Театр «У Никитских ворот»: творческие поиски Марка Розовского




Иванов Р.Р., гр. ТФ-23

Ращупкин В. Н., науч.рук., доцент.

Театр «У Никитских ворот»: творческие поиски Марка Розовского

Марк Григорьевич Розовский — советский, затем российский театральный режиссёр, драматург и сценарист, композитор, прозаик, поэт.

Окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (1960) и Высшие курсы сценаристов и режиссёров, мастерскую К.Ф.Исаева и Н.А. Коварского (1964).

Истоки театра «У Никитских ворот» восходят к 1958, когда молодой режиссер Марк Розовский возглавил студенческий театр МГУ «Наш дом». Коллектив существовал до 1969, позже был закрыт. Новый отсчет своей жизни театр во главе с Розовским начал в помещении московского Дома культуры медработника как народный театр чтеца [2]. В 1983 Розовский организовал Народную театр-студию «У Никитских ворот» в помещении флигеля жилого особняка, где располагалась коммунальная квартира. Актеры в театр приходили по объявлению, из разных профессий, репетируя после работы. Первый спектакль театра, театральная фантазия «Доктор Чехов», единая повесть о горестях и страданиях человеческих, складывающаяся из разных чеховских рассказов [1]. Одаренность, искренность самодеятельных артистов в сочетании с талантливой, яркой режиссурой сливались в особое качество, создавая неповторимый театральный эффект.

Следующими этапными постановками театра стали спектакли 1983-1986-х: «Бедная Лиза» и «Красный уголок» [1]. От исполнения актеров режиссер добивался искренности, доведенной до предельной документальности. Современная постановка «Красный уголок» строилась как дуэт, казалось бы, непримиримых позиций. Участников спектакля интересовал подробный натурализм будней, просвеченный тонким комизмом и сердечностью. Этим постановка отличалась от многих произведений драматургии новой волны, в 1980-е наводнившей сцену, часто отвергавших человеческое в человеке. Позиция гуманизма по отношению к личности свойственна внутренней позиции театра Розовского.

Несмотря на небольшое сценическое пространство, режиссуру Розовского отличает стремление к масштабности, обращение к исторической памяти зрителя. В каждой постановке это проявляется по разному, например, через зонги и хоровые массовки в «Истории лошади», где трагичность жизни и смерти страдающего Холстомера перебивается радостной молодостью резвящегося молодняка.

С 1987 театр получает статус профессионального [2]. В этом же году Розовский поставил спектакли по мотивам русской классики: «Два существа в беспредельности» (отрывки из произведений М.Ф.Достоевского - «Бесы» и «Преступления и наказания»), а в 1988 на сцене театра появляется «Гамбринус» по А.Куприну - мюзикл, утверждающий музыку в жизни людей как самое благородное и очищающее начало. Музыка часто является драматургической основой, связующим звеном, душой и сердцем инсценировок и спектаклей Розовского. Обращаясь как к современности, так и к классике, Розовский часто сам выступает автором театральных инсценировок, в которых уже заложено режиссерское решение: «Роман о девочках» по произведениям Высоцкого, «Роман с Обломовым» по И.Гончарову, «Майн Кампф», фарс по книге А.Гитлера, «Кафка: отец и сын», «Триумфальная площадь» (о В.Э.Мейерхольде)[2].

Особое место занимают такие оригинальные композиции Розовского как «Песни нашего двора» и «Песни нашей коммуналки», поставленные в конце 1980-х. Когда почти повсеместно на экране и сцене делалась попытка зачеркнуть все историческое отечественное прошлое, режиссер возвращается к той памяти общества, что была запечатлена в популярных песнях лирического и шуточного характера, городском романсе, даже уголовном шансоне. Он ломает границу между сценой и залом (особенно в «Песнях нашего двора», исполняемых, как правило, во дворе театра, сохранившем очертания вполне ретроспективные). И тогда происходило прямое обращение к памяти зрителя, вовлеченного в этот ретрокарнавал. На этих спектаклях зрителей радушно несколько раз угощали, наливая и провозглашая тосты. В этих спектаклях Розовский был и ведущим, и одним из героев действа. Спектакли благодаря своей особой эмоциональной заразительности стали хитами театра, долгожителями его обширного репертуара.
С момента своего основания, театр проделал долгий путь, совершенствуясь и по сей день. Насыщенный, разножанровый и поистине уникальный репертуар органично сочетает в себе философские притчи и мюзиклы, поэтические представления и комедии, драмы и трагифарс. Концептуально всё это разнообразие объединяют идеи психологического театра и человечности. Сегодня на сцене театра идет более 30 спектаклей[2].

Театр «У Никитских ворот» – это история роста. Из маленького любительского коллектива театр вырос в профессиональный. Несмотря на то, что все, что причастно театру, выросло, в нем и сегодня живет юный, даже бунтарский, дух, способный удивлять и дарить энергию жизни.

Литература

1. Буклет к десятилетию театра. 1983-1993: труппа, репертуар
2. Официальный сайт театра «У Никитских ворот» - https://teatrunikitskihvorot.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: