Художественные особенности «Теремка».




Светлое, занимательное и динамичное произведение для детского чтения.

Читатель сразу оказывается в атмосфере заботы о развлечении девочек и мальчиков, о приобщении их к веселой фантазии и юмору. Дети подключаются к спору двух смешных дедов, какую чудесную историю «показать»: страшную или веселую.

К общей радости, это оказалась интересная сказка с забавным домиком-теремком, где по правилам фантазии можно разместить каких угодно действующих лиц. Мастерство автора уютно устроило жилье для персонажей: здесь комично радует печь кухарку-лягушку, готовы для нее и сковородка, и «большая кружка». Для Петуха на окне - гармошка. Автор вводит нас в обстановку веселой игры, и начинается она со знакомства-представления будущих соседей: Маршак в ярких стихах рисует портреты, В которых школьники угадывают знакомых животных:

Еж - Я - серый ежик -

Ни головы, ни ножек…(5;с.193)

В них скрыты маленькие загадки того свойства, которое вошло в слово-характеристику, и уменьшительно-ласкательная интонация. Она подчеркивает размер персонажа.

Итак, показано мастерство изображения обстановки, портретов действующих лиц. Но автор умеет показать их не игрушками, а живыми и деятельными. Они знакомятся и ссорятся, угрожают и празднуют, так как стихотворная сказка постоянно радует заразительной живостью, эмоциональностью и выразительностью разговорной речи: диалогов, массовых сцен и реплик:

Лиса - Ах, мой серый, мой хвостатенький,

Как хочу я петушатенки!

Волк - Да и мне поесть охота,

Только заперты ворота!... (5;с.196)

Мы видим здесь блестящее художественное мастерство Маршака, помогающего различить двух действующих лиц в их коротком разговоре. Сразу видно, что Лиса привыкла мстить «нужным» существам, но Волка она не уважает. Поэтому у нее никаких украшений, кроме суффикса в простеньком эпитете… Волк-грубиян и спешит с голода разговор вести о деле.

Замечательной особенностью языка сказки являлась его многокрасочная народность: богатство интонаций, меткие народные словечки, поговорки:

- Эй, хозяева, открывайте-ка добром,

А не то мы вам ворота разнесем! (5; с.197)

Вместе с тем автор чутко понимает и воспроизводит культуру народного общения в языке дружных жителей теремка:

Петух - Не до песен мне, сестрицы.

Был в зубах я у лисицы… (5; с.206)

Иначе, забавно и горячо звучат реплики, призывы во время драки-защиты от наказания и похищения Пети-Петушка:

Еж -Распорю твои меха,

Отдавай мне Петуха! (5;с.207)

Мышка – Держи! Лови!

Лягушка – Хвост у рыжей оторви! (5;с.204)

Мы видим, что сказка проникнута волшебством изображения одухотворенных животных, веселыми, бытовыми делами:

Лиса – Ох, слаба я с голодухи,

Третий день как пусто в брюхе.

Кабы встретился нам Мишенька – медведь,

Он помог бы нам ворота отпереть… (5;с.196)

Творчество Маршака, при всем разнообразии жанров, всегда отличается наглядностью зрительностью изображаемого явления. В «Теремке» это помогает детям-читателям живо вообразить картину события, «позы действующих лиц».

Лиса – Ну-ка, Мишенька, спиною повернись,

Ну-ка, Мишенька, на волка навались.

Если дружно мы навалимся втроем,

Мы тесовые ворота отопрем! (5;с.198)

Автор великолепно подбирает выразительные глаголы, продолжая Пушкинскую традицию, ведущие роли их в художественном тексте:

Лягушка – Он лежит - не шевелится…

На боку лежал бедняжка,

И стонал он очень тяжко. (5;с.205)

Эпитет в пьесе-сказке немногочислен:

Зритель должен увидеть само действие и его персонажей. В основном – это фольклорные, постоянные красочные определения. Но если появляются в авторском исключении, то удивительно сочные, зримо представляющие предметы изображения:

Волк – А лягушка пироги печет…

Лиса – Пироги печет капустные,

Подрумяные, очень жирные да вкусные. (5;с.197)

Особое своеобразие, живость придает произведению С.Маршака, конечно, его чудесный, остроумный юмор. «Теремок» комичен уже со своего названия – ведь это простая крестьянская изба с ушатом и кочергой, дровами и котлом. В сказке часто звучат простые шутки:

- Ну-ка, Петя, пойди, попляши -

У тебя сапоги хороши! (5;с.207)

Забавны сравнения:

- Только вертится лиса

Вроде спицы колеса. (5;с.204)

Целые веселые сценки, комичные и живые,смешат детей при чтении:

Мышка …Хвост надену я на шею…

В стужу лютую, в мороз

Я укутаю Свой нос! (5;с.205)

Сатира писателя обращена к обидчикам животных – тружеников:

- Задрожал медведь с испугу.

Завопил на всю округу:

Ой, боюсь я кочерги… (5;с.200)

Своеобразие мастерства С.Я.Маршака – его легкий, звучный, красочный, легко читающийся стих, доступный и полезный детям, как образец хорошей русской речи с ясным смыслом и четкостью слова.

Таким образом, произведение С.Маршака «официально» отнесено и печатается среди его пьес. Однако в нем нет деления на действия и сцены, примечаний автора. Все главные особенности драматического жанра введены в текст с помощью образов Дедов-ведущих сказочников. И «Теремок» легко читается детям младшим школьникам: описание естественно сливается с действием персонажей. Это помогает восприятию содержания, как сказочного, и воспроизведению его в пересказах частей детьми. Стихотворная комедийная сказка стала образцом популярного жанра словесного искусства для детворы, обогатившего телевизионные анимационные фильмы, но осталось среди лучших детских книг. Сказка «Теремок» не велика по объему. А мастерство С.Маршака, замечательного российского писателя, друга детей, талантливого поэта, драматурга, переводчика, литературоведа сделало ее шедевром доброй и веселой, своеобразной, очень нужной малышам, родителям и учителям начальных классов. Она приносит удовольствие, и отдых читающим детям, незаметно развивает их воображение, обогащает речь правдивым и свободным словом, культурой общения, точностью характеристики человека.

 

Заключение.

Красочность, ценность содержания и своеобразие творческой манеры С.Я. Маршака не только обогатило детскую литературу нашего Отечества. Его сказки способствуют осуществлению важных задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

Любовь к детям, художественное мастерство, талант фантазии, богатые традиции русской и западной сказки, в том числе авторской, созданной великими сказочниками Европы и России, помогли С.Я. Маршаку представить нашей детворе разнообразные, интересные и полезные сказочные произведения для школьного и домашнего чтения.

Современная российская школа осваивает новые и серьезные объемные требования последних программ для начального обучения литературному общению. Новации ведущих авторов программ по чтению в 1 - 4 классах призывают уже в начальном звене активнее развивать культуру речи, воображение, фантазию, творческие интересы и коммуникативные навыки учащихся.

В процессе обучения осознанному, правильному, выразительному чтению эти задачи легче и надежнее осуществляются с помощью красочных текстов стихотворных сказок, народных и авторских. Школьники свободно осваивают начальные понятия жанра - вида произведения, отличие сказки от рассказа, роль эпитетов, сравнений, юмора. Стихотворные сказки введены в чтение на основных уроках литературного чтения и во внеклассной форме. Произведения С.Я. Маршака стали детской классикой.

Его произведения привлекают учащихся доступной, интересной для них тематикой: защита и спасение юных, отношение с природой, животными, значение формирование воли, характера, роль дружбы со сверстниками и выбора друзей для судьбы юного человека.

Идейное содержание понятно школьникам, благодаря убедительному контрасту - борьбе добра и зла, а также трудные обстоятельства природы. Помогает остроумная сатира, юмор и лирика стихов С.Я. Маршака.

Однако для освоения этого богатства нужна особенно чуткая деятельность ребенка на уроках классного и внеклассного чтения. Нужна пропаганда домашнего чтения детей. Необходимо глубокое освоение самим учителем текста сказки, ее нравственного богатства, ее художественной выразительности. Потому что сказки дают детям возможность создать, выбрать свой тип привлекательности героя или героини.

Неоценима польза чтения и восприятия учащимися 1 - 4 классов стихотворных сказок С.Я. Маршака с их умелой пропагандой дружбы с животными.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: