ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫВ ШКОЛЕ
ПЗ
Параметры для сравнения | Путь по ходу развития действия | Проблемно-тематический путь |
Количество часов, предлагаемых на изучение темы | ||
Выбор пути анализа в каждом из вариантов | По ходу развития действия | Проблемно-тематический; опирается на то, что ученики уже изучили отдельные произведения писателя – «Тарас Бульба», «Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед Рождеством». Биографический рассказ перед изучением комедии опирается на уже известные черты в облике писателя. |
Методы и приемы анализа драматического произведения | Словесные, практические, наглядные методы. | Словесные, практические, наглядные методы. Сопоставление комедии «Ревизор» Гоголя с пьесой украинского писателя Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе». |
ТЛП, осваиваемые или закрепляемые в процессе разбора пьесы и методику работы с ними | драма, автор драматического произведения, герои драматического произведения, конфликт между героями драмы, пьеса, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; внесценические персонажи, внесценическое действия; комедия | пьеса, комедия, водевиль, фарс, жанровое своеобразие пьесы; сатира; кульминация, композиция, конфликт, конфликт внешний, конфликт внутренний, развязка, конфликт в драматическом произведении, завязка, экспозиция, эпизод, принцип драматизированного финала, глубинный конфликт, комический конфликт |
Работа над характеристикой образов литературных персонажей | Знакомство с комедией следует начинать с работы над «Замечаниями для гг актёров (Характеры и костюмы)». Чтение кратких характеристик, которые даёт Гоголь основным персонажам комедии, сопровождается показом через эпидиаскоп иллюстраций Боклевского = > в сознании учащихся сразу возникают зрительные образы героев комедии, что значительно облегчит дальнейшее чтение пьесы. Сопоставление облика и имени даёт возможность учителю обратить внимание класса на характерные фамилии героев, сами по себе создающие определённое впечатления о лицах, которым они принадлежат. Во время чтения пьесы учитель комментирует отдельного персонажа, объясняя реалии того времени. После чтения 1-го и 2-го явлений 1-го действия и объяснения незнакомых или малопонятных учащимся слов учитель предлагает классу несколько вопросов, которые помогут учащимся понять своеобразие характеров каждого из чиновников и общую обстановку в уездном городе. В начале третьего урока учитель задаёт классу несколько вопросов, которые помогут проникнуть в характер Хлестакова. Первый вопрос (Чем был занят Хлестаков с утра, что он делал до своего возвращения в номер гостиницы?) требует отчётливого представления о характере Хлестакова в обстоятельствах, не обрисованных Гоголем. Этот вопрос и ответ на него помогает ученикам вжиться в характер персонажа, конкретно представить его себе. Связный рассказ по иллюстрации А. Константиновского к «Ревизору» - «Возвращение Хлестакова к городничему после обеда». В том вздоре, который несёт Хлестаков во время знакомства с Анной Андреевной и Марьей Антоновной, необходимо уловить логику его характера. Сравнение отдельного образа в разных действиях, явлениях. Сопоставление характеров Анны Андреевны и Марьи Антоновны. | Вопрос для домашнего задания «Чем похож и чем отличается Хлестаков от чиновников уездного города?». Облик Хлестакова раскрывается через монолог Осипа и сцен в гостинице (1-е явление 2-го действия). Перед уроком о Хлестакове учеников просили определить в нескольких словах характер гоголевского героя. Почти все ученики односторонне определяют характер Хлестакова. Рассмотрение и обсуждение Иллюстраций Боклевского, Кардовского и Константиновского, изображающие Хлестакова вскрывают многогранность характера Хлестакова. Обращение к разнообразию интонаций в речи городничего помогает понять многогранность его характера и ответить на вопрос «Почему же городничий поддаётся обману». |
Виды чтения, используемые на уроках | Чтение учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, цитатное чтение в ходе обсуждения, чтение отдельных эпизодов и/или ситуаций | Чтение учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, цитатное чтение в ходе обсуждения, чтение отдельных эпизодов и/или ситуаций |
Организация самостоятельного (домашнего) чтения учащихся | Дочитать всю комедию до конца (домашнее задание в конце 2 урока). Прочесть 3-е действие комедии (домашнее задание в конце 3 урока). Прочитать 4-е действие комедии и подготовить выразительное чтение отдельных явлений (домашнее задание в конце 4 урока). Прочитать 5-е действие и подумать, в какой сцене происходит развязка комедии (домашнее задание в конце 5 урока). | Перечитать 1-е и 2-е действие комедии (домашнее задание в конце первого урока). Перечитать 3 – 5-е действия (домашнее задание в конце второго урока). Просмотреть текст комедии (домашнее задание в конце третьего урока) |
Роль проблемных ситуаций | На заключительном этапе урока ставится проблемный вопрос, подводящий итог и обобщающий изучение комедии | Проблемный вопрос звучит сразу же на первом урока, что подводит к дальнейшему неоднозначному восприятию пьесы и изучение пьесы в целом |
Специфика работы по развитию речи учащихся | Выразительное чтение отдельных явлений пьесы. | Чтение монолога Осипа и сцен в гостинице (1-е явление 2-го действия) и работа над «партитурой чувств» к нему. |
Форма организации самостоятельной деятельности учащихся | Словесное воспроизведение сцены из спектакля (3 урок). Написать небольшое сочинение «Моё впечатление от игры актёров в сцене из 2-го действия комедии Гоголя «Ревизор»» (домашнее задание после 3 урока по данной теме). Связный рассказ по иллюстрации А. Константиновского к «Ревизору» - «Возвращение Хлестакова к городничему после обеда». В начале 5 урока одному из учеников нужно разложить иллюстрации к 4-му действию «Ревизора» в порядке развития событий. | Предложение восстановить сюжет по иллюстрациям, участие в игре-викторине, сопоставление иллюстраций, написание ответов на вопрос учителя, а также сочинений. |
Использование наглядности на уроках | На первом уроке демонстрируются виды Петербурга, афиша первого представления комедии, портрет Гоголя, портреты актёров, исполнившие роли в первой постановке, обстановка театра. По ходу прочтения пьесы учитель демонстрирует иллюстрации, которые отражают те или иные действия пьесы. | На первом уроке учитель показывает портрет Гоголя, выполненный художником А. Венециановым Учитель показывает гравюры с театральными сюжетами, близкие по времени к Гоголю, и, демонстрируя их, разъясняет классу смысл неизвестных слов. Акварель П. Каратыгина, изображающая Гоголя на одной из репетиций «Ревизора». Иллюстрации к 1-му действию «Ревизора». Иллюстрации Боклевского, Кардовского и Константиновского, изображающие Хлестакова. |
Работа со сценической историей пьесы | Полное погружение в обстановку того времени начинается на первого урока. Начинается с момента первого показа комедии «Ревизор» в театре и первой реакции публики на увиденное. | История создания и появления пьесы даётся в обзоре творчества Гоголя. Даются воспоминания современников о работе Гоголя над пьесой и первой реакции после появления. |
Виды художественно-творческой интерпретации комедии. | Выразительно чтение отдельных явлений и/или событий. После чтения явления класс делает замечания исполнителям. Ребятам можно предложить подумать от том, как на сцене следует показать «восхождение» городничего по лестнице славы и почёта. Как передать изменение настроения героев пьесы в первых явлениях и при чтении письма Хлестакова? Вопрос на заключительном занятии «Что произойдёт в городе после приезда настоящего ревизора?». | В начале второго урока четыре ученика (в целях экономии времени), вызванные к доске, готовят рассказ по иллюстрациям к 1-му действию «Ревизора». Учащиеся должны оправдать впечатления от иллюстраций текстом комедии. Такая работа восстанавливает содержание 1-го действия. Викторина в начале 4-го урока перед анализом образа Хлестакова. Сопоставление игры различных исполнителей роли Хлестакова. Сопоставление различной актёрской интерпретации городничего. |
Достоинства | · естественность порядка разбора · следование за развивающейся мыслью автора · эмоциональность · рассмотрение произведения со всех сторон · раскрытие действия за действием перед учениками · можно проследить за развитием сюжета, выделяя центральные эпизоды, психологически мотивируя поступки героев, вглядываясь в художественную ткань произведения | · зависит от поставленного вопроса перед началом изучения произведения |
Недостатки | · минимальная деятельность учеников (вопрос учителя – ответ ученика) | · подробное рассмотрение только образа Хлестакова |
ЛЗ
ИЗУЧЕНИЕ ДРАМЫ«НА ДНЕ» МАКСИМА ГОРЬКОГО В 11 КЛАССЕ.
Путь анализа по ходу развития действия | Проблемно-тематический путь анализа |
Смысл названия и история создания драмы «На дне» М. Горького | Специфические особенности жанра и конфликта драмы «На дне» М. Горького |
«Три правды» в пьесе («Во что веришь — то и есть») | Смысл названия и история создания драмы |
Конфликт и система образов в драме «На дне» | Вопрос о правде в драме Горького «На дне» |
Новаторство Горького-драматурга | Художественное своеобразие пьесы |