Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя.




Особенности педагогической профессии.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности педагогической профессии, структура трудовой деятельности педагога.

2. «Барьеры», препятствующие решению педагогических задач, способы их преодоления.

3. Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя. Область применения и уровни педагогического творчества.

4. Взаимосвязь педагогического мышления и творчества.

Практические задания:

1. Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру (по Е.А. Климову):

- значимые цели, представления о результатах труда преобразование обучающего направление для значимой цели

- заданный предмет труда человек

- система средств труда специальность знаний

- система профессиональных служебных обязанностей

- 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;


- 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;


- 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;


- 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;


- 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;


- 6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;


- 7) систематически повышать свой профессиональный уровень;


- 8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;


- 9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;


- 10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;


- 11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.


-


-

- система прав

- право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);


- право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;


- право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;


- право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;


- право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;


- право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;


право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;


- право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;


- право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;


- право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;


- право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.


- Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:


- 1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;


- 2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;


- 3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;


- 4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;


- 5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;


- (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)


- (см. текст в предыдущей редакции)


- 6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;


- 7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.


-

- производственная среда, предметные и социальные условия труда образовательные учереждения наличие оборудованного класса, оплачиваемый отпуск

В соответствии с приведенной структурой охарактеризуйте особенности педагогической профессии, обсудите их в группе.

 

2. Из предложенных высказываний выберите то, которое отражает ваше представление о сущности педагогической профессии. Подберите аргументы в его поддержку, а также составьте перечень аргументов против остальных высказываний.

 

1. «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества».

К.Д. Ушинский

2. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем...»

Конфуций

3. «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...» Аргументы 1) нужно понять кого ты учишь как легче всего подстроиться к ученику чтобы ему было понятнее для этого нужно больше ума чем когда ты учишь себя ведь себя ты уже знаешь а ученик подобен чистому листу. 2) нужны дополнительные знания чтобы преподать а с бухты барахты ученик может не понять

М. Монтень

4. «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...»

Л. Н. Толстой

5. «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние...»

Г. Адамс

6. Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.

Л.Н. Толстой

3. Классификация профессий А.С. Шафрановой, разработанная еще в 20-е годы прошлого века, в качестве критерия выделения групп профессий указывает «преобладающее присутствие творческого начала». В результате автором выделены три группы профессий:

1. Профессии высшего типа, требующие постоянной работы над собой и над предметом деятельности. Журналист доктор учитель

2. Профессии среднего (ремесленного) типа, – подразумевают работу только над предметом. Повар сантехник

3. Профессии низшего типа, которые после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом. Дворник техничка гардеробщик

Что является предметом труда в педагогической профессии? Какие проявления творчества присутствуют в ней? Расскажи о своих педагогах-творцах, какие личностные и деловые качества их отличают?

 

4. Для того, чтобы быть успешным в творчестве, педагогу важно обладать развитым педагогическим мышлением. Исследователи Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. в своей книге Мышление учителя: личностные механизмы. М.: Педагогика, 1990 г. дают следующее определение: «Педагогическое мышление – способность видеть педагогические идеи в конкретных ситуациях деятельности, умение видеть в конкретном явлении его педагогическую суть». Приведите примеры художественных произведений (книги, кинофильмы), которые содержат в себе педагогические идеи, их можно использовать в обучении и воспитании.

5. По каждому из уровней педагогического творчества приведите примеры профессионально-педагогической деятельности учителей из опыта вашего обучения в школе. Какие трудности сопровождают деятельность учителя на каждом уровне?

Уровни педагогического творчества:

Первый уровень – информационно-воспроизводящий. Педагог умеет воспроизводить опыт других преподавателей, решать простые педагогические задачи на пути к результату; анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях. Этот уровень правомерно отнести к деятельности педагога, не имеющего квалификационной категории.Может возникнуть вопрос: где же здесь творчество? При более глубоком изучении педагогической деятельности отмечается следующее: даже если педагог выступает в качестве передатчика информации, он обязательно стремится к ее эмоциональному окрашиванию. Своими интонацией, жестами, взглядом он высказывает собственное отношение к тому, о чем говорит. В этом и проявляется его творчество, ибо от эмоциональной окраски во многом зависит восприятие обучаемыми учебного материала.

Второй уровень – адаптивно-прогностический. Педагог умеет трансформировать (преобразовывать) известную ему информацию, отбирать способы, средства и методы взаимодействия с обучаемыми с учетом их потенциальных возможностей и собственных личностных качеств. При этом он предвидит результат этого взаимодействия, понимает, какой эмоциональный отклик у обучаемых находит та или иная отобранная им информация, то или иное его действие. Этот уровень деятельности педагога условно соответствует второй квалификационной категории.Как правило, на втором уровне педагог значительно перестраивает структуру содержания образования, осуществляет межпредметные связи и дифференцированный подход к обучаемым, достаточно четко представляет образ результата на уровне их знаний и умений. Однако при этом он еще не в состоянии оптимистически прогнозировать развитие личности обучаемого.

Третий уровень – рационализаторский. Педагог проявляет конструктивно-прогностические способности: на основе своего опыта формулировать сложные, нестандартные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения, использовать элементы индивидуальности и новаторства в обучающей деятельности, более целесообразно организовывать педагогический процесс. На этом уровне, на наш взгляд, осуществляет свою деятельность педагог первой квалификационной категории.Педагог третьего уровня изобретает новые методы и более совершенные методики обучения, создает педагогические инновации и технологии, которые обеспечивают более качественные результаты его деятельности.

Четвертый уровень – исследовательский. Педагог умеет определить концептуальную основу собственного поиска, вычленяет системообразующие идеи из опыта любого педагога и свободно комбинирует их, разрабатывает собственную систему педагогической деятельности на основе исследования ее результатов. К этому уровню, как правило, приближаются педагоги высшей категории. Педагог-исследователь умеет обобщить собственный опыт и сделать его доступным для коллег, если они видят и осознают основополагающие идеи этого опыта. Опора на идеи (или выводы) педагога-исследователя очень эффективна для получения качественных результатов.

Пятый уровень – креативно-прогностический. Педагог способен формулировать сверхзадачи и обосновывать способы их решения; вносит существенные изменения в систему образования, тем самым трансформируя ее концептуальную основу. На этом уровне творчества педагог осуществляет ломку устоявшихся стереотипов. В результате такой деятельности формируется инновационная личность.

Информационный материал:

Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

 

Профессия – это основной вид занятий, трудовой деятельности человека. Педагогическая профессия как особо социально значимый вид человеческой деятельности – одна из самых древних на земле. Возникновение профессии «педагог» связано с появлением потребности развивающейся человеческой общности в передаче общественного опыта от старейшего поколения к младшему. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача – понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В. А. Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся "барьеры" общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические "барьеры" по неопытности, то учителя со стажем – по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.

 

Гуманистическая природа и творческий характер труда учителя

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции – адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности. С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.

В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям"[1]. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, - писал Толстой, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель"[2] Л.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. По его мнению, школа может быть подлинно гуманной только тогда, когда учителя не будут рассматривать ее как "дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик". Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.

В 50-60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский – директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. "Век математики – хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека"[3].

Воспитание во имя счастья ребенка – таков гуманистический смысл педагогических трудов В. А. Сухомлинского, а его практическая деятельность – убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

Первоочередная задача школы, отмечал В. А. Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. "Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства"[4].

История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение ее гуманистической, социальной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократизма, консервативного профессионального уклада придает драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится все напряженнее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе.

Карл Роджерс, являющийся одним из основоположников современного гуманистического направления в западной педагогике и психологии, утверждал, что общество сегодня заинтересовано в огромном количестве конформистов (приспособленцев). Это связано с потребностями промышленности, армии, неспособностью и, главное, нежеланием многих, начиная от рядового учителя и кончая руководителями высшего ранга, расставаться со своей пусть маленькой, но властью. "Нелегко стать глубоко человечным, доверять людям, сочетать свободу с ответственностью. Путь, представленный нами, – это вызов. Он предполагает не простое принятие на себя обстоятельств демократического идеала"[5].

Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближайшем будущем необходимо будет включиться. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправленного изменения как самого себя, так и общества.

Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается и на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Вот почему И. Г. Песталоцци, отмечая особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал ее в качестве основного средства воспитания. "Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства воспитания, которые не явились бы следствием моей глубокой любви к детям"[6].

Речь, собственно, идет о том, что учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встречаются учителя сверхактивные в своем стремлении "воспитывать". Выступая субъектом образовательного процесса, учитель должен признавать право быть субъектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способным довести их до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.

Творческая природа труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, также, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание, анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов, перебор вариантов, классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя.

Опыт творческой деятельности не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно - при обеспечении постоянной интеллектуальной активности будущих учителей и специфической творческой познавательной мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях, на выделение новых функций, методов и приемов, на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же способствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.

Часто сферу проявления творчества учителя непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, детально конкретизирует коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений в первую очередь следует отнести умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приемы, и т.п.) и др. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность.

Е. С. Громов и В. А. Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.

Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

 


[1] Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 237.

[2] Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 362.

[3] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. - Т. 3. - С. 123-124.

[4] Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. - Киев, 1980. - Т. 5. - С. 102.

[5] Rogers С. Freedom to learn for the 80-s. - Toronto; London; Sydney, 1983. - P. 307.

[6] Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1981. - Т. 2. - С. 68.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: