения Кожинова о черносотенстве (монография «„Черносотенцы“ и Революция», 1998), репрессиях 1937 года и роли евреев в истории Советского Союза вызвали ряд критических откликов. Так, историк Юрий Каграманов, рассматривая книгу «„Черносотенцы“ и Революция», находит в ней множество ошибок, некорректных утверждений и антиисторических подходов вроде приписывания большевикам в период Гражданской войны идеи сохранения «государственного пространства России» и «целенаправленное созидание прочной государственной структуры». Идеализацию Кожиновым черносотенства отмечает и Скиф Рэд (Руслан Баженов) в книге «Ампутация сознания, или Немного воска для ослиных ушей».
Кожинов отстаивал невиновность Сталина в массовых репрессиях 1930-х годов. Затрагивая вопрос о гибели евреев в ходе репрессий, Кожинов утверждает, что они были более широко представлены в высших эшелонах советской власти, чем другие группы — поэтому их больше и погибло.
По воспоминаниям издателей, сам Вадим Кожинов говорил, что профессиональные историки его «не считают за своего», издатель также отмечал, что «он (Кожинов) не работал с архивными документами, но тщательно следил за последними достижениями узких специалистов, в частности, вархеологии, и затем использовал эти труды для выстраивания своей концепции общественных отношений и исторических связей».
Некоторые книги:
· Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
· Тютчев (1988) (в серии ЖЗЛ, позже переиздавалась под названием «Пророк в своём отечестве», а в 2009 году вновь выпущена в серии ЖЗЛ)
· Размышления о русской литературе (1990)
· Черносотенцы и Революция (1998) (позже большей частью вошла в состав первой книги «Россия век XX. 1901—1939»)
· Россия век XX. 1901—1939 (1999)
· Россия век XX. 1939—1964 (1999)
Из материалов уголовного дела: Шабесгой. Покончил с этим грязным ремеслом в 1961, когда встретил Бахтина. После многочасовых разговоров и особенно фразы «Читайте Розанова» резко поумнел, стал правым и извлёк Бахтина из научного небытия. Самый умный из всей секты, морально и материально помог всем бездомным правым критикам, чем обеспечил нам как минимум 20 вопросов на зачёте.
Творчество М. Лобанова
Михаил Петрович Лобанов (род. 17 ноября 1925 года) — русский писатель, литературовед, критик и общественный деятель.
Первые рассказы опубликовал в 1939 году в районной газете «Колхозная постройка». В 1943 году был призван в армию и после недолгих курсов в пулемётном училище под Уфой получил направление на Брянский фронт. 9 августа 1943 года осколком мины был ранен на Курской дуге. В 1944 году пришёл на филфак МГУ. Диплом получил в 1949 году, после чего уехал в ростовскую газету «Молот». В 1959 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1958 году отдельной книгой выпустил панегирик о романе Л. Леонова «Русский лес».
Начиная с середины 1960-х годов регулярно печатал серьёзные мировоззренческие статьи в журнале «Молодая гвардия». Особенно широкий резонанс имела его статья «Просвещённое мещанство» («Молодая гвардия», 1968, № 4). Она вызвала негодование у одного из руководителей отдела пропаганды ЦК КПСС А.Н. Яковлева, да и не только у него. Так, в 1968 году журнал «Юность» набросился на Лобанова за частое использование слов «дух» и «духовность», оппоненты считали, будто дух — это фикция. Но далее всех в своей критике пошёл Александр Янов. Он статью Лобанова «Просвещённое мещанство» расшифровал как призыв к русификации социальной ориентации советского режима и официальной стратегии советского руководства. Самый громкий скандал вызвала статья «Освобождение» (журнал «Волга», 1982, № 10). Поводом к написанию статьи стала публикация романа М.Алексеева «Драчуны». Но вместо анализа текста критик публично высказал сомнения о пользе коллективизации. Он прямо назвал причины спровоцированного в 1933 году в Поволжье и на Украине голода.
Много претерпев в советскую эпоху от властей, он однажды признался критику Вл. Бондаренко, что считает советский период вершиной государственности в тысячелетней истории России. После всего случившегося Лобанов «эмигрировал» в литературоведение, занявшись творчеством Аксакова. В середине 1990-х годов прославился апологетикой Сталина, составив документальный сборник «Сталин». С 1963 года преподаёт в Литинституте. Лауреат Всероссийской литпремии «Сталинград».
Из материалов уголовного дела: Никому особо не нужен, поскольку не приходил к Богу и не объяснял Гоголю, что тот имел в виду. Слегка ценен за сомнения о пользе коллективизации. Необходимым является лишь упоминание о его книге «Островский».
Творчество Б. Сарнова
Бенедикт Михайлович Сарнов (4 января 1927, Москва — 20 апреля 2014, Москва) —русский (такой же, как я – эфиопская принцесса) литературовед, литературный критик.
Окончил Литературный институт (1951). Начал печататься в 1948 году. Работал в журнале «Пионер», «Литературной газете».
В 1970-х годах совместно с Рассадиным был автором популярных детских литературоведческих радиопередач «В стране литературных героев». В 1989 году вёл в журнале «Огонёк» рубрику «Русская проза. Двадцатый век. Из запасников». С 1960 года был членом Союза писателей СССР. В 1992-96 гг. секретарь Союза писателей Москвы, член редколлегии журнала «Русская виза».
Из материалов уголовного дела: Начинать ответ о Сарнове, не отметив, что он «типичное явление лево-либеральной мысли», невозможно. Автор книг «Случай Мандельштама», «Случай Зощенко», «Маяковский. Самоубийство», «Скуки не было» и «сотен статей». Посмел связать понятие «голодомора» только с Украиной, чем вызвал священный гнев нашего Мастера. Проклятый выкрест, не учёл, что голод, а не голодомор охватил всю Россию и был последствием святотатственной политики коллективизации. Любит Францию, наврал что-то про Маяковского, что именно – сказать не могу, я писала не стараясь; представляется возможным, что ответ «Подлец Сарнов настолько убог и мракобесен, что не заслуживает обсуждения» вызовет больший восторг, чем подробная характеристика сарновских заблуждений.
Творчество В. Бондаренко
Владимир Григорьевич Бондаренко (р. 1946) — российский литературный критик, публицист. Заместитель главного редактора газеты «Завтра». Главный редактор газеты «День литературы».
Владимир Бондаренко родился 16 февраля 1946 года в Петрозаводске. Брат поэтессы Елены Сойни. В 1969 году окончил Государственную лесотехническую академию в Ленинграде, затем — Литературный институт им. А. М. Горького в Москве. После его окончания работает заведующим литературным отделом в Малом театре, во МХАТе им. М. Горького у режиссёра Татьяны Дорониной.
С 1990 года является заместителем главного редактора газеты «День», с ноября 1993 года — заместителем главного редактора (Александра Проханова) еженедельной газеты «Завтра», где в то время работали Шамиль Султанов, Николай Анисин, Евгений Нефедов, Сергей Соколкин, Андрей Фефелов, Василий Проханов. С мая 1997 года — редактор приложения к газете «Завтра» — «День литературы».
В 1990 году подписал «Письмо 74-х».
Член Союза писателей России с 1991 года. Публикуется в газете «Литературная Россия», журнале «Наш современник».
Из материалов уголовного дела: Открыл русскому народу Лермонтова. Известен страстью к интервью. Написал книгу о некоторых собратьях по разуму, употребив, по версии следствия, перед её созданием не один килограмм остро токсичных одуряющих веществ.
Творчество В. Лакшина
Владимир Яковлевич Лакшин (6 мая 1933, Москва — 26 июля 1993) — русский литературный критик, литературовед, прозаик, мемуарист. Автор свыше десяти книг критики, прозы, мемуаристики, трёхсот статей в разных жанрах, автор известных телевизионных программ о русских классиках.
В 1955 закончил филологический факультет МГУ. В 1960-е годы — первый заместитель главного редактора журнала «Новый мир», ближайший соратник А.Т. Твардовского. Активно разрабатывал и пропагандировал редакционную политику «Нового мира».
Линия «Нового мира» исходила из общепринятого в СССР взгляда на литературу как на средство познания и преобразования действительности. Но в отличие от официозной литературы, которая считала необходимым «приподнимать» действительность, показывая её «революционное развитие» в желаемом направлении, «Новый мир» настаивал, что орудием познания и преобразования действительности может быть только литература, показывающая правду жизни в соответствии с законами искусства.
В. Лакшин отстаивал широкое обсуждение общественных проблем, направленное на демократизацию социалистического общества и утверждение в нём нравственных ценностей.
В. Лакшин приветствовал повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и его рассказ «Матрёнин двор», поддерживал произведения И. Грековой, В. Сёмина. Предметом его исследования стали опубликованные в 1960-е гг. произведения М. Булгакова. Историко-литературное исследование В. Лакшина «„Мудрецы“ Островского в истории и на сцене» проводило параллели между различными типами социального поведения в «эпохи реформ» в России 60х годов XIX и XX веков. После публикации А. Солженицыным книги «Бодался телёнок с дубом» В. Лакшин в альманахе Самиздата «XX век» (Лондон, 1977) опубликовал свой взгляд на отношения между Солженицыным и журналом «Новый мир». По-прежнему признавая выдающуюся литературную и историческую роль Солженицына, он счёл несправедливыми обвинения, выдвигавшиеся им против редакции и лично Твардовского. Он подчёркивал, что для Твардовского лояльность советскому строю была не проявлением трусости, а искренним убеждением, что руководство Твардовского в редакции было демократичным, с откровенным обсуждением спорных вопросов. Резко выступил против политической позиции Солженицына, призывавшего США к жёсткой политике по отношению к СССР. В то же время В. Лакшин выступил и против западных «новых левых», подвергнув критике их гедонистическое отношение к жизни, карнавализацию сознания, за пренебрежение традиционными нравственными ценностями, трудом, ответственностью, состраданием («Герберт Маркузе на карнавале», 1971). Лакшину принадлежат воспоминания об Ольге Берггольц, Игоре Саце.
Творчество Д. Быкова
Дмитрий Львович Быков (род. 20 декабря 1967, Москва) — либеральная тля, прореха на человечестве писатель и поэт, журналист, кинокритик, сценарист.
Биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы и Владимира Маяковского.
Окончил факультет журналистики МГУ.
С 1985 года работает в газете «Собеседник».
Автор публицистических, литературоведческих, полемических статей, которые были напечатаны во множестве журналов и газет, от элитарных ежемесячников вроде «Fly&Drive» до экстравагантных таблоидов типа «Московской комсомолки».
Из материалов уголовного дела: Ненавидит Сталена. Безобразно себя ведёт, посещая антипутинские демонстрации.
Творчество Ст. Куняева
Станислав Юрьевич Куняев (р. 1932) — русский поэт, публицист, литературный критик, главный редактор журнала «Наш современник» (с 1989 года).
В 1952—1957 годах учился на филологическом факультете МГУ, где начал писать стихи. Первый поэтический сборник «Землепроходцы» вышел в 1960 году в Калуге. В 1957—1960 годах работал в газете «Заветы Ленина» (г. Тайшет Иркутской области). Член СП СССР с 1961 года. В 1960—1963 годах — заведующий отделом поэзии журнала«Знамя».
В 1989 году в газете «Московский литератор» вышла статья Куняева «Обслуживающий персонал», где автор обвинил секретаря ЦК КПСС Александра Яковлева в проведении антирусской политики.
Вместе с сыном Сергеем опубликовал в серии «Жизнь замечательных людей» книгу о жизни и творчестве Сергея Есенина. Автор около 20 книг стихов, прозы, публицистики, наиболее известные — «Вечная спутница», «Свиток», «Рукопись». «Глубокий день», «Избранное». Автор множества переводов из украинской, грузинской, абхазской (в том числе Мушни Ласурия, Дмитрия Гулиа), киргизской (в том числе Токтогула), бурятской, литовской (в том числе Эдуардаса Межелайтиса) поэзии. Некоторые его произведения переведены на болгарский, чешский и словацкий языки.
Станислав Куняев является автором публицистической работы «Жрецы и жертвы холокоста». Станислав Куняев поддерживает точку зрения отрицателей Холокоста на общее число погибших евреев как на многократно завышенное историографией Холокоста. Основной тезис работы — недопустимость создания «культа холокоста в России». В связи с этим С. Куняев сосредотачивается на критике современных российских авторов работ о Холокосте — в частности, А. Р. Коха и П. М. Поляна.
Поэзия Куняева определяется тесной связью с прошлым, близким и далёким, уходящим корнями в русскую традицию. Она показывает приятие жизни как она есть, высокого и низкого, земного и духовного, мира машин и красоты природы. Его лирика отличается страстными чувствами и контрастностью.
Стихотворение 1959 года «Добро должно быть с кулаками» не только сделало поэта знаменитым, но в чем-то и предопределило все развитие его поэзии, даже с учетом того, что поэт позже отказался от категоричности своего поэтического манифеста. И все-таки именно категоричность, волевое жестокое начало превалируют во всех поэтических сборниках, его энергия ведет Куняева в самую гущу общественной жизни страны. Достаточно рано определившись как русский национальный поэт и гражданин, он не боялся и смелых публичных заявлений о положении русского народа, о русофобии, господствовавшей в среде интеллигенции.
Творчество А. Казинцева
Александр Иванович Казинцев (р. 4 октября 1953, Москва) — русский публицист. Заместитель главного редактора журнала «Наш современник» с 1988 года.
Родился 4 октября 1953 года в Москве. В 1977 году окончил факультет журналистики МГУ, в 1981 году — аспирантуру факультета. С 1981 года работает в журнале «Наш современник», с 1991 года — ведущий авторской рубрики «Дневник современника».
Автор шести книг и около 200 публикаций в журналах «Наш современник», «Литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Октябрь», газетах «Литературная газета», «Литературная Россия», «Завтра» и др. Секретарь Союза писателей России. Лауреат литературных премий.
Автор трудов «Три дня в августе» и «Евреи, русские и Солженицын», где Казинцев и Виктор Кожемяко обсуждают вышедший из печати первый том работы А. И. Солженицына «200 лет вместе» о взаимоотношениях русских и евреев.