История возникновения театра драмы имени А.В.Кольцова




Введение

Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. В частности театры всегда собирали в своих стенах толпы людей, и, кажется, что этот вид искусства не исчерпает себя никогда.

Воронежский государственный Академический театр драмы им. А. Кольцова отмечает юбилейную дату – 205 лет со дня официального открытия в городе театра. Несмотря на столь почтенный возраст, театр драмы очень активно принимает участие в самых современных фестивалях и конкурсах театрального мастерства.

Целью данной работы является исследование истории развития тетра с самого его возникновения и по настоящее время. История воронежского театра имени А.В.Кольцова интересна и разнообразна, для её изучения использовался хронологическо-проблемный метод, который заключается в изучении и исследовании истории по периодам (эпохам).

 

История возникновения театра драмы имени А.В.Кольцова

Появление театров в Воронеже связано с деятельностью губернатора Федора Пушкина, наместника Василия Черткова, губернатора графа Дмитрия Толстого. Еще в 1787 году в городе, во дворце наместника края, был открыт «благородный театр».
Он располагался в доме В.А. Черткова. В нем играли дети самых богатых и известных людей того времени. Со временем все изменилось. «Благородный» театр существовал в 1798 году. С этого года во главе театра вице-губернатор князь Р. И. Ухтомский, которого современники считали прекрасным актером и большим театралом. С 1799 г. на сцене вместе с «благородными» появляются и публичные актеры. Это означает, что театр становится общедоступным.

Первым документальным свидетельством появления в городе профессионального театра является экземпляр пьесы воронежского драматурга А. Элина «И ошибка кстати», на титульном листе ее напечатано: «Представлена в первый раз в Москве в 1795 году, вновь исправлена и представлена в Воронежском публичном театре 13 ноября 1802 года». Эта дата и считается официальным днем рождения театра. Расцвет театра в Воронеже связан с именами славными, фамилиями на российском публичном поприще известными. Это губернатор Федор Пушкин. Это, наконец, губернатор граф Дмитрий Толстой. Именно когда они вершили суд да дело, в наших краях был простор для процветания и образования и культуры. А вместе с тем и для расцвета театра. Первая антрепризная труппа появилась здесь при губернаторе Ф. А. Пушкине в 1801 г. Во главе ее был московский комический актер Петров, открывший сезон оперой Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват». Его сменила труппа актера В. Р. Бобровского. Во главе образованной для управления театром дирекции стоял вице-губернатор Л. С. Кологривов. Воронеж имел в то время даже своего драматурга. Это был А. М. Эллин. Под руководством этих трех усердных деятелей театр в течение нескольких лет процветал. В начале ХIХ в. его репертуаре было 37 пьес — в их числе трагедии Сумарокова, а также немецких и французских авторов, «Мещаниново дворянстве» Мольера, «Школа злословия» Шеридана. Театр того времени много способствовал исправлению нравов, облагораживанию чувств и просвещению.

Мы почти ничего не знаем о театре с 1807 по 1820-е годы. Но уже в конце 1820-х столичная газета «Северная пчела» выделяет театр в Воронеже среди прочих. Спектакли в нем давались 4 раза в неделю, когда в других 1-2 раза. В это время на воронежской сцене блистала лучшая Офелия ХIХ в. Любовь Ивановна Млотковская. Через 10 лет она снова здесь – уже в антрепризе своего мужа М.Ю. Млотковского. Ей посвящали стихи А.В. Кольцов и Н.В. Станкевич.

Новый этап в творческой жизни театра начался в середине 50 -х годов Х1Х в. с появлением драматургии А. Н. Островского. Воронежский театр с большим основанием можно назвать «Домом Островского в провинции», т. к., начиная с 1856 года, пьесы великого национального драматурга, вслед за Малым и Александринским театрами, одна за другой ставятся на воронежской сцене. Этому обстоятельству в большой степени способствовал великолепный комический актер Иван Колюбакин, близкий приятель драматурга еще в пору их совместного сотрудничества в «молодой редакции» «Москвитянина», волей обстоятельств к середине 50 -х годов оказавшийся в воронежской труппе. Пьесы А. Н. Островского в течение многих лет ставились на воронежской сцене, воспитывая вкус и актеров и зрителей.

В сезоне 1863–1864 годов театр имел в репертуаре десять пьес А. Н. Островского, в том числе знаменитую пьесу «Свои люди – сочтемся!»

В этот период в театре блистали яркие характерные актеры Дорошенко, Петров, Майорова, Шмитгоф… На воронежской сцене выступали в начале своего творческого пути В. Н. Давыдов и Н. Х. Рыбаков, в Воронеже гастролировали С. В. Шумский, П. М. Садовский, А. П. Ленский, Г. Н. Федотова, М. М. Петипа, М. Н. Ермолова, М. Г. Савина.

 

Работа театра в XX веке

В XIX –начале XX в. Воронежский театр драмы входил в число наиболее значительных провинциальных театров. В течение двух веков здесь выступали многие выдающиеся артисты, корифеи русской сцены: М. Щепкин, П. Мочалов, С. Шумский, М. Ермолова, В. Комиссаржевская, В. Гиляровский, А. Мартынов, В. Давыдов, начинали творческую деятельность Н. Рыбаков, А. Остужев. Театр посещали А. Кольцов, И. Никитин, Н. Станкевич, В. Белинский, А. Островский, позднее А. Чехов и А. Суворин, в XX веке – А. Платонов и В. Маяковский. В1935–1936гг. здесь работал О.Мандельштам.

 

Годы Великой отечественной войны театр переживал вместе с народом: многие артисты выезжали на передовую в составе фронтовых бригад, работали в госпитале. В ночь с 27 на 28 июня 1942 г. авиабомба попала в здание театра, разрушив сцену и зрительный зал. В июле коллектив был эвакуирован в Стерлитамак, а затем в Копейск Челябинской области. В мае 1944 г. возвратился в Воронежскую область, работал до декабря в Борисоглебске. После освобождения Воронежа в 1943 г. здание драмтеатра было восстановлено одним из первых в городе, разрушенном на 95%. Работы начались весной 1944 г., а 31 декабря того же года театр на проспекте Революции открылся премьерой «Горе от ума» А. С. Грибоедова. В годы войны в репертуаре были пьесы патриотического содержания: «Фронт» А. Корнейчука, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва, «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Солдаты Сталинграда» Н. Вирты, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского. Значительное место занимала классика: «Без вины виноватые» А. Островского, «Мещане» и «Егор Булычев» М. Горького, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше.

 

После освобождения Воронежа от захватчиков здание театра было восстановлено одним из первых – уже 31 декабря 1944 года здесь открылся новый театральный сезон премьерой «Горе от ума» по Грибоедову. В послевоенные годы в Воронежском драмтеатре работали известнейшие режиссеры Дунаев, Трапезников, Гершт, Гриншпун, Ланской, Соловьев и многие другие. Тогда в его репертуаре преобладали классические пьесы Шекспира, Шиллера, Кальдерона, Чехова, Лопе де Вега, Островского. С середины 50-х годов репертуар пополнился постановками современных драматургов.

В 1918–1938 гг. театр имел название Большой Советский, с 1938 – областной театр драмы, с 1945 – Государственный драматический театр. С 1978 г. носит почётное звание Академический.

В 1959 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Воронежскому государственному драматическому театру было присвоено имя Алексея Васильевича Кольцова. В 1958 г. по роману «Жизнь Кольцова» воронежского писателя Владимира Александровича Кораблинова режиссёр Ф. Е. Шишигин поставил спектакль «Алексей Кольцов», получивший небывалый резонанс. Образ поэта играл народный артист РСФСР Степан Петрович Ожигин, Белинского – заслуженный артист РСФСР Владимир Алексеевич Салопов. В спектакле была занята вся труппа, роли исполняли уже известные стране актёры: народный артист СССР С. И. Папов, заслуженные артисты РСФСР А. П. Чернов, В. Г. Рощина, Б. А. Крачковский, В. И. Шкурский. Режиссёр, Фирс Ефимович Шишигин, отказался от традиции, когда хоровое исполнение выносится за кулисы. Хор непрерывно присутствовал на сцене и являлся активным действующим лицом. «Драма-песня» – так определили жанр постановки её авторы. Известный воронежский критик З. Я. Анчиполовский писал об этой постановке следующее: «Алексей Кольцов» – народная драма. На сцене живёт, страдает, борется множество простых людей. Но не только те, чьи имена значатся в пьесе, воспринимаются как её герои. Десятки мужчин и женщин, составляющих хор, – это тоже многоликий персонаж драмы... белой вороной выглядит Кольцов среди воронежских обывателей, и Ожигин отлично показывает это. Одно утешение у него – песни, они рождаются из глубины души, которой доступны горе и радость народная. Глубоко проникает Ожигин в образ своего героя. Как ни сильны страдания Кольцова, не подавляют они в нём большой душевной широты. Недаром Белинский называл поэта сыном народа в полном значении этого слова».

С 1969 по 1983 год труппу возглавлял Г. Дроздов, Народный артист РСФСР. Лучшими постановками тех лет стали «Наедине со всеми», «Синие кони на красной траве» и «На дне». Театр стал одним из первых в СССР, поставивших спектакли по Т. Уильямсу: «Трамвай «Желание»» и «Татуированная роза». Значительную часть в репертуаре занимает и публицистическая драматургия. В 1978-м году театр стал «Академическим».

 

 

Театр Анатолия Иванова

Иванов Анатолий Васильевич — режиссер, актер, сценарист, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), народный артист РФ (1994), лауреат Государственной премии РФ (1996). После окончания школы — актер театра в Вышнем Волочке. Окончил ГИТИС им. А. В. Луначарского (1969). Ученик А. В. Эфроса. С 1987 главный режиссер Воронежского Академического театра драмы им. А. В. Кольцова, с 1991 художественный руководитель театра.

На воронежской сцене поставил около пятидесяти спектаклей высокого художественного уровня, развивал традиции психологического театра К. С. Станиславского. Постановки русских классиков от Гоголя до Островского и Чехова, Булгакова и Вампилова имели неизменный успех на международных и всероссийских фестивалях. Многие из них вошли в фонды радио и центральных каналов телевидения. Ведущие критики России высоко оценивали творчество А. В. Иванова, как одного из выдающихся современных режиссеров страны. В основе его деятельности в качестве художественного руководителя — продолжение и развитие лучших традиций русской классики, психологического театра К. С. Станиславского.

Особое место в творчестве А. Иванова занимают постановки пьес А. Н. Островского: «Волки и овцы» (1994), «Бесприданница» (1996), «Доходное место» (1998), «Банкротъ» (2007). Все они участвовали во всероссийских и международных фестивалях, записаны радио и телевидением. Среди лучших постановок режиссера — «Уроки музыки» Л. Петрушевской, «Там же, тогда же» Б. Слейда, «Ретро» А. Галина, «Театральный романс» по произведениям А. Н. Толстого, «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Вишневый сад» А. П. Чехова. Спектакль «Вечно живые» В. Розова получил Гран-при на Х международном фестивале «Славянские театральные встречи» (2002).

Театр под руководством А. В. Иванова хорошо известен в России и за рубежом. Ежегодно коллектив участвует в престижных всероссийских и международных фестивалях. В 2004 году театр представил в Мюнхене постановку «Вишневый сад» А. П. Чехова на международном фестивале, посвященном памяти А. П. Чехова. В мае 2008 года коллектив театра в пятый раз участвовал в Международном фестивале стран Черноморского бассейна в Трабзоне (Турция).

В мае 2009 г. театр участвовал в III Межрегиональном фестивале имени Н. Х. Рыбакова в Тамбове. На Международном фестивале «На Родине А. П. Чехова» в Таганроге с успехом показана постановка А. В. Иванова «Банкротъ» по пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся». В декабре 2005 года в Москве Анатолию Иванову вручена премия «Известность», учрежденная редакцией газеты «Известия». Ею впервые по итогам читательских опросов удостоены наиболее выдающиеся деятели российской культуры.

С 1994 по 1998 гг. и с 2007 по 2009 гг.- профессор Воронежской Государственной Академии искусств. В 1998 г. выпустил актерский курс для театров Воронежа.

В связи с 75-летием образования Воронежской области в 2009 году Указом губернатора Алексея Гордеева награжден знаком отличия «За заслуги перед Воронежской областью»

И сегодня коллектив театра бережно относится к художественному наследию Мастера, сохраняет в репертуаре его постановки. К 65-летию Великой Победы восстановлена постановка А. В. Иванова 2000 года «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова.

Таким образом 1987-2009 года стали эпохой Анатолия Иванова. Здесь известный драматург поставил около 50 спектаклей в жанре психологического театра Станиславского. В театре играли русских классиков от Булгакова до Вампилова и от Гоголя до Островского, которые имели оглушительный успех на различных международных и российских фестивалей. Многие из тех постановок вошли в радио и телефонды центральных каналов. Ведущие критики высоко оценивала творчество великого мастера, признавая его одним из наиболее выдающихся современных режиссеров страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: