Возраст (период) | Имена существительные | Прилагательные |
1 г. 3 мес., однословное предложение. | несколько названий лиц, предметов (около 22 слов) | отсутствуют в речи |
1 г. 8 мес., двусловное предложение (из двух корней). | несклоняемые, исходная форма – именит. падеж | отсутствуют в речи |
1 г. 10 мес. – 2 г. 1 мес., первые формы слов, рост предложения до 3-4 слов. | начинают употреблять падежи: винит. с окончанием –у,именит. мн.ч. с окончанием –ы, -и(фонетически всегда –и), иногда предложный с окончанием -е, уменьшительно-ласкательные суффиксы (-ок, -ик, -к, -чик, -ц, -очк, -ечк, -онок, -ёнок), первые образования форм слов по аналогии | с 2х лет появляются прилагательные без согла-сования с существительным, в именит. падеже, ед. числа, мужского и женского рода |
2 года 1 мес.– 2 г. 6 мес., усвоение флексной системы языка, предложения из 5-8 слов, появляются сложные предложения. | увеличивается количество уменьшительно-ласкательн. суффиксов в речи (-еньк, -чк, -ушк, -ышк);усваиваются дательный и творит. падежи, “главенствующие” падежные окончания в ед.числе: -у, -е, -а, -ом,реже -ой, во множ. числе -ы(фонетически -и) | 23 прилагательных, нарушается согласование с существительными, употребляются чаще после существительных; множ. число только в именит. падеже; в речи появляется уменьшительно-ласкат. суффикс (-еньк) |
2г. 6 мес. - 3 года, усвоение служебных частей речи, развитие сложного предложения. | усвоены “главенствующие”падежные окончания мн. числа: -ов, -ами, -ах; начинается влияние окончания –ов на другие склонения: “ столов – стулов ”; начинают усваиваться другие окончания: -а (рога), -я (стулья); добавляются умен.-ласкат. суффиксы (-ашк, -яшк),появляется суффикс увеличительности (-ищ), суффиксы принадлежности | согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах, появляются краткие причастия |
3-4 года, дальнейшее развитие сложносочинённого и сложно-подчинённого предложений. | продолжается влияние окончания –овна другиесклонения; иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении: “ на куне ”; ошибки в использовании чередований и ударений; при словоизменении сохраняется основа (пень – пени, лев – левы); собственные словоформы,период словотворчества | нарушается согласование прилагательных в среднем роде; овладевают сравнительной степеньюприлагательных |
4 г. – 6 лет,иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который. | окончательно овладевают всеми типами склонения; возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах; появляется умен.-ласкат. суффикс (-инк)и увеличит. суффикс (-ин);начинают усваиваться все частные грамматические формы (ударение, правильное чередование, род, редкие обороты речи, числительные) | овладевают согласованием прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах; появляется уменьшит.-ласкательный суффикс (-оват),и увеличительные суффиксы (-ущ, -ющ) |
Морфологические ошибки в речи детей (А.М.Бородич):
1. Неправильные окончания имен существительных:
ü унификация окончаний родительного падежа множественного числа существительных, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев) по типу столов: карандашов, дверёв, ежов, этажов, куклов, девочков, руков, "дверев", лошадев; с нулевым окончанием: ночов, куклов, девочков, книгов, дверков, пуговицев;
ü родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;
ü неразличение окончаний винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных: видели поросенок, поймали олень, посадили дуба;
ü предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде;
2. Склонение несклоняемых имен существительных: на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине.
3. Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.
4. Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы: домы, поезды, окны, человеки;
5. Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.
6. Неправильное образование глагольных форм.
ü повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой),склады (сложи); скакай (скани),
ü изменение основы глагола: искать - искаю (ищу), плескать - плескаю (плещу), плакать - плакаю (плачу), рисовать - рисоваю (рисую); мочь - можу (могу),
ü спряжение глаголов: хотеть - хотишь (хочешь), давать - дадишъ (дашь), есть - едишь (ешь), спать - сплют (спят).
7. Образование неправильной формы причастий: сломатая, оборватая, сошитая;
8. Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,
9. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;
10. Склонение имен числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим; или несклонение имен числительных: собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка.
У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки, вызванные особенностями местных говоров, диалектной речью окружающих. Встречаются такие диалектные ошибки детей, как употребление ими в родительном падеже существительных жен. рода окончания -е (-и): "у маме", "у мами", "от сестре", "у кукле", "у кукли", "с горе", "без ложке" или употребление существительных среднего рода в женском роде: "моя платья", "теплая молоко", "твоя ружье", употребление слов "одень" вместо надень, "раздень" вместо сними; а также и другие ошибки, зависящие от того, в какой области живет ребенок.
Надо отметить то, что диалектные ошибки в речи детей устранить несравненно труднее, поскольку ребенок постоянно слышит диалектную речь взрослых дома, а возможно, и в детском саду. Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя педагогами замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.
Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста наблюдаются:
1. В нарушении порядка слов в предложении:
ü на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла?";
ü вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему?";
ü дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают: "Почему что".
2. В неправильном оформлении союзной связи:
ü опускается союз или часть союза: "Вот еще лопнул шар у дяди, потому нажал сильно";
ü один союз заменяется другим: "Как мы пришли домой, мы играли с мячом"; "Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно";
ü союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: "Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим - салют".
АГРАММАТИЗМ (от греч. agrammatos — нечленораздельный) — ошибки в грамматическом построении активной речи( экспрессивный А.) и в понимании значения грамматических конструкций, выражающих семантическиеотношения с помощью флексий (брат отца), предлогов (под, над), союзов (хотя, несмотря на и т. д.) ипорядка слов (платье задело весло и весло задело платье)(импрессивный А.). А. у взрослых возникает приразличных формах афазии как проявление нарушений речи.А. у детей может наблюдаться на ранних этапах развития речи, а также при нарушениях слуха, препятствующих речевому общению и усвоению сложных грамматических форм языка. Явления А. м. б. обнаружены как в устной, так и в письменной речи. См. Речи расстройства. (Т. В. Ахутина.)
Примерная последовательность в усвоении синтаксических структур (Р.И.Лалаева, Л.Г.Парамонова, С.Н.Шаховская):
1. Однословное предложение.
2. Подлежащее + сказуемое.
3. Подлежащее + сказуемое + дополнение.
4. Определение + подлежащее + сказуемое + дополнение.
5. Определение + подлежащее + сказуемое + определение + дополнение.
6. Наличие обстоятельства в структуре фразы.
7. Именительный падеж + согласованный глагол = 2 зависимых падежа
Возможны и другие варианты предложений.
Овладение синтаксисом в ходе речевого онтогенеза неразрывно связано и с овладением интонацией!
Задание для студентов: Определите тип ошибки (морфологическая (словоизменение или словообразование нарушено), синтаксическая.
Нарушения грамматического строя речи:
1. Вижу слон.
2. Пришел к врачим.
3. Сижу на стул.
4. Дядя дает булка слон.
5. Киса стол (Кошка запрыгнула на стол.)
6. Грибовый (грибной), сосная (сосновая шишка).
7. Соломта - крыша из соломы.
8. Игрушевое варенье – грушевое варенье.
9. Волчин хвост – волчий хвост.
10. Вишневая варенье – вишневая варенье