Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы и постановка учебных задач.




Музыка

16.02.2021

Тема: «Основы музыкальной грамоты»

Цели урока:

1. Развивать познавательные УУД в процессе изучения новой темы «Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах.

2. Учить опираться на имеющийся жизненно-музыкальный опыт в процессе слушания музыкального произведения.Приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф.Шуберта и С. Рахманинова.

3. Воспитывать интерес к уроку музыки.

Ход урока

 

Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята. Продолжаем наше знакомство с миром музыки!

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы и постановка учебных задач.

- Ребята, сегодня у нас на уроке музыки непростая тема, сегодня мы с вами продолжим изучать музыкальную грамоту. А для того чтобы узнать тему нашего урока, давайте вспомним то, что изучали еще в 1 классе о музыкальной грамоте.

- Кто помнит, сколько всего нот? (семь)

- Давайте проверим, как вы их запомнили.

- На доске изображены ноты. Но они расположены в неправильном порядке. Кто выйдет и расставит их в правильном порядке?

- Все согласны?

- Спасибо, присаживайся.

- Теперь, давайте вспомним, каким образом нотами обозначаются длительности звуков и как они записываются. Я буду записывать ноту, а вы по поднятой руке, будите говорить, как она называется.

Это самая длинная из наиболее часто употребляемых длительностей.

Её длительность вдвое короче длительности целой ноты.

Её длительность в 2 раза короче половинной ноты и в 4 раза короче целой ноты.

Длительность в 2 раза короче четвертной и в 8 раз короче целой ноты.

- Молодцы. Давайте еще раз посмотрим на ноты.

- Где мы записываем ноты? (на нотном стане)

- А что такое нотный стан?

- Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх.

- Хорошо. А это что за знак? Указываю на скрипичный ключ

- Правильно, это скрипичный ключ. Давайте все в воздухе покажем, как он записывается.

- Молодцы.

- Ребята, посмотрите, у нас на доске 8 нот. Что это значит? (изображена октава)

- Вы помните, что такое октава?

Октава - это расстояние между двумя звуками, охватывающее 8 ступеней звукоряда, в котором верхний и нижний звук одинаковы по названию. Например: от нижнего “до” и до верхнего “до” или от “ре” и до “ре” и т.д.

- Посмотрите на изображение на слайде. Вы видите клавиши пианино. Найдите глазками первую октаву, она выделена и подписана у нас..

- Вот послушайте. Нажимаю клавиши начала и конца первой октавы

- Так звучит первая октава. Она находится в серединке. Начинается и заканчивается на ноте до. А сейчас послушайте. Нажимаю клавиши начала и конца второй октавы

- Похоже ли звучание на первую октаву? (да, только звучат выше и тоньше) давайте снова посмотрим на слайд. Найдите сейчас глазками вторую октаву.

- Так звучит вторая октава. Как вы думаете, какая будет тема на сегодняшнем уроке?

- Тема сегодняшнего урока звучит так: расположение нот в первой-второй октавах.

- Какие задачи?

- Кто прочитает задачи?

Прочитайте задачи сегодняшнего урока:

1. вспомнить расположение нот в первой октаве;

2. узнать расположение нот во второй октаве;

3. потренироваться записывать расположение нот в первой-второй октавах.

Решение проблемы

- Давайте вспомним, как располагаются ноты в первой октаве.

- Для этого возьмите карточку №1.

- С какой ноты начинается октава? (до)

- Как мы записываем ноту до? (на дополнительной линейке). Запишите ноту до в своих нотных тетрадях.

- Какие ноты идут после ноты до? (ре, ми, фа, соль, ля и си)

- Запишите их по порядку. Сколько нот мы записали? (7)

- А сколько нот в октаве? (8)

- Значит, нам нужно записать еще одну ноту. Какая нота идет после ноты си? (до) Запишите ее.

- Мы с вами записали ноты первой октавы.

- Давайте пропоем ноты первой октавы.

- Сейчас я пропою ноты первой октавы и проиграю их на фортепиано, а вы внимательно слушайте мне. Нажимаю клавиши нот первой октавы и пропеваю их.

- Сейчас давайте вместе пропоем ноты первой октавы. Нажимаю клавиши нот первой октавы и пропеваю их вместе с обучающимися.

- Сейчас я проиграю, а вы пропойте ноты первой октавы самостоятельно. Молодцы.

- Так мы с вами вспомнили расположение и звучание нот первой октавы.

- Если мы посмотрим на слайде на клавиши второй октавы, какие ноты мы видим? (ответы детей)

- А если я проиграю ноты второй октавы на фортепиано, какие ноты мы слышим? (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до)

- Можем ли мы сказать, что ноты второй октавы и первой октавы, похожи по названию? (да)

- А звучат они так же? (нет)

- Как звучат ноты второй октавы? Прослушайте еще раз. Нажимаю клавиши нот второй октавы

-Ноты во второй октаве поют певцы очень высоким голосом! Женский высокий голос или высокий детский называется СОПРАНО, высокий мужской голос называется ТЕНОР.

- Предлагаю прослушать, как звучит женский голос во второй октаве и просмотреть видеофрагмент из мультфильма “Снегурочка” Арию Снегурочки “С подружками по ягоду ходить” из оперы Римского - Корсакова “Снегурочка”.

- Как звучат ноты второй октавы? (выше)

- Хорошо. Тогда как мы можем их записать на нотном стане? (сразу после нот первой октавы, выше). Давайте вместе запишем их на своих карточках.

- Какая нота у нас уже записана? (до)

- Какие ноты идут после ноты до? (ре, ми, фа, соль, ля, си, до)

- Сколько мы записали нот? (8)

- Получилось у нас записать ноты второй октавы? (да) Хорошо.

- Мы с вами записали ноты второй октавы, сейчас давайте еще раз прослушаем их. Нажимаю клавиши нот второй октавы

- Как вы думаете, зачем нужна вторая октава? (ноты могут записываться дальше, когда мы поем мы поем ноты выше, чем в первой октаве и другие ответы детей).

- Таким образом, мы с вами вспомнили как располагаются ноты в первой октаве и узнали, как располагаются ноты во второй октаве.

Физминутка

- Вижу, вы немного устали предлагаю отдохнуть. Встаньте так, чтобы вам было удобно, и вы не мешали друг другу.

Это – правая рука,

(поднимают руку вверх)

Это – левая рука,

(поднимают руку вверх)

Справа – шумная дубрава,

(правая рука в сторону)

Слева – быстрая рука.

(левая рука в сторону)

Обернулись мы, и вот –

Стало всё наоборот:

(повернуться на 180)

Слева шумная дубрава,

(рука в сторону)

Справа быстрая река

(рука в сторону)

Неужели стала правой

(рука вверх)

Моя левая рука?

(рука вверх) (руки опустить)

- Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

Первичное закрепление

- Давайте распоемся.

- У вас на столах лежат карточки с нотами песенки.

-Теперь пропоем эту песенку по нотам. С какой ноты начинается песенка? (соль)

- Молодцы!

- Какой ритм у этой песенки? (четыре четверти)

- Как мы будет отстукивать ритм к этой песенке? (4 хлопка в такт)

- Сейчас я проиграю сопровождение к этой песенке на металлофоне, а вы прохлопайте ритм ладошками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: