Виды и методы принятия решений




Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленной руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций и направленных на достижение целей организации.

Принятие решения – акт формирования последовательных действий ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации.

Виды решений:

1. запрограммированные решения. Результат реализации определенных последовательных шагов.

2. незапрограммированные решения. Применяются в ситуациях, которые новы, внутренне не структурированы.

3. чисто интуитивные решения.

4. решения, основанные на суждениях

5. рациональные решения

Этапы рационального решения

/. Уяснение проблемы

• сбор информации, четкое определение предмета (темы), относительно которого принимается решение;

• анализ полученной информации;

• выяснение актуальности;

• определение цели принятия решения (чего я могу добиться, какие средства у меня для этого имеются?);

• выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет решена.

2. Составление плана решения

• разработка альтернативных вариантов решения;

• сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;

• оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;

• оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;

• оценка негативных последствий того или иного альтернативного решения и их вероятности, а также (насколько возможно) просчет вероятных затрат на их ликвидацию;

• выбор альтернативы;

• составление программ решения;

• разработка и составление детального плана решения.

3. Выполнение решения

• доведение решении до конкретных исполнителей;

• разработка мер поощрений и наказаний;

• контроль за выполнением решений

Уровни принятия решений

1. рутинный – принимаются в соответствии с имеющейся программой

2. селективный – руководитель оценивает достоинства возможных решений

3. адаптационный – руководитель ищет новые решения известной проблемы.

4. инновационный – руководителю необходимо найти способы понимать неожиданные проблемы.

Принципы принятия решения

Принцип единоначалия. Решение принимается единолично. Зачастую данным принципом пользуются менеджеры с авторитарным стилем управления. С точки зрения менеджмента данное решение может быть оправдано, если оценивается как качественное. Однако авторитарный стиль может привести к снижению вовлеченности работников в трудовой процесс, напряженной обстановке в коллективе.

Принцип единогласия. Суть принципа заключается в безоговорочной поддержке выдвигаемой альтернативы. Это случается довольно редко. Единогласие часто имеет место лишь при принятии решений в экстремальных условиях, а также при отсутствии «коалиции» или противоборствующих групп.

Принцип большинства. Этот принцип вводится в действие в ситуациях с явно выраженными «коалициями», т.е. когда в процессе выработки решения соперничают разные мнения, как индивидуальные, так и групповые. При использовании этого принципа часто прибегают к голосованию. Иногда для принятия решения достаточно простого большинства, иногда по некоторым принципиальным вопросам утверждается норма 2/3. Принцип большинства получил признание в парламентской борьбе, в сфере бизнеса он ограничен. Его недостаток - часто за бортом остается мнение меньшинства, которое может содержать прогрессивные идеи.

Методы принятия управленческих решений. Методы - это способы, с помощью которых может быть решена проблема.

Декомпозиция. Представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов.

Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.

Экспертные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются экспертами.

Метод Делфи. Экспертам, которые не знают друг друга, даются опросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть.

Метод неспециалиста. Вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.

Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.

Метод аналогий. Ведется поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.

Брейнсторминг. Группа делится руководителем на 2 части: генераторов идей и критиков. На первом этапе генераторы высказывают все идеи, приходящие на ум. Здесь нет критики. На втором этапе критики отбирают хорошие идеи, рассматривают спорные и I отбрасывают негодные, таким образом, группа получает большой разброс решений.

Синектика. (синектор - человек, наиболее активно заявляющий свою позицию в группе) 5-7 синекторов начинают дискуссию, портом к ним присоединяются все остальные. Задача синекторов наиболее четко сформулировать противоположные мнения, чтобыгруппа видела крайности. В ходе дискуссии крайности отбрасываются, и принимается решение, удовлетворяющее всех.

Ошибки в процессе принятия решений и контроля их исполнении

Ошибки принятия решения

·  отсутствует системный подход к принятию решения, принимается одностороннее решение;

·  решение обусловлено эмоциями;

·  при выборе вариантов предпочтение было отдано "привычной" альтернативе;

·  рассматриваются только положительные варианты, возможный риск не учитывается;

·  при принятии решения допускается поспешность;

·  неправильно истолковываются факты.

Ошибки контроля

·  контроль сводится к инцидентам;

·  тотальный контроль;

·  скрытый контроль;

·  неравномерный контроль, контролируется только свой любимый участок;

·  формальный контроль ради «галочки»;

·  результаты контроля не сообщаются контролируемым..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: