Конвенция о водно—болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. (Рамсар).




Конвенция о биологическом разнообразии.

Была открыта для подписания в 1992г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Вступила в силу 29 декабря 1993 г. и сейчас 29 декабря предлагается считать "Днем биологического разнообразия". Основная цель Конвенции — сохранение биологического разнообразия на генетическом, видовом, экосистемном уровнях и устойчивое использование его компонентов.

Конвенция провозглашает, что государства обладают суверенным правом на генетические ресурсы и несут ответственность за сохранение биологического разнообразия и устойчивое использование биологических ресурсов, находящихся в пределах национальной юрисдикции. Конвенция в основном отражает общие цели и политику в области биоразнообразия, а не строгие и определенные обязательства, в связи с чем, по своему характеру она является рамочной. С момента вступления в силу Конвенции прошли три Конференции Сторон. На первой (ноябрь-декабрь 1994г.) решены основные организационные и программные вопросы. На второй (ноябрь 1995г.) — было подчеркнуто, что приоритетными областями действий по биоразнообразию, помимо первого протокола — протокола по биобезопасности генноизмененных организмов, являются разработка мер по сохранению и устойчивому использованию морских и прибрежных районов и сельскохозяйственному биоразнообразию.

На третьей Конференции (декабрь 1996г.) выработанные подходы и планы действий по основным направлениям, определенными предыдущими решениями и статьями Конвенции, получили дополнительное развитие.

В Европе для реализации положений Конвенции разработана и принята Пан-Европейская стратегия по сохранению ландшафтного и биологического разнообразия. В настоящее время Конвенция и указанная Стратегия инициировали многочисленные международные мероприятия, направленные на сохранение и устойчивое использование биоразнообразия.

Россия ратифицировала Конвенцию в феврале 1995г., что означало продолжение и активизацию уже осуществляющейся деятельности по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия.

Учитывая, что выполнение обязательств по Конвенции — большая межведомственная проблема. Правительство Российской Федерации 1 июля 1995г. приняло специальное постановление об образовании Межведомственной комиссии по проблемам биологического разнообразия. Членами данной комиссии являются заместители министров (руководителей) основных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представителей Российской Академии Наук.

Таким образом, осуществлен первый шаг - создана структура управления. На очереди ключевой вопрос Конвенции - разработка национальной стратегии по биоразнообразию.

Комиссия уже провела несколько заседаний, на которых были рассмотрены также другие первоочередные меры по обеспечению министерствами и ведомствами обязательств по Конвенции. В связи с предметной работой в рамках Конвенции под протоколом по биобезопасности в биотехнологии особую значимость приобретает принятый в 1996г. федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" и работа Межведомственной комиссии по проблемам генно-инженерной деятельности, образованная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997г. № 464 в целях реализации данного закона.

Учитывая ограниченность финансовых ресурсов России, как страны с переходной экономикой, но понимая важность и масштабность реализации задач, определяемых Конвенцией, на национальном уровне, Глобальный фонд окружающей среды вместе с Мировым банком приступили к осуществлению в России инвестиционного проекта "Сохранение биологического разнообразия". Данный проект рассчитан на 1996-2001 гг., общие расходы по проекту составят 26,0 млн. долларов США и направлен он на выполнение нашей страной мелщународных обязательств по Конвенцией о биологическом разнообразии. (Аверченков и ДР., 1996).

Конвенция о водно—болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. (Рамсар).

Характерной чертой последней четверти XX в. стало осознание особой роли водно-болотных угодий в функционировании природы, сохранении ее продуктивности и биоразнообразия.

Поэтому 2 февраля 1972 г. в г. Рамсар (Иран) заключена указанная выше Конвенция. Ее основная цель — выявление и сохранение наиболее ценных на земном шаре водно-болотных угодий (морские заливы, озера, участки долин рек, заболоченные территории). Однако данные территории должны отвечать ряду установленных Конвенцией критериев, т.е. должны быть типичными или уникальными для соответствующего региона, иметь особую ценность для поддержания биологического разнообразия и регулярно посещаться большим количеством водоплавающих птиц. Такие места Стороны Конвенции провозглашают официально и затем они заносятся в Список водно-болотных угодий, имеющих международное значение, который хранится в Международном союзе охраны природы. Провозглашение водно-болотного угодья "имеющим международное значение" означает, что государство принимает на себя обязательства осуществлять свою деятельность на данном угодье таким образом, чтобы способствовать сохранению и устойчивому использованию водно-болотного угодья, а также содействовать охране, управлению и рациональному использованию ресурсов мигрирующих водоплавающих птиц.

В СССР вступил в Конвенцию в 1975г. После распада СССР в России осталось только три официальных водно-болотных угодья, другие угодья остались вне пределов России. В 1994г. Правительство Российской Федерации своим постановлением значительно расширило Список водно-болотных угодий, имеющих мезкцународное значение. Таких угодий объявлено 35, включая 3, ранее заявленных и располагаются они на территории 21 субъекта Федерации. Однако, учитывая огромную территорию России, утвержденный список еще нельзя считать исчерпывающим.

По объявленным водно-болотным угодьям проводится большая работа по подготовке необходимых описаний угодий и картографических материалов по ним, организации и проведению исследований, мониторинга, предусмотрена подготовка индивидуальных положений по каждому водно-болотному угодью. В итоге, как предусмотрено Конвенцией, по каждому водно-болотному угодью будет составлен план управления. Следует подчеркнуть особую важность последнего этапа, так как особенность "водно-болотного угодья международного значения" состоит в том, что при его объявлении не меняется сложившаяся система землепользования и не обязательно, что угодье включает в себя заповедник или заказник. Поэтому план управления по существу и будет системой долгосрочных мероприятий, приемлемых с точки зрения сохранения угодья. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Данная Конвенция принята в 1973г. в Вашингтоне и вступила в силу в 1975г. СИТЕС считается одной из действенных Конвенций в области охраны животного и растительного мира, а также пресечения контрабанды видами редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, объем которой во многих странах сопоставим с незаконной торговлей наркотиками, оружием и антиквариатом.

Основной инструмент Конвенции - согласованный Сторонами контроль за экспортом, реэкспортом и импортом находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, а также видов, которым угрожает чрезмерная международная торговля. Эти виды занесены в списки-приложения к Конвенции. Вывоз и ввоз животных и растений, а также их частей и продуктов из них (дериватов), подпадающих под действие СИТЕС, разрешается только по специальным разрешениям, выдаваемым уполномоченным Стороной учреждением - национальным Административным органом СИТЕС после консультаций с Национальным органом (чаще всего научно-исследовательским институтом). Образцы СИТЕС, ввозимые в нарушение требований Конвенции, подлежат конфискации или возврату в страну происхождения.

Россия, как правопреемник СССР, является Стороной Конвенции с 1976г. В 1994г. Правительство Российской Федерации приняло специальное постановление, в котором подтвердило, что функции Административного органа СИТЕС в России выполняет Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды). Госкомэкологии России, совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, подготовил проект Правил ввоза и вывоза образцов СИТЕС. В целях обеспечения внутренних мер по усилению контроля за добычей, торговлей и пропуском через таможенную границу образцов СИТЕС служит план совместных действий федеральных органов исполнительной власти (природоохранных, таможенных, правоохранительных, карантинных органов и органов связи). Аналогичные планы сформулированы во многих субъектах Российской Федерации. Россия пересмотрела оговорки по спискам-приложениям СИТЕС, которые ранее были сделаны СССР. Большинство из них было снято, что важно для полноценного участия в Конвенции и охраны этих видов Россией. Усиливается эффективность внутренней нормативной правовой базы в отношении видов животных и растений, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации. (По этому поводу Правительство Российской Федерации выпустило три постановления). С 1994г. действуют также таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением животного и растительного мира, а также водных биологических ресурсов. Следует упомянуть, что Россия, до определения стран СНГ в отношении Конвенции, обслуживает эти страны по выдаче соответствующих разрешений СИТЕС. Для оказания эффективной помощи таможенным и карантинным службам в осуществлении контроля за ввозом и вывозом объектов СИТЕС в составе Госкомэкологии России создан специальный отдел. Деятельность данного отдела позволила пресечь целый ряд попыток незаконного ввоза на территорию России редких, экзотических животных из стран Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки с целью продажи.

Краткий обзор только трех Конвенций показывает значительную область действий России, направленных на охрану природы на национальном и международном уровне. Однако указанный краткий обзор не охватывает всей деятельности этой области и его следует оценивать скорее как пример.

Отметим дискуссию в отношении вступления России в Бернскую Конвенцию (Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе) и Боннскую Конвенцию (Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных). Первая предусматривает, что каждая страна-участница будет принимать меры для содействия выработки национальной политики сохранения дикой фауны и флоры и их мест обитании, уделяя особое внимание уязвимым видам, прежде всего эндемичным и находящимся под угрозой исчезновения. Боннская Конвенция охватывает область сохранения мигрирующих видов, статус выживания которых считается неблагоприятным. В первом приближении кажется, нет препятствий для того, чтобы Россия ратифицировала указанные Конвенции, как и те, о которых говорилось выше.

Однако для того, чтобы объективно решать данный вопрос, следует оценить степень готовности страны к выполнению тех обязательств, которые изложены в Конвенциях. В первую очередь, каждая Конвенция предусматривает разную степень увеличения финансовых затрат страны. Это касается не только взносов в Конвенцию, но и внутренних затрат, которые связаны с собственно охраной и управлением видами, реализацией специальных природоохранных и хозяйственных программ, изменением нормативной правовой базы, совершенствованием сист. управления и их обеспечения и многое другое.

Следует учитывать региональные различия разных стран. Страны европейского сообщества имеют сравнительно мало участков дикой природы, состояние целого ряда видов, обычных или даже многочисленных в России, здесь неблагополучное. Кроме того, необходимо учитывать различия в состоянии лесного и охотничьего хозяйств и в способах их управления у нас и за рубежом. К нам не всегда подходят их мерки, поскольку в России существует традиционно сложившаяся система ведения хозяйств, ломка которой не всегда оправдана с социально-экономических позиций. Конечно, это не означает, что Россия не должна стремиться к участию в данных Конвенциях, однако как для страны с переходной экономикой - это скорее задача на будущее.

Специфика Боннской Конвенции состоит в том, что она может расцениваться как рамочная и предусматривает заключение разных Соглашений по сохранению и ограничению использования отдельных популяций, видов или групп видов. При этом в этих Соглашениях можно участвовать и не являясь Стороной Конвенции. В настоящее время разработаны Соглашения об охране афро-евроазиатских мигрирующих водоплавающих птиц, об охране тюленей, об охране малых китообразных Балтийского и Северного морей. Черного и Средиземного морей, об охране летучих мышей в Европе, меморандумы в отношении взаимопонимания относительно мер охраны тонкоклювого кроншнепа, редчайшего кулика в мире и белого журавля-стерха. Разрабатываются Соглашения по азиатско-австралийским водоплавающим птицам, которое охватывает восточно-палеарктический пролетный путь, по охране центрально-европейской популяции дроф и др. Из них Россия участвуег только в меморандуме относительно мер сохранения белого журавля-стерха. Изучение вопроса вступления в то или иное Соглашение не

означает, что Россия не охраняет такие виды или ведет их нерациональное использование. Например, тонкоклювый кроншнеп, черноморская афалина, ряд видов водоплавающих занесены в Красную книгу Российской Федерации. В России недавно приняты два важных федеральных закона: "Об особо охраняемых природных территориях" и "О животн6м1мире"

Среди других действующих для России Соглашений следует упомянуть Соглашение об охране белых медведей и двусторонние Соглашения об охране перелетных птиц и их местообитаний, заключенные с Южной и Северной Кореей, Индией, Японией, США. Эти Соглашения "ограниченного" действия и не влекут за собой серьезных финансовых расходов. Однако их эффективность от этого не снижается, так как позволяет скоординировать действия разных стран в охране и управлении общими для них видами животных. Более того, двусторонние Соглашения об охране перелетных птиц и их местообитаний могут рассматриваться до известной степени как альтернативные по отношению к Боннской Конвенции и более приемлемыми для стран, не имеющих значительных финансовых ресурсов или по каким-либо причинам не вступивших в нее.

В настоящее время начинается активное взаимодействие стран в рамках СНГ, осуществляющееся в первую очередь через деятельность Межгосударственного экологического Совета (МЭС). По решению МЭС сейчас открыты для подписания два соглашения — об охране мигрирующих птиц и млекопитающих и их местообитаний и о Красной книге государств-участников СНГ.

Наконец, следует упомянуть также сотрудничество с целым рядом стран, в первую очередь США, Канадой, Германией, Финляндией, Норвегией, Польшей, Китаем, Монголией и др., где вопросы сохранения биоразнообразия решаются на двусторонней основе,

Среди многочисленных международных правительственных организаций, с которыми Россия активно сотрудничает в сохранении биологического разнообразия, необходимо упомянуть Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организацию объединенных наций по вопросам образования науки и культуры (ЮНЕСКО), Совет Европы, Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК ООН) и др.

Для России важно также сотрудничество с международными неправительственными организациями, которые выступают по разнообразным аспектам сохранения биоразнообразия, например, Международный союз охраны природы (МСОП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) или имеют специализацию по отдельным направлениям, например, Международная организация водно-болотные угодья ТРАФФИКторговля объектами дикой природы, Трест тигра. Указанные организации в настоящее время активно помогают России в осуществлении на их территории целого ряда проектов, в частности по инвентаризации водно-болотных угодий, охране белоплечего орлана, зубра, амурского тигра и др. Информация по основным международным организациям приведена в специальном издании (Гордина и др. 1995).

Яркой иллюстрацией участия России в выполнении международных программ является деятельность в Программе охраны арктической флоры и фауны (КАФФ). Это одна из четырех программ Стратегии охраны окружающей среды Арктики, принята Канадой, Данией, Гренландией, Финляндией, Исландией, Норвегией, Россией, Швецией и Соединенными Штатами Америки. Рабочие планы КАФФ включают, прежде всего, мероприятия по охране местообитаний, охране видов и использованию для этих целей знаний коренных народностей. Россия занимает лидирующее положение в данной программе по разработке научно-обоснованной циркумполярной сети охраняемых природных территорий и охране флоры. Данная программа содействует более эффективному проведению научных исследований, обмену информацией, управлению природоохранной деятельностью и рациональному использованию ресурсов Арктики.

Конвенции, вместе с другими формами международного сотрудничества, образуют сложную взаимоувязанную природоохранную систему. Данная система аккумулирует в себе стремление к реализации общих для стран задач охраны природы и является важным инструментом стимулирования национального законодательства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: