Цветные кружки или «Светофор»




Доклад на тему: «Формирование навыков самоконтроля и самооценки на уроках русского языка как важный фактор повышения качества образования младших школьников».

 

Система оценки на уроках выступает не только как средство обучения, но и как средство повышения эффективности преподавания. Она создаёт условия развития личности и ее самореализации. Но как оценивать действия детей, связанные с поиском нового? Как включить их в контрольно-оценочную деятельность?

Процесс формирования самооценки у детей тесно связан с самоконтролем. Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в умении анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности: сравнивать результаты своей деятельности с образцом, учиться находить ошибки, определять причины ошибок и находить способы их исправления. Поэтому с первых уроков необходимо вырабатывать у обучающихся этот навык.

Анализируя, письменные работы по русскому языку мною было выявлено, что большинство учеников никак не контролируют свои учебные действия, даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий, допущенные ими ошибки, не замечаются и не исправляются. Некоторые дети просто не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно, ни по просьбе учителя.

Причиной всего этого является слабо сформированный навык самоконтроля у младших школьников.

Кроме действия самоконтроля большую роль в усвоении младшими школьниками знаний играет действие самооценки.

Самооценка помогает детям определить границы своего знания и незнания, свои потенциальные возможности, осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности. Поэтому необходимо приучить ребёнка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, ведь эта оценка важная, т.к. позволяет самостоятельно двигаться дальше.

В настоящее время существует множество способов повышения самооценки детей младшего школьного возраста.Я хочу поделиться с известными мне методиками формирования самооценки и самоконтроля у младших школьников, которые использую в своей работе.

Начинаю я эту работу с 1 класса, уделяя внимание формированию адекватной самооценки. На первоначальном этапе обучения самыми простымии понятными для детей условными обозначениями являются: цветные кружки, смайлики. Они помогают оценить настроение ребёнка, его эмоциональное состояниепо отношению к выполняемым на уроке заданиям.

Цветные кружки или «Светофор»

Детямпредлагается нарисовать на полях или внизу страницы тетради цветной кружок.Значение цвета обговариваются заранее.

 

«Смайлики»

Этим приемом дети с удовольствием пользуются не только в 1 классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Выбрав и нарисовав в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой один из трёх простых смайликов, так же можно оценить, насколько понят материал, может ли выполняться задание самостоятельно, уверенно ли чувствует себя ребёнок на уроке.

«Я доволен своей работой, всё понял, мне легко»

«Старался, но не всё понял, не всё получается»

«Не было настроения, не получилось, не понял, не доволен

своей работой.

При изучении букв

Когда дети учатся писать буквы, им предоставляется возможность оценить себя. Обвести зелёным карандашом самую правильную букву, а красным ту, которая не получилась. Оценивание включает ещё один этап — оценку работы учителем. Проверяя работы детей, учитель тоже обводит лучшие буквы и тем самым показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей.

С целью формирования правильной, адекватной самооценки необходимо на уроках использовать приемы взаимопроверки, взаимооценивания, работу в парах, группах. Когда учащиеся учатся оценивать друг друга необходимо вырабатыватьправила уважения к своему однокласснику: оцениватьдоброжелательно; на оценку не обижаться, а принимать её или оспаривать, но с аргументами.

«Найди все ошибки»

Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля,а также навыка грамотного письма являются обнаружение и исправление ошибок самими учащимися в различных текстах, отдельных словах, предложениях на изученные правила.Такие задания готовят младших школьников к поиску и исправлению своих.

Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж (Незнайка, Толя Ошибкин) написал предложения, но допустил ошибки, найдите, исправьте их. Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. На начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, а позже можно давать задание найти сколько смогут. Далее предлагается учащимся проверить и оценить свою или работу товарища и в беседе с учениками, выясняются ответы на следующие вопросы:

-Кто все ошибки нашёл?

-Кто не заметил всего 1 или 2 ошибки?

-Кому было трудно?

Если кто-то из детей не сумел проверить запись и найти ошибки, то можно помочь найти их с помощью учителя. Это будет тоже определённым достижением ребёнка.

«Желаемая отметка»

После выполнения работы и, прежде чем сдать ее на проверку учителю или однокласснику, можно детям предложить самому себе поставить, спрогнозироватьтрадиционную школьную отметку, такую, какую они, по их мнению, заслуживают. После проверки тетради учителем ребёнок проверяет оправдался ли его прогноз или нет.

 

 

Выводы

Таким образом, формирования навыка самооценки и самоконтроля у младших школьниковявляется мощным мотивационным приемом к учебной деятельности, а также главенствующей манипулятивной формой общения учителя и учеников младшего школьного возраста.

Список используемой литературы.

1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развития личности. – М.: Амрита-Русь, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008.

3.Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.

4.Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: