Тема: Звуковой и слоговой анализ и синтез слов. Звуковые часы.




a продолжать обучение детей звуковому анализу и выкладыванию схем слов, формировать фонематические представления и навык звукового синтеза, упражнять детей в определении позиции мягкого согласного в слове.

1. Развитие зрительного восприятия

- В домике, который вы видите на фотографии, живет Карандаш. Расскажите, что вы видите вокруг домика: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, близко, далеко

2. Звуковой анализ слов ВАСИЛЕК, АБРИКОС, выкладывание схемы слова цветными фишками.

Предъявляется предметная картинка (тыльной стороной). Дети видят изображение только после отгадывания загадки.

- Отгадайте, какой цветок нарисован на картинке, которую я вам сейчас покажу. Догадались? Нет? Тогда слушайте загадку.

СВЕТИТ СИНИЙ ОГОНЕК,

ЭТО В ПОЛЕ … (ВАСИЛЕК)

 

- Какой первый звук вы слышите в слове ВАСИЛЕК? Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий звук)

- Какой звук следует за звуком В? (Звук А). Что вы можете сказать о звуке А? Обозначьте его фишкой.

- Продолжите самостоятельно составлять схему слова ВАСИЛЕК.

- Сколько всего звуков в слове?

- Сколько гласных и согласных звуков? Каких звуков больше: гласных или согласных? На сколько больше?

- Сколько слогов в слове ВАСИЛЕК? Назовите ударный слог.

- Почему первый и последний звуки в слове вы обозначили синими фишками? (Звуки В и К – согласные, твердые)

- Снимите со схемы фишки, обозначающие последний слог. Назовите звуки, составляющие последний слог. Назовите согласные, входящие в последний слог.

- Снимите фишки, обозначающие звуки второго слога. Какой это слог? Сколько звуков в него входит?

- Какой слог остался на схеме? (Первый слог – ВА)

Аналогично проводится работа со словом АБРИКОС. Обращается внимание детей на первый звук в слове – гласный.

 
 

 


3. Развитие фонематических представлений. Дидактическая игра «Главное слово»

Карандаш:

- Ребята, вы знаете эту игру. Только задание сегодня будет труднее. Сейчас я скажу слово – оно будет главным. Определите, какие звуки его составляют и придумайте с каждым из звуков свое слово.

К Н И Г А

К – КУКЛА, КЛОУН, КОМПОТ, КРЫША …..

НЬ – НИТКИ, НИНА, НЕБО …

И – ИГРЫ, ИРИС, ИГРУШКА …

Г – ГРОЗА, ГОЛУБЬ, ГОРОХ …

А – АПЕЛЬСИН, АНАНАС, АЛЬБОМ …

4. Определение позиции заданного мягкого согласного звука в слове

- Во всех словах, которые я сейчас скажу, есть звук МЬ. Обозначьте на схеме место этого звука в словах: в начале, в середине или в конце слова.

Карандаш:

- Ребята, прежде, чем выполнять задание, нужно рассказать о звуке МЬ. (Звук МЬ – согласный, мягкий, произносится звонко)

Слова: МЯЧ, СЕМЬ, СЕМЬЯ, МИШКА, МЕСЯЦ, РУМЯНЫЙ, ВОСЕМЬ, МЕШОК, КАМЕНЬ, МАРКА.

- Почему вы не обозначили на схеме место звука в слове МАРКА? (В слове МАРКА нет звука МЬ, а есть звук М)

5. Звуковые часы.

Карандаш:

- Ребята, я принес к вам на занятие часы (показывает пособие). Но часы эти не простые, а звуковые. На звуковых часах тоже есть стрелки, они показывают не время, а звуки. Выполните задания.

а) Найти на часах и показать стрелками два коротких слова

б) Указать стрелками два длинных слова

в) Изменить короткое слово МЯЧ, сделав его длиннее (МЯЧИК)

г) Указать короткой стрелкой короткое слово, а длинной

стрелкой – длинное

д) Найти на звуковых часах два слова, в названии которых есть

звук С

е) Найти на звуковых часах два слова, в названии которых нет

звука У

ж) Указать два слова, состоящие из двух слогов, из трех слогов

з) Указать два слова, оканчивающихся гласным звуком

и) Указать два слова, состоящих из четырех звуков

к) Указать слово, в котором ударение падает на первый слог.

Слова: МЯЧ, БУСЫ, АВТОБУС, ЧАСЫ, БАРАБАН, ТЕЛЕФОН, РАК …

 

6. Развитие интонационной выразительности речи. Конкурс пародистов.

Уточняется значение слова «пародист» - человек, который умеет подражать чужим голосам..

- Проведем конкурс на лучшего пародиста. Каждый участник должен достать из коробки картинку, узнать персонажа известной сказки или мультфильма и сказать что-нибудь его голосом. У кого получатся похожий голос и похожая интонация – тот победитель. Он получит приз. (Если дети затрудняются вспомнить слова персонажа, можно им подсказать)

 

Персонаж Фраза Тембр голоса
Баба Яга «Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, добрый молодец?» Хриплый, низкий, старческий
Кот Матроскин «Корову заведем, молоко пить будем!» Ласковый, нежный, мяукающий    
Галчонок Хватайка «Кто там? Это я – почтальон Печкин» Резкий, отрывистый, механический
Волк «Ну, заяц, погоди!» Низкий, сиплый, угрожающий, злой
Черепаха «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу, все лежу и лежу и на солнышко гляжу»   Низкий, важный, медлительный
Львенок Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу…» Звонкий, задорный, радостный

 

7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Диалог»

- В ЛАВКУ ХОДИЛ? (большой палец дважды сгибается)

- ХОДИЛ (указательный палец дважды сгибается)

- ЛОПАТУ КУПИЛ? (большой палец дважды сгибается)

- КУПИЛ (средний палец дважды сгибается)

- ГРЯДКУ ВСКОПАЛ? (большой палец дважды сгибается)

- ВСКОПАЛ (безымянный палец дважды сгибается)

- КАРТОШКУ СОБРАЛ? (большой палец дважды сгибается)

- СОБРАЛ (мизинец палец дважды сгибается)

- И ЧИСТО ПОМЫЛ? (большой палец дважды сгибается)

- ПОМЫЛ (указательный палец дважды сгибается)

- И МНОГО СВАРИЛ? (большой палец дважды сгибается)

- СВАРИЛ (средний палец дважды сгибается)

- ВОТ ТЕПЕРЬ ОТДОХНУТЬ ТЕБЕ ДАМ,

А УЖ СЪЕМ Я КАРТОШКУ САМ! (большой палец сгибается и распрямляется)

 

8. Формирование графических навыков. Прописывание росчерков с петлями

 

 

 


 

- Ребята, на занятиях по обучению грамоте вы многому научились: находить и называть звуки в словах, делить слова на слоги, находить ударный слог, различать короткие и длинные слова, составлять схемы слов и читать их, подбирать слова с заданным звуком, составлять схему предложения, подсчитывать, сколько в предложении слов и еще многому-многому другому. Вы теперь знаете, что звуки бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Знаете, что один звук может изменить все слово. Знаете, что слова могут обозначать предметы, действия и признаки, что бывают слова-родственники и слова с противоположным значением.

Все эти знания вам очень помогут в школе быстро научиться читать и правильно без ошибок писать. Успехов вам по дороге в страну, которая называется ГРАМОТА!

 

 


[1] По материалам кн. И. Лопухиной «Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1999

[2] По материалам А.И. Максакова, Г.А. Тумаковой

[3] По А. Шибаеву



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: