Контрольной работы по курсу «Психология семьи»




Методические рекомендации для выполнения

Студенты выполняют контрольную работу, состоящую из двух частей:

1. Генограмма

2. Письменная теоретическая работа по одной из выбранных тем

Темы письменной работы:

1. Психологическая совместимость в браке

2. Супружеские отношения

3. Особенности детско-родительских отношений на различных этапах взросления детей

4. Влияние пренатального периода на развитие личности

5. Семейная история. Родовые программы, их влияние на психологические выборы человека

6. Усвоение тендерных ролей детьми

7. «Семейные» заболевания, их связь с эмоциональными переживаниями событий в семье

8. Психология и психоанализ любви

9. Ролевые взаимоотношения в неполной семье

10. Психология бессознательного и его влияние на поведение человека, внутренние конфликты и семейные сценарии

11. Цвет как индикатор гармоничности супружеских отношений

12. Социально-психологические механизмы передачи родовых сценариев

13. Модели детности и их формирование

14. Выбор супруга и факторы риска вступления в брак

15. Образ семьи у детей с различной семейной ситуацией

16. Влияние семейного сценария и сценарной сказки на удовлетворенность жизнью

17. Мужчина и женщина. Психология личной индивидуации и взаимодействия

18. Социокультурные проблемы мужчины и женщины в современном мире

19. Психология сексуальности в семейных отношениях

20. Гендерные различия во взаимовосприятии и семейных конфликтах

21. Зависимость отношений мужчины и женщины от этапа жизненного цикла человека и семьи

22. Стереотипный образ мужчины и женщины в образах массовой коммуникации (рекламы)

23. Стили любви, их влияние на взаимоотношения мужчины и женщины

24. Влияние социально-психологической поддержки матерей в период беременности на развитие младенцев

25. Установки женщин на репродуктивное поведение и выбор способа родов (традиционного и нетрадиционного)

26. Социально-психологическая среда новорожденного

  1. Психология изменения женщин в период беременности

28. Эволюция семьи

29. Неблагополучные семьи. Дисфункция социализации

30. Кризисные ситуации в семейных отношениях

31. Ревность и супружеская измена

32. Он и Она. Преодоление негативности

33. Детско-родительские отношения и родительское программирование

34. Современные концепции разрешения семейных проблем

35. Социокультурный взгляд на семью

36. Российская семья: динамика и перспективы

37. Семейная психотерапия глазами ее создателей (В.Сатир, Н.Пезешкиан, С.Кратовхвилл, М.Эриксон, С.Минухин, К.Витакер и др.) - по выбору

38. Семейная политика как фактор формирования семейных отношений

Генограмма состоит их трёх разделов: генограммы, её подробного описания и анализа семейной ситуации.

Все три раздела студенты выполняют самостоятельно. Работа включает в себя сбор информации об особенностях взаимоотношений в семье, применение его личных знаний о родственниках и семейной истории с последующим построением семейной генограммы. Задача - использовать полученную в ходе самостоятельной работы информацию, как для понимания собственной семейной ситуации, так и для овладения методом генограммы.

 

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных взаимоотношений в трех-четырех поколениях.

Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 году в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее — показать, как образцы поведения и внут­рисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные образцы поведения.

Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник и каково было его течение. Причем физические, эмоциональные и социальные «симптомы» рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение «симптомоносителя» отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений «симптомов» могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими как, например, смерть ближайшего родственника.

Затем начинается описание семейной истории со времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Здесь важное значение имеют возраст супругов, точная дата их первой встречи, то, чем они занимались, когда были женихом и невестой, свадьба, что случилось до рождения первого ребенка, влияние порядка рождения детей на их физические и психологические особенности, где семья жила и когда именно переезжала в другое место, особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи. Данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей также собираются на этом этапе беседы.

Далее обсуждается история расширенной семьи, как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Психолог использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости ее субсистем, о разнообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними. Такие содержательные факторы, как культурная, этническая и религиозная принадлежность, социально-экономический уровень, то, как семья взаимодействует со своим социальным сообществом, тоже принимаются во внимание.

По мере поступления информации она фиксируется специальными символами. Каждый психолог может использовать удобную для него символику, но общепринятыми обозначениями являются следующие:

Готовую генограммау с использованием приведенных ниже изображений студенты подробно описывают, анализируют и представляют в виде итогового отчета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: