Вопрос 5. За что постмодернизм критикует культуру модерна.




Постмодернизм выступает в качестве социально-исторического опровержения (критики, иронии, насмешки) современного в смысле модерного времени. Речь идет, разумеется, не о хронологии, а о том, чем она, эта хронология, наполнена - о социокультурном содержании Нового (модерн) времени, а еще точнее - о тех идеях или ценностях, которые были положены в его основу.

Для духовной основы Модерна характерны, прежде всего, три идеи - Разума, Прогресса и Эмансипации. Главное в этом триединстве - Разум, от него зависят и Прогресс, и Эмансипация. Что же в них можно опровергать, за что их критиковать? Важно понять, что постмодернизм беспощадно критикует не сами по себе разум, прогресс, эмансипацию, а их новоевропейскую версию, их просвещенческую (век Просвещения) определенность. Разум для постмодернизма плох тем, что он слишком, упрямо инструментален (занят в основном определением целерациональной эффективности человеческих деяний) и мало коммуникативен (любит монолог, а не диалог, игнорирует человеческую участливость, радость открытия, счастье взаимопонимания и т.п. "аффекты"), что универсальность в нем несовместима с локальностью и индивидуальностью.

В прогрессе постмодернизм не устраивает, прежде всего, его техногенность, имеющая мало общего с истинно человеческими претензиями к жизни:

с субъективной удовлетворенностью от нее;

с укреплением нравственности и морали;

с расширением возможностей для свободного и индивидуально позитивного выбора;

с экологически чистой средой обитания и т.д.

Прогресс действительно несет с собой массу отрицательных последствий; он всегда одно лечит, а другое калечит. Что касается эмансипации, то ее постмодернизм критикует за трудности совмещения индивидуальной свободы и общественного порядка, за то, что научное знание, увы, не освобождает от суеверий и предрассудков (в самых продвинутых странах полно астрологов, гадалок и прочих торговцев сверхъестественным), что вместе с развитием науки растут и силы, обогащающиеся за счет манипулятивного использовании ее приложений и модификаций (одни пиар-технологии чего стоят), за то, наконец, что обещанное эмансипацией освобождение человека от зависимости, угнетения и неравенства, так и не наступило. Таким образом, соблазнительно-благостные картины Разума, Прогресса и Эмансипации, ставшие исторической достопримечательностью Модерна, в условиях Постмодерна явно теряют свою привлекательность.

 

Сравнение модерной и постмодерной культур
Модерн Постмодерн
Универсализм Партикуляризм (внимание к частному, местному, локальному)
Фундаментализм Неукорененность, "плавающая реальность" (поверхностность)
Макрофилия Микрофилия
Объективизм Релятивизм
Порядок/определенность Амбивалентность
Тотализация (холизм) Фрагментация
Эпистемология Риторика
Техноморфизм Антропоморфизм
Монолог Диалог/Полилог
Монизм Плюрализм
Предметный реализм Текстуальный реализм
Территориализация (топологическая, структурная и иная концентрация, или локализация, бытия) Детерриториализация (размывание границ, расшатыванеи структур и "порядков" бытия)
Центростремительность бытия Центробежность бытия
Идентичность Идентификация (постоянная смена идентичностей)
Массификация (унификация человека) Индивидуация ("уникализация" человека)
Оригинал "Совершенная" копия
Комулятивный персонализм (развитие личности в рамках одного жизненного проекта) Дискретный персонализм (движение от одного жизненного проекта к другому)
Социальная темпоральность (историчность, статистичность бытия) Индивидуальная темпоральность (ситуационность, событийная неповторимость)
Производство товаров и услуг Производство знаков и услуг
Общество производства и потребления Общество досуга <https://ido.edu.ru/ffec/philos/chrest/g11/debor.html> и игры ("общество спектакля")

 

Постмодернизм есть не только критика Модерна-модернизма, но фактически всей предшествующей интеллектуальной традиции, радикальный разрыв с ней. На Западе эта традиция, как известно, уходит своими корнями в античную почву. Если древнегреческий мыслитель, выражая универсальное, поистине космическое чувство меры, говорил "Ничего слишком", то постмодернист утверждает прямо противоположное - "Ничто не слишком". Если Лютер упорствовал: "На том стою и не могу иначе", то постмодернист настаивает на другом: "На том стою, а могу, как захочу".




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: