1. Аудит системных вопросов:
1.1. аудит правоустанавливающих документов:
проверка наличия оригиналов учредительных документов; изменений и дополнений в учредительные документы, своевременности и правильности их государственной регистрации; наличия филиалов, представительств, других обособленных подразделений и положений о них;
проверка соответствия видов деятельности, указанных в учредительных документах, осуществляемым видам деятельности; наличие уведомлений в государственные органы об осуществлении видов деятельности, не предусмотренных учредительными документами; наличия специальных разрешений (лицензий) на право осуществления лицензируемых видов деятельности;
проверка наличия оригиналов свидетельств о государственной регистрации и постановке на учет в налоговых органах и внебюджетных фондах;
проверка договоров на финансово-хозяйственные операции, трудовых договоров;
1.2. аудит учетной политики:
проверка соответствия принятой учетной политики требованиям законодательства и характеру деятельности аудируемого лица;
проверка полноты раскрытия избранных способов ведения бухгалтерского и налогового учетов;
проверка наличия рабочего плана счетов и графика документооборота;
1.3. аудит общего состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля:
оценка системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля, в том числе системы внутренней отчетности при ее наличии;
проверка соблюдения требований законодательства по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;
проверка оформления первичных учетных документов;
наличие должностных инструкций работников аудируемого лица;
проверка утвержденных форм первичных документов, используемых при оформлении финансово-хозяйственных операций в дополнение к унифицированным;
проверка порядка проведения инвентаризаций и отражения их результатов в учете.
2. Аудит внеоборотных активов:
проверка отражения в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об основных средствах (существование на конец проверяемого периода, полнота отражения, стоимостная оценка и переоценка, права);
проверка прочих операций с основными средствами (наличие арендованных объектов, приобретение и выбытие, модернизация и реконструкция);
проверка операций по учету оборудования, требующего монтажа, и капитальных вложений;
проверка правильности начисления амортизации основных средств, формирования и использования амортизационного фонда;
проверка наличия разрешительных документов на объекты незавершенного строительства и правильности оценки их стоимости;
проверка правильности стоимостной оценки и полноты отражения нематериальных активов и прав аудируемого лица на них; подтверждение существования нематериальных активов на конец проверяемого периода, раскрытие информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
проверка правильности начисления амортизации нематериальных активов, формирования и использования амортизационного фонда;
проверка доходных вложений в материальные ценности.
3. Аудит производственных запасов:
проверка правильности стоимостной оценки и полноты отражения в бухгалтерском учете производственных запасов и отдельных предметов в составе средств в обороте, прав аудируемого лица на них, существования запасов на конец отчетного периода;
проверка правильности и полноты раскрытия информации о производственных запасах в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
проверка правильности списания производственных запасов и отдельных предметов в составе средств в обороте на затраты по производству готовой продукции (выполнению работ, оказанию услуг).
4. Аудит расходов:
проверка обоснованности, полноты и правильности стоимостной оценки расходов для целей бухгалтерского и налогового учета (наличие раздельного учета затрат по видам деятельности, распределение общехозяйственных и общепроизводственных затрат и их соответствие учетной политике, наличие обслуживающих и вспомогательных производств, наличие резервов, относимых на расходы; прочее);
проверка правильности отражения в учете операционных и внереализационных расходов;
проверка расходов будущих периодов.
5. Аудит учета готовой продукции, товаров:
проверка отражения в учете и порядка определения себестоимости произведенной, отгруженной и реализованной продукции (метод оценки готовой продукции, метод определения себестоимости готовой продукции, прочее; их соответствие учетной политике и законодательству);
проверка отражения в учете незавершенного производства (метод оценки в соответствии с принятой учетной политикой, наличие актов инвентаризаций незавершенного производства);
проверка отражения в учете товаров (формирование покупной стоимости товаров, использование забалансовых счетов по учету товаров, прочее);
проверка наличия документов по формированию и регистрации отпускных цен (тарифов).
6. Аудит доходов:
проверка полноты и правильности отражения в учете выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
проверка полноты и правильности отражения в учете операционных и внереализационных доходов;
проверка доходов будущих периодов.
7. Аудит операций с денежными средствами:
проверка кассовых операций;
проверка переводов в пути;
проверка денежных документов;
проверка операций по расчетному, валютным и специальным банковским счетам.
8. Аудит расчетов:
проверка расчетов с подотчетными лицами;
проверка расчетов с юридическими лицами;
проверка расчетов с физическими лицами.
9. Аудит правильности оплаты труда работников.
10. Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
11. Аудит финансовых вложений.
12. Аудит финансовых результатов и использования прибыли.
13. Аудит операций с собственным капиталом:
проверка отражения в учете операций по формированию уставного фонда;
проверка операций по формированию и использованию иных фондов и резервов.
14. Аудит расчетов с бюджетом и правильности ведения налогового учета.
15. Аудит и анализ показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности:
проверка тождественности показателей аналитического и синтетического учета и показателей отчетности;
проверка начальных и сопоставимых данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности при первичном аудите;
анализ показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
16. Аудит экологических вопросов.
17. Аудит событий, произошедших после отчетной даты и условных фактов финансовой и хозяйственной деятельности.
18. Аудит соблюдения принципа непрерывности деятельности организаций.
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства финансов
Республики Беларусь
04.08.2000 № 81
(в редакции постановления
Министерства финансов
Республики Беларусь
24.03.2008 № 41)
ПРАВИЛА
аудиторской деятельности "Документирование аудита"
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Правила аудиторской деятельности "Документирование аудита" (далее - правила) устанавливают единые требования к составлению аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями (далее - аудиторская организация) рабочей документации в связи с проведением аудита.
2. Для целей настоящих правил под рабочей документацией понимаются документы, полученные или подготовленные аудиторской организацией в ходе проведения аудита, содержащие сведения о выполненных аудиторских процедурах, полученных аудиторских доказательствах и выводах, сделанных аудиторской организацией на их основании.
3. Рабочая документация должна:
содержать информацию по планированию и проведению аудита;
достаточным и надлежащим образом отражать основания для формирования аудиторского мнения;
служить доказательством того, что аудит проводился в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
4. Рабочая документация подтверждает факт проведения аудита, обеспечивает возможность осуществления внутреннего и внешнего контроля качества аудита, а также позволяет оптимизировать затраты труда и времени при проведении последующих аудитов данного аудируемого лица.
ГЛАВА 2
ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
5. Рабочая документация должна составляться в объеме, необходимом для обеспечения общего понимания проведенного аудита.
6. Рабочая документация должна отражать информацию о планировании аудита, характере, сроках проведения и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.
В рабочих документах должны содержаться обоснования всех существенных вопросов, по которым аудиторская организация выразила свое профессиональное суждение, необходимая аргументация и доказательства, известные аудиторской организации на момент формирования выводов.
7. Аудиторская организация вправе самостоятельно определять объем рабочей документации по каждому конкретному аудиту. Вместе с тем ее объем должен быть таким, чтобы аудитор, который не имел отношения к аудиту данного аудируемого лица, смог бы исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке) понять проделанную работу и обоснованность сделанных выводов и принятых решений.
8. На форму и содержание рабочей документации оказывают влияние следующие факторы:
характер аудиторского задания и требования, предъявляемые к итоговым документам аудита;
характер и сложность деятельности аудируемого лица;
характер выполняемых аудиторских процедур;
достаточность и надлежащий характер полученных аудиторских доказательств;
оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности;
характер и размер выявленных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности;
степень использования профессионального суждения в процессе проведения аудита и оценки его результатов;
методология аудита, применяемые приемы и средства проверки.
9. Рабочая документация ведется на бумажных и (или) электронных носителях. Она включает планы аудита, аналитические материалы, перечни отдельных рассматриваемых вопросов, описания существенных проблем, письма-подтверждения и письма-заявления, контрольные листы и переписку по существенным вопросам (включая электронные письма). В рабочую документацию при необходимости включаются выдержки или копии документов аудируемого лица.
Копии изначально подготовленных на бумажных носителях документов аудируемого лица и (или) аудиторской организации в составе рабочей документации также должны храниться на бумажных носителях. К таким документам относятся:
аудиторское заключение;
бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица;
письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита;
договор оказания аудиторских услуг;
акты сдачи-приемки выполненных работ, в том числе по этапам аудита;
официальная переписка;
другие документы по усмотрению аудиторской организации.
В состав окончательно сформированной рабочей документации не включаются наброски рабочих документов, незаконченные или имеющие предварительный характер заметки, черновики.
10. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочей документации аудиторской организации следует разработать типовые формы документов (бланки, вопросники, типовые письма и обращения и т.п.). Стандартизация документирования облегчает аудиторам выполнение задания и одновременно позволяет контролировать результаты выполняемой ими работы. Вместе с тем рабочая документация должна быть составлена и систематизирована таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждого аудита и потребностям аудиторской организации при его проведении.
11. В случае проведения аудита у одного и того же аудируемого лица в течение ряда лет некоторые рабочие документы относятся к категории постоянных, дополняемых по мере поступления новой информации (например, документы, содержащие информацию об учредителях аудируемого лица). По таким документам либо формируется отдельная папка, либо указывается, в какой из рабочих документаций хранится документ, имеющий отношение к аудитам, проводимым в течение ряда лет.
ГЛАВА 3
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫДОКУМЕНТИРОВАНИЯ АУДИТА
12. Аудиторская организация должна документировать любую существенную информацию, имеющую отношение к аудиту.
В обязательном порядке документированию подлежат:
обстоятельства, свидетельствующие о значимых рисках существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности;
результаты аудиторских процедур, указывающие на возможность существенного искажения финансовой информации или необходимость пересмотра предварительной оценки рисков существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности и запланированных аудиторских процедур в ответ на эти риски;
обстоятельства, которые препятствовали проведению необходимых аудиторских процедур;
причины модификации аудиторского заключения.
13. При документировании выполняемых аудиторских процедур аудиторская организация должна указывать их определяющие характеристики:
при детальном тестировании - даты и номера отобранных для проверки документов;
для процедур, предусматривающих отбор документов, отражающих операции с суммами, превышающими определенное значение, - объем выполненных процедур и проверенную совокупность;
для процедур, предполагающих осуществление систематической выборки из совокупности документов, - начальный документ (точку отсчета) и интервал выборки;
для процедур, предусматривающих проведение опросов, - даты опросов, имена и должности опрошенных работников;
для процедур наблюдения - наблюдаемый процесс, время и место проведения наблюдения, имена и должности лиц, участвовавших в наблюдаемом процессе.
14. Аудиторская организация обязана документировать обсуждение существенных вопросов с руководством, заинтересованными лицами, работниками аудируемого лица, третьими лицами. При этом в рабочую документацию включаются записи обсуждений существенных вопросов с указанием времени проведения обсуждений и лиц, принявших в них участие, а также документы, подготовленные работниками аудируемого лица (например, согласованные с аудиторской организацией протоколы таких обсуждений).
15. Если аудиторская организация выявила информацию, которая противоречит или не соответствует ее профессиональному суждению по
какому-либо существенному вопросу, то в рабочей документации
необходимо отразить, чем вызвано данное противоречие, а также
способы его разрешения.
16. Если аудиторская организация в силу каких-либо обстоятельств не может выполнить необходимые для получения аудиторских доказательств аудиторские процедуры, необходимо документально отразить такие обстоятельства, а также раскрыть достаточность и надлежащий характер выполненных альтернативных аудиторских процедур, способствующих достижению цели аудита. Вместе с тем не следует оформлять рабочие документы по выполнению аудиторских процедур в отношении вопросов, не подлежащих проверке в ходе данного аудита (например, при проведении ежегодного аудита у одного и того же аудируемого лица отсутствует необходимость в выполнении, а следовательно, и в документировании процедур подтверждения начальных данных, поскольку их достоверность подтверждена в ходе аудита за предшествующий отчетный год).
17. При документировании характера, сроков и объема выполненных аудиторских процедур в рабочей документации должно быть указано, кем и в какие сроки они были выполнены, а также кем и когда проверены рабочие документы, отражающие ход аудиторских процедур.
Проверка рабочих документов осуществляется в порядке, определенном аудиторской организацией.
ГЛАВА 4
ЗАВЕРШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ХРАНЕНИЯ
18. Аудиторская организация должна своевременно, но не позднее 60 дней с даты подписания аудиторского заключения закончить составление рабочей документации.
На заключительном этапе подготовки рабочей документации осуществляются:
документирование аудиторских доказательств, полученных в процессе аудита, но не нашедших отражения в рабочей документации;
исключение ненужной документации (неактуальной или замененной другими документами);
сортировка, упорядочение и внесение перекрестных ссылок в рабочие документы;
подписание проверочных (контрольных) листов рабочей документации.
19. После завершения подготовки рабочей документации запрещается уничтожать или изымать из нее какие-либо документы до окончания сроков их хранения.
Аудиторская организация должна обеспечить сохранность рабочей документации в течение не менее 5 лет, если иное не установлено законодательством.
20. Если возникает необходимость дополнения рабочей документации новыми документами или изменения содержащихся в ней документов, аудиторская организация должна независимо от характера изменений или дополнений в рабочей документации указать:
причины изменения или дополнения рабочей документации;
влияние этих изменений на аудиторские выводы по данному аудиту;
кто и когда внес изменения в рабочую документацию, а также кто и когда их проверил.
21. Если после подписания аудиторского заключения выявлены факты, требующие проведения дополнительных аудиторских процедур или изменения аудиторского мнения, аудиторская организация обязана задокументировать:
выявленные факты;
характер и объем дополнительно выполненных аудиторских процедур, а также полученные на их основе аудиторские доказательства и сделанные выводы;
дату внесения изменений в рабочую документацию, а также кем вносились изменения и кем осуществлялась проверка новых документов.
22. Ответственность за оформление и сохранность рабочей документации несет руководитель аудиторской организации или лицо, им уполномоченное.
23. Рабочая документация является строго конфиденциальной и может быть выдана работникам аудиторской организации только при необходимости проведения последующего аудита или уточнения отдельных вопросов предыдущего аудита с разрешения руководителя аудиторской организации или лица, им уполномоченного.
24. Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными органами в случаях и порядке, установленных законодательством.