при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики




Коррупционные риски в Агентстве автомобильного транспорта и весогабаритного контроля

при Министерстве транспорта и дорог Кыргызской Республики

 

Название коррупционного риска Описание коррупционного риска Причины Предварительные меры
Коррупционная зона №1 Лицензирование и проведение конкурсов
Коррупционный риск №1 Получение незаконных доходов сотрудниками Агентства автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля при осуществлении лицензионного контроля и регулирования субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки Несмотря на наличие НПА, регулирующих пассажирские перевозки и деятельность самих перевозчиков, со стороны Агентства автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля (ААВТ и ВК) отсутствует соответствующий лицензионный контроль и регулирование пассажирских перевозок. Пассажирские перевозки осуществляются с нарушениями, на маршрутах выпускаются автобусы, не отвечающие безопасности пассажиров. Ввиду отсутствия соответствующего регулирования и лицензионного контроля очевидны высокие коррупционные риски, «крышевание» и покровительство сотрудниками ААВТ и ВК автоперевозчиков и незаконных перевозок без соответствующих разрешений и лицензий. О существующем произволе в сфере пассажирских перевозок можно констатировать на простом примере несоответствия автобусов малого класса (маршруток) действующему НПА. Так, в соответствии с Правилами осуществления пассажирских перевозок не допускается выпуск на линию автобусов с техническими неисправностями и с неисправными устройствами аварийного открывания люков, дверей, окон в салоне автобусов, а также не обеспеченных необходимым исправным противопожарным оборудованием; медицинскими аптечками; знаками аварийной остановки, противооткатными башмаками; комплектами молоточков для разбивания стекол; не имеющих надписей, информирующих пассажиров о способах экстренного открывания люков, окон и дверей и удаления стекол из салона автобусов в случае дорожно-транспортных происшествий. Отсутствие правовых актов по обеспечению лицензионного контроля и регулирования пассажирских перевозок. 1. Разработать и утвердить Положение о лицензионном контроле с подробной регламентацией процессов контроля. 2. Разработать и утвердить Положение о транспортном контроле с подробной регламентацией процессов контроля.
Коррупционный риск №2 Наличие возможности получения незаконных доходов сотрудниками ААВТ и ВК путем «крышевания» нерегулируемого законодательством пассажирских перевозок минивэнами в качестве автобусов особо малого класса Несмотря на растущие объемы пассажирских перевозок минивэнами вместимостью 7-8 пассажиров без учета водителя, до сих пор отсутствует правовое регулирование пассажирских перевозок вышеуказанным автотранспортом в качестве автобусов особо малого класса. Отсутствие регулирования и лицензирования создало на протяжении многих лет процветающий теневой сектор незаконных пассажирских перевозок, появление стихийных стоянок автотранспорта и фактически незаконных автовокзалов. Бездействие на протяжении многих лет ААВТ и ВК может констатировать о возможности «крышевания» нерегулируемого законодательством пассажирских перевозок минивэнами. 1. Отсутствие регулирования и лицензирования минивэнов в качестве автобусов особо малого класса. 2. Бездействие на протяжении многих лет ААВТ и ВК в аспекте разработки соответствующих НПА по вопросам регулирования деятельности автомобильного транспорта, защиты прав и интересов потребителей транспортных услуг, а также субъектов автомобильного транспорта по видам деятельности, обеспечивающих транспортный процесс согласно Положению об ААВТ и ВК. 1. Ввести лицензирование минивэнов в качестве автобусов особо малого класса. 2. Установить соответствующее регулирование и лицензионный контроль. 3. Разработать и утвердить соответствующие НПА с целью лицензирования и регулирования минивэнов в качестве автобусов особо малого класса.
Коррупционный риск №3 Отсутствие правового регулирования вопросов лицензионного контроля и регулирования субъектов, осуществляющих хозяйствующую деятельность на водном транспорте В настоящее время отсутствует должное регулирование и лицензионный контроль субъектов, осуществляющих хозяйствующую деятельность на водном транспорте. Отсутствие регламентации процесса лицензионного контроля и регулирования водного транспорта создает высокие коррупционные риски получения незаконных доходов сотрудниками ААВТ и ВК при осуществлении регулирования. 1. Отсутствие должного лицензионного контроля и регулирования пассажирских и грузовых перевозок на водном транспорте. 2. Отсутствие регламентации процесса лицензионного контроля и регулирования субъектов, осуществляющих хозяйствующую деятельность на водном транспорте. 1. Регламентировать процесс лицензионного контроля и регулирования субъектов, осуществляющих хозяйствующую деятельность на водном транспорте путем внесения дополнений в существующие НПА. 2. Разработать и утвердить Правила осуществления пассажирских и грузовых перевозок водным транспортом.
Коррупционный риск №4 Получение незаконных доходов сотрудниками ААВТ и ВК путем лицензирования пассажирских автотранспортных средств при незаконных изменениях внутреннего салона пассажирского транспорта (создания дополнительных посадочных мест) без согласования с заводом-изготовителем В соответствии с Правилами осуществления пассажирских перевозок на маршрутах число пассажиров в салонах автобусов не должно превышать общую вместимость, предусмотренную инструкциями заводов-изготовителей, равно как и самовольное переоборудование пассажирского автотранспорта без согласования с заводом-изготовителем. Переоборудование перевозчиком автотранспорта из класса грузовой техники в пассажирскую, изначально не соответствующей требованиям безопасности пассажиров, увеличение дополнительных посадочных мест, установка дополнительных поручней в салоне автотранспорта приводит к снижению пассажирской безопасности, увеличения риска получения травм пассажирами в случае ДТП. Переоборудованное автотранспортное средство, не соответствующее требованиям безопасности пассажиров, при коррупционном вознаграждении сотрудников ААВТ и ВК может лицензироваться как годное для перевозки пассажиров. Неисполнение действующего законодательства КР по лицензированию переоборудованных пассажирских автотранспортных средств, учитывающего согласование осуществляемых изменений с заводом-изготовителем.   Ввести запрет на лицензирование переоборудованного пассажирского автотранспортного средства без согласования с заводом-изготовителем.
Коррупционный риск №5 Отсутствие правовой регламентации процедуры проведения проверок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия требованиям лицензионного и транспортного законодательства КР Отсутствие регламентации процесса лицензионного контроля и регулирования субъектов, осуществляющих хозяйствующую деятельность создает высокие коррупционные риски, возможности «крышевания» и получения незаконных коррупционных доходов сотрудниками ААВТ и ВК, осуществляющими проверки хозяйствующих субъектов на предмет соответствия требованиям лицензионного и транспортного законодательства КР. 1. Отсутствие регламентации процесса лицензионного контроля и регулирования субъектов, осуществляющих хозяйствующую деятельность. 2. Отсутствие регламентации процесса проведении проверок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия требованиям лицензионного и транспортного законодательства КР. 1. Регламентировать процесс проведения проверок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия требованиям лицензионного и транспортного законодательства КР. 2. Регламентировать процесс лицензионного контроля и регулирования субъектов, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки.
Коррупционный риск №6 Получение незаконных доходов сотрудниками ААВТ и ВК при проведении конкурсов на определение автоперевозчиков для обслуживания регулярных автобусных маршрутов за счет манипулирования данными В соответствии с Положением о порядке организации и проведения конкурсов (тендеров) на определение автоперевозчика для обслуживания регулярных автобусных маршрутов в конкурсные предложения включаются показатели деятельности автоперевозчика без детального указания документов, удостоверяющих проведение заявляемых мероприятий или наличие тех или иных показателей деятельности. По этим причинам существует возможность манипулирования данными, подведения конкурсной комиссией «субъективных» оценок в пользу «своих» перевозчиков. К показателям деятельности с возможностью манипулирования шкалой оценок, например, можно отнести: - сведения о мероприятиях по обновлению подвижного состава (в описательной форме, за счет каких средств будет приобретена новая техника: гранты, проекты, кредиты и т.п.); - сведения об участии в благотворительных социальных акциях за последний год (в описательной форме, когда и кому была оказана материальная и техническая помощь, сколько денежных средств было перечислено на счета детских учреждений и т.д.); - проведение и наличие агитационно-пропагандистской работы и др. Отсутствие в действующих НПА указания перечня документов, удостоверяющих достоверность проведения мероприятий и наличие показателей деятельности, указываемых в конкурсных предложениях автоперевозчиков.   Внести дополнения и изменения в Положение о порядке организации и проведения конкурсов (тендеров) на определение автоперевозчика для обслуживания регулярных автобусных маршрутов и Правила осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом в КР с целью указания полного перечня документов, удостоверяющих достоверность проведения мероприятий и наличие показателей деятельности, указываемых в конкурсных предложениях автоперевозчиков.
Коррупционный риск №7 Принятие «субъективных» решений при определении победителей ввиду противоречия бальной системы оценки действующим НПА Согласно Положению о порядке организации и проведения конкурсов (тендеров) на определение автоперевозчика для обслуживания регулярных автобусных маршрутов Конкурсная комиссия определяет победителей после проведения оценки деятельности автоперевозчика согласно бальной системе. Участник конкурса, набравший наибольший суммарный балл выигрывает проводимый конкурс. В качестве оцениваемых пунктов по шкале оценок значатся такие требования к деятельности к автоперевозчику, которые обязательно необходимо исполнить в соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в КР. Среди обязательных к исполнению пунктов можно назвать наличие: - производственно-технической базы; - смотровой ямы или эстакады для проверки транспортного средства; - инструментов и приспособлений для контроля; - медицинского пункта и др. Таким образом даже при отсутствии производственно-технической базы и медицинского пункта перевозчик за счет «усиления» других показаний деятельности может не только быть допущенным на конкурс, но и может стать победителем проводимого конкурса. 1. Противоречие Положения о порядке организации и проведения конкурсов (тендеров) на определение автоперевозчика для обслуживания регулярных автобусных маршрутов действующему законодательству КР. 2. Наличие в шкале оценок конкурсных предложений показателей деятельности перевозчиков, обязательных к исполнению в соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в КР. Исключить в шкале оценок конкурсных предложений показателей деятельности перевозчиков, обязательных к исполнению в соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в КР.
Коррупционная зона №2 Аттестация и обучение
Коррупционный риск №8 Необоснованный дифференцированный подход между лицензиатами Согласно Положению о лицензировании каждые три года только руководители и специалисты субъектов предпринимательства обязаны проходить обучение ГП "Учебно-технический центр" на курсах повышения квалификации, но для индивидуальных предпринимателей - эти курсы не обязательны. Представители юрлиц из числа грузоперевозчиков могут либо действительно пройти эти курсы, оплатив обучение на них, либо также предложить взятку, чтобы с них исполнения данного пункта не требовали, либо оплатить взятку и не ходя на курсы, получить сертификат об их прохождении. А представители физлиц, просто не посещают данные курсы и не повышают свою квалификацию, что в свою очередь способно негативно отражаться на качестве представляемых грузоперевозок, в том числе на уровне их безопасности. Неравные условия для физических и юридических лиц, предусмотренные Положением о лицензировании. Обязать МТД разработать пакет изменений в Положение с целью унифицировать требования к соискателям на получение лицензии физическим и юридическим лицам.
Коррупционная зона №3 Регулирование грузовых перевозок и осуществление весогабаритного контроля
Коррупционный риск №9 Отсутствие надлежащего регулирования при распределения разрешений от других стран на въезд грузового автомобиля из КР. В КР сложилась ситуация дефицита разрешений от других стран на въезд грузового автомобиля (т.н. «дозволы») Из-за резко возникшего дефицита в количестве «дозволов» для въезда соседние страны, невольно создались обстоятельства, способные привести к коррупционным действиям со стороны перевозчиков в отношении сотрудников МТД, распределяющих «дозволы» Кроме того, возможность передавать «дозволы» от субъктов их получивших третьим лицам, создает механизм спекуляции, при котором недобросовестные лица, не занимающиеся перевозками просто являются посредниками по перепродаже «дозволов». 1. Отсутствие надлежащего законодательного регулирования процедур выдачи, обладания и передачи «дозволов». 2. Возможный сговор сотрудников госорганов с субъектами предпринимательства с целью спекулятивной перепродажи «дозволов». 1. Поступающие в ААВТ и ВК «дозволы », – должны быть сформированы в базы данных в разрезе каждой страны, и размещены на сайте МТД. 2. На сайте МТД размещать обновленные реестры «дозволов », которые были выданы ААВТ и ВК субъектам КР. 3. Разработать электронную очередь для грузоперевозчиков, желающих получить «дозволы», с отражением движения очередей по каждой стране – на сайте ААВТ и ВК или МТД. 4. Запретить передачу «дозволов» от субъектов их получивших третьим лицам. 5.Определить срок использования полученного «дозвола» грузопереводчиком.
Коррупционный риск №10 Получение коррупционных доходов сотрудниками в виде наличных денежных средств на пунктах весогабаритного контроля, вносимых грузоперевозчиками за процедуру взвешивания В целях извлечения материальной выгоды сотрудники пунктов весогабаритного контроля: - могут вступать в сговор с отдельными перевозчиками, нарушающими установленные лимиты веса и габаритов АТС, и за их пропуск далее по автодорогам – получать нелегальное вознаграждение; - неопределенно высокая часть легально оплачиваемых средств грузоперевозчиками, может присваиваться сотрудниками ПВК, так как сдается субъектами исключительно в наличном виде; - с отдельных грузоперевозчиков, особенно нерезидентов КР, несмотря на соблюдение ими норм весогабаритных лимитов, сотрудниками ПВК могут продолжать вымогаться взятки, как находящихся на «чужой» территории, 1. Недостаточно отлаженный механизм прохождения процедуры взвешивания, несмотря на установку автоматической системы взвешивания. 2. Человеческий фактор- взаимодействие сотрудник пункта взвешивания-водитель. 3. Работа с наличными денежными средствами. Обеспечить полный запрет на продолжение движения при перевесе груза до приведения в соответствие с нормами и выплаты соответствующего штрафа.
Коррупционная зона №4 Проведение тендеров
Коррупционный риск №11 Нарушение процедуры проведения тендеров. Основными коррупционными факторами при проведении тендеров являются возможность приведения предъявляемых требований под параметры конкретного участника тендера, необъективное и несвоевременное раскрытие критериев отбора победителей, непоследовательность доступа информации о проводимой закупке участников торгов и т.д. Возможность получения коррупционных доходов за обеспечение победы участников в проводимых тендерах. Возможность «протаскивания» аффилированных компаний-победителей. 1. Дискреционные полномочия сотрудников при составлении требований к участникам тендеров. 2. Отсутствие объективных критериев по определению необходимых требований к участникам тендеров. 3. Отсутствие соответствующего контроля. Рассмотреть возможность передачи полномочий по проведению тендеров в Министерство транспорта и дорог КР.
Коррупционная зона №5 Предоставление информационных услуг
Коррупционный риск №12 Ненадлежащее функционирование сайта Министерства транспорта и дорог Кыргызской Республики www.mtd.gov.kg На сайте отсутствуют в открытом доступе нормативных правовых актов (НПА) Министерства транспорта и дорог (МТД), регламентирующие процессы лицензирования и администрирования перевозчиков. Соответственно, субъекты, желающие получить государственные услуги не могут ознакомиться с порядком их получения и предъявляемыми требованиями. Отсутствие данной информации затрудняет для субъектов перевозок возможность легального доступа к информации, что подталкивает соискателей к поиску «альтернативных путей» получения информации, а также использования «посредников» для взаимодействия при обращении и получении лицензии. Искусственное создание затруднений доступа к информации и создание барьеров с целью побудить желание искать незаконные пути взаимодейстия с гос.ограном. 1. Обеспечить издание внутриведомственного акта, предусматривающего обязательность размещения на сайте структурными подразделениями и подведомственными организациями: - информации по своим услугам, оказываемым субъектам, - условия предоставления этих услуг (цена, сроки, порядок обращения и т.д.)  
Коррупционный риск №13 Отсутствие реестра лицензиатов на пассажирские грузовые перевозки. На сайте полностью отсутствует информация о субъектах, имеющих лицензии, вновь получивших лицензии, лишенных лицензии. Это является барьером для доступа к информации со стороны потенциальных партнеров, желающих заключить контракты по перевозкам или со стороны проверяющих органов (информация доступна только по запросу). Вместе с тем информация о лицензиатах является открытой и должна быть общедоступной. К примеру, на сайте Министерства юстиции можно найти реестр адвокатов и нотариусов, имеющих лицензии. Нежелание публично распространять информацию о лицензиатах, с целью скрыть информацию о них. Публичное распространение информации может вызвать узнаваемость лицензиатов, возмущение, жалобы и тд. Обеспечить размещение и обновление реестра субъектов, имеющих действующие лицензии МТД по их группам. В реестре должны быть в табличном виде в отдельных столбцах размещены как минимум следующие аспекты субъектов: порядковый номер, номер лицензии, дата внесения в реестр, свидетельство МЮ КР с № и датой, Код ОКПО, полное наименование субъекта, юридический и фактический адреса, контактный телефон и электронная почта, ФИО руководителя;  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: