УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ




Рынок ценных бумаг — это система, состоящая из различных организационных структур, эмитентов и инвесторов, которые теснейшим образом переплетены между собой информационными и функциональными связями. При этом одна и та же структура может выступать как в роли эмитента, так и в роли инвестора.

Рынок ценных бумаг может быть разделен на первичный рынок, который охватывает продажи ценных бумаг их первым владельцам, и вторичный рынок, на котором обращаются ценные бумаги, прошедшие первичный рынок.

Брокер — это финансовый посредник. Он совершает сделки с ценными бумагами на основании договора с клиентом или по его поручению.

Дилер совершает куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен сделки. Дилером может быть только хозяйствующий субъект, являющийся коммерческой организацией.

Эмитент — это юридическое лицо, в том числе государственный орган, выпускающее (эмитирующее) ценные бумаги и несущее обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг.

В качестве эмитентов ценных бумаг на российском рынке следует выделить:

1) Министерство финансов — крупнейший эмитент ценных бумаг в России;

2) местные органы власти;

3) акционерные общества;

4) банки — эмитенты акций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов.

Цель эмитента на рынке ценных бумаг — мобилизация свободных денежных средств для финансирования своих программ.

Инвестор — юридическое лицо или гражданин, приобретающий ценные бумаги от своего имени и за свой счет в целях вложения денег в предпринимательскую или иную деятельность эмитента.

К инвестиционным институтам относятся:

§ финансовые брокеры — юридические лица, выполняющие операции по купле-продаже ценных бумаг от имени, по поручению и за счет клиента;

§ инвестиционные консультанты — юридические лица, осуществляющие консультации по поводу выпуска и обращения ценных бумаг;

§ инвестиционные компании — юридические лица, осуществляющие операции на рынке ценных бумаг за свой счет, в том числе путем их котировки, организующие выпуски ценных бумаг и выступающие гарантом по ним;

§ инвестиционные фонды — юридические лица, мобилизующие денежные средства инвесторов путем выпуска собственных акций и размещающие их от своего имени на банковских счетах и вкладах, в покупку ценных бумаг других компаний.

Смена владельца ценных бумаг происходит, как правило, через посредников на фондовых рынках. Особое место в структуре рынка ценных бумаг занимают фондовые биржи, которые сами не являются ни эмитентами (за исключением собственных акций), ни инвесторами.

Фондовая биржа — организация, в задачи которой входит концентрация спроса и предложения на ценные бумаги и установление их рыночной стоимости.

Регистратор, или держатель реестра, — организация, осуществляющая ведение реестров владельцев именных ценных бумаг. По российскому законодательству акционерные общества численностью более 500 акционеров обязаны передать полномочия на ведение своего реестра независимому регистратору.

Депозитарий — организация, оказывающая услуги по хранению ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на них.

Клиринговая организация осуществляет деятельность по определению взаимных обязательств участников операций с ценными бумагами как по деньгам, так и по ценным бумагам, взаимозачет этих обязательств и расчеты по нетто-обязательствам.

Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг — это добровольные объединения участников рынка, устанавливающие для своих членов правила поведения на рынке.

В задачи саморегулируемых организаций входят: создание более благоприятного климата для ведения бизнеса внутри организации; защита интересов своих членов в их взаимоотношениях с государственными органами и другими участниками рынка — не членами организации; консультационная помощь в подготовке нормативных документов регулирующим органам в целях распространения опыта, накопленного внутри организации, на весь рынок.

 

Тема 5 ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

5.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА:

СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ

 

Организация производства — система мер, направленных на рационализацию сочетания в пространстве и времени вещественных элементов и людей, занятых в процессе производства.

Под организацией производственного процесса понимают методы подбора и сочетания его элементов в пространстве и времени в целях достижения эффективного конечного результата.

В основе организации производственного процесса (изготовления продукта) лежат следующие принципы:

· специализация, характеризующаяся ограничением номенклатуры и массовостью изготовления одноименной продукции (работ);

· непрерывность, предполагающая увеличение времени нахождения предмета труда в обработке, уменьшение времени нахождения его без движения в ожидании возобновления процесса изготовления, сокращение перерывов в использовании живого труда и средств труда;

· пропорциональность, требующая относительно равного выпуска продукции или объема выполняемых работ за определенный период времени всеми взаимосвязанными подразделениями предприятия, группами оборудования, рабочими местами, а также соответствия фонда времени работы оборудования и рабочих трудоемкости производственной программы;

· параллельность, включающая одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса, концентрацию технологических операций на рабочем месте и совмещение во времени выполнения основных и вспомогательных операций;

· прямоточность, обеспечивающая кратчайшее расстояние движения предметов труда в процессе производства;

· ритмичность, предполагающая регулярное повторение процесса производства через равные промежутки времени;

· гибкость — возможность быстрой перестройки на выпуск новой продукции.

К формам организации производства относятся концентрация, диверсификация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация представляет собой процесс сосредоточения изготовления продукции на ограниченном числе предприятий и в производственных подразделениях.

Под специализацией понимается сосредоточение на предприятии в его производственных подразделениях выпуска однородной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса.

Различают технологическую, предметную и подетальную специализацию.

Технологическая специализация — обособление предприятий, цехов и участков в целях выполнения определенных операций и стадий производственного процесса, например, прядильные, ткацкие и отделочные фабрики в текстильной промышленности.

Предметная специализация предполагает сосредоточение на предприятии (в цехе) производства полностью готовых видов продукции например мотоциклов, велосипедов, посуды, хлебопродуктов и др.

Подетальная специализация, являясь разновидностью предметной, основана на производстве отдельных деталей и частей готовой продукции — моторов, подшипников и т.п.

Предпосылками повышения уровня специализации являются стандартизация, унификация и типизация процессов.

Стандартизация устанавливает строго определенные нормы качества, формы и размеры деталей, узлов, готовой продукции. Она создает предпосылки для ограничения номенклатуры выпускаемой продукции и увеличения масштабов ее производства.

Унификация предполагает сокращение существующего многообразия в типах конструкций, формах, размерах деталей, заготовок, узлов, применяемых материалов и выбор из них наиболее технологически и экономически целесообразных.

Типизация процессов состоит в ограничении разнообразия применяемых производственных операций, разработке типовых процессов для групп технологически однородных деталей.

В условиях конкуренции в ряде случаев более предпочтительной для предприятия является диверсификация производства, предполагающая разнообразие сфер деятельности за счет расширения номенклатуры выпускаемой продукции.

Кооперирование предполагает производственные связи предприятий, цехов, участков, совместно участвующих в производстве продукции. В его основе лежат подетальная и технологическая формы специализации. Внутризаводское кооперирование проявляется в передаче полуфабриката одними цехами другим, в обслуживании основных подразделений вспомогательными.

Комбинирование представляет собой соединение в одном предприятии производств, иногда разноотраслевых, но тесно связанных между собой. Комбинирование может иметь место:

§ на базе сочетания последовательных стадий изготовления продукции (текстильные, металлургические и другие комбинаты);

§ на основе комплексного использования сырья (предприятия нефтеперерабатывающей, химической промышленности);

§ при выделении на предприятии подразделений по переработке отходов (предприятия лесной, кожевенной и других отраслей промышленности).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: