Психологическая культура человека




Теперь, есть смысл обсудить само понятие «психологическая культура личности». Что это такое? Дело в том, что очень часто те или иные слова и словосочетания от повседневного использования как бы утрачивают свой первоначальный смысл. И у нас на слуху большое количество сочетаний со словом «культура». Мы говорим: «экологическая культура», «эстетическая культура», «этическая культура», даже, если хотите, «гастрономическая культура» и т. д. Вы легко можете продолжить этот список.

Словосочетание «психологическая культура» используется значительно реже. И ни в одном современном психологическом, да и во всяком другом словаре, нет этого понятия. И в то же время это реальность, в которой мы существуем. Некоторые намеки на психологическую культуру мы можем найти в различного рода общих определениях культуры, например: «культура» – от лат. «culture», что означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание» (энциклопедический словарь).

Наверное, дать содержательное, очень краткое определение психологической культуры пока не представляется возможным. Конечно, можно сказать, что психологическая культура – это уровень самопознания человечества, сокровищница психологических знаний и тот уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям, к самим себе, к природе. Но мы поступим иначе: сделаем анализ структуры психологической культуры, и это будет полезнее, чем давать такое короткое определение. Прежде всего скажем, что психологическая культура включает в себя два основных компонента, два основных блока. Один блок назовем теоретическим, или теоретико-концептуальным, а второй – практическим (это – психологическая деятельность).

В первом блоке психологической культуры находятся результаты теоретической деятельности психологов, т. е. те классические труды в области психологии, которые представляют собой результаты психологического самопознания. Таким образом, теория познания человеком самого себя – часть психологической культуры. В состав психологической культуры входит психологическая деятельность. Что это такое? Психологическая деятельность – это деятельность по психологическому самообслуживанию, т. е. та, которая обслуживает его внутренний мир. Не об этом ли писал замечательный поэт Николай Заболоцкий:

Не позволяй душе лениться, Чтоб воду в ступе не толочь – Душа обязана трудиться – И день и ночь, и день и ночь.

Психологическая деятельность осуществляется в двух мирах нашего существования – во внутреннем пространстве (внутреннем мире собственной личности) и во внешнем пространстве (среди других людей). Это деятельность самопознания, связанная с формированием собственного внутреннего мира, со способностью преодолеть те или иные внутренние трудности, которые существуют у человека, и деятельность, вынесенная за пределы личности, межличностная деятельность, межличностное взаимодействие, которое тоже, как мы дальше увидим, определяется, опосредуется психологической культурой.

Надо сказать, что рассмотрение именно психологической работы человека над собой как деятельности очень выразительно определил психолог Ф. Е. Василюк в книге «О психологии переживания»: «...Переживание понимается нами как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на становление смыслового соответствия между сознанием и бытием».

Это фактически та внутренняя работа, которой занимается человек в своем внутреннем мире. Следовательно, чтобы овладеть психологической культурой, чтобы стать психологически компетентным человеком, надо не только знать самого себя, но и уметь действовать во внутреннем мире своей личности и в межличностном пространстве. Итак, знать и уметь... Но есть еще один важный глагол – хотеть. Без желания, стремления, решимости невозможно узнать о себе как можно больше и научиться психологической культуре.

Л. Н. Толстой писал в дневнике: «Нам кажется, что настоящая работа – это работа над чем-нибудь внешним – производить. Собирать что-нибудь: имущество, дом, скот, плоды, а работать над своей душой это так, фантазия, а между тем всякая другая, кроме как работа над своей душой, усвоение привычек добра, всякая другая работа – пустяки».

Важно обсудить и то, как осуществляется эта работа во внутреннем мире личности. Может быть, всякий раз, когда надо «запустить» механизмы психологической деятельности, необходимо вспоминать какие-то теоретические психологические положения, культурнопсихологические правила и предписания? Случается и такое. Но в большинстве случаев психологические знания и умения «срабатывают», так сказать, в автоматическом режиме. Примерно то же происходит и с использованием на практике других элементов культуры. Сначала, к примеру, надо выучить правила орфографии и пунктуации, а затем у грамотного человека они срабатывают автоматически: не надо заново вспоминать правила о безударных гласных или о непроизносимых согласных – рука «сама» напишет правильно. Примерно так же срабатывают и элементы психологической грамотности.

Для обозначения работы человека в собственном внутреннем мире есть прекрасная часть слова «само», которая означает направленность нашей психологической деятельности на самого себя, действие с самим собой. Проведем небольшое соревнование: кто назовет за три-четыре минуты больше слов, которые начинаются на «само»... В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова приводятся такие примеры: «самовосхваление», «самозащита», «самообожание», «самонаблюдение» и даже... «самоснабжение».

Итак, психологическая деятельность направлена на самопознание, самовоспитание, самоусовершенствование своей личности, на развитие процессов познания, саморегуляцию своей эмоциональной жизни, преодоление внутриличностных и межличностных конфликтов. Можно сказать, что предметом этой деятельности является внутренний мир личности; средством – самопознание и саморегуляция.

Цель психологической деятельности – достижение, развитие и сохранение психологического здоровья человека. Психологическое здоровье... Словосочетание, может быть, несколько неожиданное. Мы привыкли говорить о физическом здоровье как об отсутствии болезни, о психическом здоровье как об отсутствии психических заболеваний – психозов, неврозов и т. д.

Что же понимается под психологическим здоровьем? Как говорил известный психолог Б. С. Братусь, человек может быть «психически здоров, но личностно болен». Психологическое здоровье прежде всего проявляется в эмоциональном самочувствии человека, в его эмоциональном благополучии. У такого человека чаще всего хорошее настроение, он с удовольствием общается с другими людьми, у него хорошее чувство юмора, он не проявляет агрессивности. Психологическое здоровье помогает достигать хороших результатов в ученье и труде. Конечно, психологическое здоровье часто связано с телесным, физическим. Недаром еще древние римляне говорили: «В здоровом теле – здоровый дух».

Таким образом, в состав психологической культуры входят основные составляющие: блок теоретико-концептуальный и блок, связанный с психологической деятельностью.

Далее мы можем говорить о том, что психологическая культура имеет два основных уровня. Во-первых, уровень теоретический, это та психология, психотерапия и теория воздействия людей друг на друга, которую разработали специалисты и которая стала достоянием науки. Во-вторых, доконцептуальная, психологическая культура, можно сказать, житейская психологическая культура, т. е. культура, которую народ создает до психологов, без психологов и помимо психологов. Можно сказать, что в этом смысле каждый человек – психолог, и каждый сам себе – психологическая лаборатория.

Таким образом, формирование психологической культуры – это выстраивание мостиков между тем опытом человека, в котором он выработал свою психологическую культуру, и научным уровнем психологической культуры.

Для того чтобы было яснее, что мы имеем в виду, когда говорим о житейской психологической культуре и о культуре книжной, теоретической, проведем аналогию. Есть мировая музыкальная культура. Это произведения великих композиторов, музыковедов, историков музыки и т. д. Это то, чему учат в консерваториях. А есть огромный пласт музыкальной культуры народа, который проявляется в его песнях, частушках, во всем том, что составляет музыкальную стихию народа. И эти два пласта, конечно же, очень интенсивно взаимодействуют. Великий русский композитор М. И. Глинка говорил, что музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только преобразуем, аранжируем.

Психологию создает народ, а психологи по мере своих сил и возможностей описывают, осмысливают, обобщают его психологический опыт и т. д. Мы вправе заявить: если какое-то психологическое явление не представлено, не отражено ни в народном творчестве, ни в произведениях великих поэтов и писателей, то его вообще не существует. Если то, что психолог формулирует в своих теориях, никак не представлено в реальной человеческой жизни, то тем хуже для психолога. Он придумал нечто несуществующее. Поэтому между житейской, доконцептуальной психологической культурой и психологической культурой книжной, теоретической, существует очень сложное и интересное взаимодействие.

Мы видим это взаимодействие на каждом шагу, когда из уровня концептуального некоторые понятия переходят на уровень повседневности, входят в будничную жизнь. В качестве примера такого движения возьмем различного рода понятия из учения о психоанализе 3. Фрейда. Если вы смотрите американские фильмы по телевидению, то слышите там огромное количество различных высказываний, связанных именно с психоанализом. То упомянут эго или суперэго, то тебе говорят, что этот преступник потому совершил преступление, что у него была жестокая мама, или что он потому так сделал, что у него было трудное детство. Все время идет движение вниз, движение в детство. Или беспрерывно говорится, предположим, о различного рода комплексах. Кто-то говорит: «У меня нет комплекса неполноценности», а другой «У меня нет комплекса вины», а третий еще что-нибудь интересное скажет.

Я наблюдал и у нас такие «прогрессивные» тенденции. Я слышал, например, неологизмы, когда один человек о другом говорит: «Он вообще комплексуй, а она комплексунья (или комплексуха)». В Минске, в микрорайоне Серебрянка, одно время был мебельный магазин, который назывался «Зигмунд Фрейд». Может быть, там торговали кушетками, на которые психоаналитики, последователи З. Фрейда, укладывали пациента во время сеанса психоанализа? Из научных теорий некоторые понятия «идут вниз», в повседневную речь, и там они активно используются. И это очень важно. У нас этого, конечно, очень мало, потому что наша наука все еще несет на себе печать той прежней доперестроечной психологии, когда говорили, что у нас психология «ухо-горло-носа», а психология личности и социальная психология – это нам не очень-то интересно, потому что каждый человек «винтик», а какая там душа и все прочее у винтика...

Житейская психология существует в виде двух основных пластов – это житейские понятия и житейские способы личной саморегуляции и других форм психологической деятельности. Они обладают определенными свойствами, и в связи с тем, что их никто специально не вырабатывает, их усваивают стихийно в процессе непосредственного общения.

Я хотел бы сказать, что изучение житейской психологической мудрости или житейской психологической нравственности – это очень важная, интересная задача, которую мы с вами должны решать. Почему? Потому что мы общаемся с детьми, сверстниками, с родителями, с такими «потребителями» психологии, которые никогда специально психологию не изучали. И мы должны знать, какая же у них «предобразованность» психологическая, что они знают о своем внутреннем мире. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, мы должны понять, как эти две стихии – книжная, теоретическая и житейская, спонтанно-психологическая, у них будут сосуществовать.

Дело в том, что если человеку на его житейском уровне представляется, что он общается с другим человеком без, так сказать, посредников, непосредственно, лицом к лицу, то он ошибается. На самом деле это иллюзия: непосредственных межличностных контактов не существует. Все социальные контакты, кроме, может быть, самых примитивных, опосредованы тем слоем психологических знаний, психологических представлений, которые есть у личности. Значит, между мной и другим человеком стоят мой и его слои представлений о том, что такое человек: добр он или зол от природы, что можно себе позволить по отношению к этому человеку и т. д. Два этих слоя, две эти призмы определяют наше общение друг с другом. Психологическая культура существует в нескольких аспектах. Это общая психологическая культура с фоновыми знаниями в области психологии, которые есть у любого человека, и профессионально-психологическая культура педагога, врача, юриста, инженера. Все профессии имеют этот профессионально-психологический слой. Покажем это прежде всего на педагогической модели на подходах к воспитанию детей. Какие у человека взгляды на ребенка, каково содержание его отношения к ребенку, так он с ним и поступает.

В истории зафиксированы несколько типов детско-родительских отношений. Скажем, когда-то, в древности, был стиль отношения к ребенку, который позволял его убивать, в более поздние времена родители не занимались ребенком, отдавали его няньке, кормилице или в монастырь, а христианско-кальвинистская мораль учила, что ребенок – это продукт греха и он несет в себе греховное начало, поэтому воспитание должно выбить из него этот грех. Отсюда и жестокий стиль воспитания. В средневековом памятнике «Домострой» советовали: «Бей сына во младости, да утешит тебя во старости». Или, например, когда говорят, что душа ребенка tabula rasa – «чистая доска», а воспитатель может написать на ней все что пожелает. Это совершенно другая стратегия воздействия на ребенка. Проповедник «свободного воспитания» Руссо, напротив, говорил, что все выходит совершенным из рук творца вещей и все портится в руках человека. Это тоже порождает совсем другое воспитание. Сегодня мы исповедуем гуманистическо-психологические взгляды, диктующие помогающий стиль. Иногда думают, что эти стили воспитания исторически сменяют друг друга. Ничего подобного, они сосуществуют у нас все вместе. Уголовная хроника фиксирует и убивающий стиль по отношению к ребенку, и бросающий, и жестокость и т. д. Дело в том, что все эти подходы к ребенку до сих пор живут, и нам надо понимать, что они есть, и на их место надо ставить наши прогрессивные, гуманистические подходы по отношению к ребенку.

Есть замечательная теория американских лингвистов Сепира и Уорфа, идущая от Гумбольдта, согласно которой человек, говорящий на определенном языке, и мир воспринимает так, как это задано в категориях данного языка. Вот что пишет об этом великий немецкий ученый В. Гумбольдт: «Так как восприятие и деятельность человека зависят от его представлений, то его отношение к предметам целиком обусловлено языком. Тем же самым актом, посредством которого он создает язык, человек отдает себя в его власть: каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг».

Родной язык – это не просто техническое средство, это то, что определяет наше отношение к миру. Мы с вами должны понять, что существует культурно-психологическая относительность. Это те культурно-психологические понятия и представления, посредством которых личность общается и взаимодействует с другой личностью.

Для того чтобы по-настоящему понять друг друга, нужна общая психологическая культура, которая создает общую платформу межличностного взаимодействия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверин В.А. Психология в структуре высшего медицинского образования: Дис.. д-ра. психол. наук. - СПб., 1997. - 312 с.

2. Аверин В.А. Психология личности: Учеб.пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.

3. Автономова Н.С. Понимание, разум, метафора // Вопросы философии. 1986. - № 7. - С. 3-30.

4. Аксенова И. В. Динамика развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов: Автореф. дис..канд. психол. наук / Белгор.гос. ун-т. Симферополь: Изд-во Белгород-ского гос. ун-та, 2000. - 20 с.

5. Акулова О.В. Ключевые компетенции как цель и результат современного образования // Академические чтения / Сев.-Зап. отд-ние РАО. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2002. - Вып. 3: Теория и практика модернизации образования. - С. 35-37.

6. Аллахвердов В.М. О формировании психологической культуры у студентов технического вуза / В.М.Аллахвердов, Н.В.Беляк, М.В.Иванов// Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб.-Л., 1985.

7. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 554 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.

9. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избр. психол. тр./ Под ред. А.А.Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.

10. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Н. Новгород, 1996.-276 с.11.Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учеб. пособие.

11. СПб.: Балтийская Педагогическая академия, 1998. 148 с.

12. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 416 с.

13. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. - 224 с.14.Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.

14. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. Образование личности в контексте разных культур как фактор социальной эволюции // Развитие личности. 1999.- №1.- С. 21-39.

15. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Союз, 2002. - 271 с.

16. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб., 2002. - 44 с.

17. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе -СПб.: Речь, 2002.-251 с.

18. Бардиер Г.Л. Психол. сопровождение естеств. развития мален. детей / Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередникова. 2-е изд. - СПб.: Фирма "Стройлес-печать", - 1996. - 90 с. - (Практическая детская психология).

19. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975. - 432 с.

20. Башмаков М. Информационная среда обучения / М.Башмаков, С.Позднякова, Н.Резник. СПб.: Свет, 1997. - 400 с.

21. Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. -М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. 238 с.

22. Белик A.A. Культура и личность. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. -241с.

23. Бережнова JI.H. Предупреждение депривации в образовательномпроцессе: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. -240 с.

24. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер.с англ.; Общ. ред. и вступ. ст. ВЛ.Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

25. Бессонова Е.А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя:: Автореф. дис..канд. психол. наук / Хабаров.гос.пед. ун-т. Иркутск: Листок, 2000. -17 с.

26. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога) М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

27. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Совершенство, 1998. 298 с.

28. Битянова М.Р. Профессиональные задачи психолога в системе учебных отношений и целей // Школьный психолог. 2000. - № 44. -С. 90-91.

29. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 695 с.

30. Богоявленский Д.Н. Вопросы педагогической психологии на дореволюционных съездах в России // Вопросы психологии. 1977. -№5.-С. 150-157.

31. Бодстев A.A. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.-124 с.

32. Бодалев A.A. Психология общения: Избр.психол. тр. 2-е изд. -М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.

33. Бойко В. В. Синдром «Эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Соц.-психолог. центр, 1999. - 383 с.

34. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамикал Упражнения. Игры. СПб.: Соц.-психол.центр, 1996. - 379 с.

35. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. - № 3. - С. 37-43.

36. Бордовская H.В. О характере взаимовлияния образования и культуры // Вестн. Сев.-Зап. отд-ния РАО: Образование и культура Северо-запада России. СПб., 2000. - Выпуск 5: Культура. Образование. Искусство. - С. 32-42.

37. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Метод.пособие. Псков, 1997. - 68 с.

38. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - 304 с.

39. Бурдье П. Начала: Choses dites / Пер. с фр. Н.А.Шматко. М.: Sosio-Loqos, 1994. - 288 с.

40. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2003. - 508 с.

41. Валицкая А.П. Образование в России. Стратегия выбора: Монография СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. - 128 с.

42. Васильева C.B. Предупреждение отчуждающего взаимодействия в образовательном процессе // От обучения учащихся к выполнению Миссии школы: (Пособие для учителя) / Под ред. Л.Н.Бережновой, Л.Б.Лаптевой. -СПб.: НИИ Химии СПбГУ. 2002. - 244 с.

43. Вачков И. В. Введение в тренинговые технологии // Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. М.: Ось-89, 1998. - С. 66-78.

44. Вачков КВ. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001. - 144 с.

45. Введение в этническую психологию: Учеб. пособие / Под ред. Ю.П.Платонова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - 200 с.

46. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос. ун-та, 2002. -316 с.

47. Весна Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок. // Мир психологии. 2001. - №2. -С. 154-165.

48. Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход: Автор, дис.. д-ра пед. наук / Ин-т образования взрослых РАО. СПб., 1997. - 65 с.

49. Вундт В. Проблемы психологии народов: Пер. СПб.: Питер, 2001.-159 с.

50. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. / АПН СССР; М.: Педагогика, 1983. - Т.2. - 369с.

51. Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. А.М.Ма-тюшкина. М.: Педагогика, 1983. - Т.З: Проблемы развития психики. -368 с.

52. Выготский JI.C. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г.Ярошевского М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512 с.

53. Газман О.С., Вейсс P.M., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. -112 с.

54. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Субъективный дух (Антропология). М., 1973. - 578 с.

55. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб.пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

56. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / Пер. и прим. А.В.Михайлова. М.: Наука, 1977. - 730 с.

57. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с англ. Т.М.Сокольской; Общ. ред. и вступ. ст. А.Д.Логвиненко. -М.: Прогресс 1988. 461 с.

58. Глуханюк Н.С. Психология профессионального педагога. -Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. проф.-пед. ун-та, 2000. 219 с.

59. Государственные образовательные стандарты высшего профессии-онального образования (540000 Педагогические науки) / УМО по напр. Пед. Образования; Под руководством Г.А.Бордовского. - СПб.: Изд-во

60. РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. 441 с.

61. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Метод, пособие для педагогов-психологов / Т.Г.Григорьева, Л.В.Линская, Т.П.Усольцева. -2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 173 с.

62. Груздева Н.В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. - С. 30-34.

63. Гуманитарная культура учителя: Сб. ст. / Сост. Н.И.Элиасберг; Под ред. В.Г.Воронцовой; СПб., СПбГУМП. 2002. - 104 с.

64. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. -М.: Аспект-пресс, 1994. 314 с.

65. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: Знание, 1991. - 76 с.

66. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников: (Теория. История, Практика): Учеб. пособие / РГГГУ им.А.И.Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. - 157 с.

67. Деркач А.А. Акмеология: Учеб. Пособие /А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

68. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб.науч.тр./ АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии; Редкол.: И.В.Дубровина (отв. ред.) и др.. М., 1987. - 178 с.

69. Дворецкая М.Я. Интегральная антропология: Учебное пособие. -СПб.: Институт практической психологии, 2003. 613 с.

70. Донцов А.И. К вопросу о механизмах формирования личности //Психологические исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - Вып.5. -С. 31-41.

71. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 168 с.

72. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Автореф. дис.. д-ра психол.наук. / ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 38 с.

73. Еремеев Б. А. Об исходных элементах методологической культуры практических психологов // Психология в школе: практический психолог -профессия нового века: Материалы VI ежегод. Всерос. науч-практ. конф. -СПб., 2001.-С. 304-305.

74. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по спец. «Организационная психология». М.: Флинта: МПСИ, 2000. - 648 с.

75. Зимняя И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта /Б.Н.Бондаренко, Т.А.Кравченко, Н.А.Морозова/; Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. М., 1999. - 67 с.

76. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. для студентов вузов. -2-е изд., доп., испр. и перераб. -М.: Логос, 1999. 383 с.

77. Зинченко В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунов. М.: Тривола, 1994. - 301 с.

78. Зимичев A.M. Психология политической борьбы. СПб.: Санта, 1993.-160 с.

79. Зимичев A.M. Психология профессиональной подготовки /Г.С.Ники-форов, А.М.Зимичев, С.И.Макшанов, С.Т.Джанерьян. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. - 172 с.

80. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 142 с.

81. Иванова СЛ. Современное образование и психологическая культура педагога / Псков, гос. пед. ин-т им. С.М.Кирова, Псков.отд-ние Рос. психол. об-ва.- Псков, 1999. 563 с.

82. Иванова С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности / Псков, гос.пед. ин-т им. С.М.Кирова, Псков, регион, отд-ние Рос. психол. об-ва. Псков, 2002. - 331 с.

83. Ивин A.A. Ценности и понимание. // Вопросы философии. 1987. -№8. -С.31-43.

84. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -512 с.8в.Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 288 с.

85. Ю.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. - 752 с.

86. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие. М.: Academia, 2002. -208 с.

87. Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования. -М.; Белгород, 2002. 235 с.

88. Кан-Калик В.А. Учитель о педагогическом общении. М., 1987. -52 с.

89. Кавтарадзе Д.Н. Учебная игра как адаптивная среда. // Тезисы 1-ой Росс. конф. по экологической психологии. М., 1996. - С.72-73.

90. Казакова Е.И Сопровождение развития новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской конф. - СПб., 2001.-С. 9-15.

91. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха: Кн.для учителей и родителей / Е.И.Казакова, А.П.Тряпицына. СПб.: Петербург-XXI: ЗАО «Пресс-Атташе» 1997. - 160 с.

92. Калин В.К Волевая регуляция деятельности: Автореф. дис.. д-рапсихол. наук. / Симферопольский гос. ун-т им. М.В.Фрунзе. Тбилиси, 1989. -37 с.

93. Камерон Ким С. Диагностика и изменение организационной культуры / Ким С. Камерон, Роберт Э.Куинн; Пер. с англ. А.Токарев.-СПб.: Питер, 2001.-310 с.

94. Кант И. Сочинения: В 6 Т. /АН СССР, Ин-т философии.- М.: Мысль, 1964.-Т. 2.-510 с.

95. Кант И. Сочинения: В 6 Т./АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1964.-Т. 3.-799 с.

96. Кант И. Сочинения: В 6 Т./ Ан СССР, Ин-т философий^ М.: Мысль, 1996.-Т. 6.-743 с.

97. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999.-471 с.101.Кант И. Трактаты и письма / АН СССР, Ин-т философии; Пер.с нем. Н.Вальденберга, Т.Васильевой, А.Гулыги и др. М.: Наука, 1980. -709 с.

98. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 336 с.

99. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов. М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. - 349 с.

100. Климов Е.А. Психология профессионала. -М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.

101. Ковалев А.Г. Психология личности. JL: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1963. - 264 с.

102. Ковалев А.Г. Мясищев В.Н. Психология личности и социальная практика //Вопросы психологии. -1963.- №6.- С. 23-34.

103. Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда //Вопросы психологии. -1993. -№1.-С. 13-23.

104. Козырева Е.А. Нет причин для пробуксировки // Школьныйпсихолог. 2000. -№10.

105. Колеченко А. К. Психологическое обеспечение педагогических технологий учебного процесса в школе. СПб.: СПбГУПМ, 1997. - 370 с.

106. Колмогорова JJ.C. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся: Автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 2001. - 45 с.

107. Колмогорова JJ.C. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. Барнаул, 1999. - 256 с.

108. Колмогорова JJ.C. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. психологов. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2002. -360 с.

109. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования // Педагог: наука, технология, практика. Барнаул, 1997.

110. Колмогорова Л. С. Особенности становления психологической культуры младших школьников / Л.С.Колмогорова, О.Г.Холодкова // Вопро-сы психологии. 2001. - № 1. - С. 47-56.

111. Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост.: В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М., 1988. - С. 11-136.

112. Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее // Психологическая наука и образование. 1999. - № 3-4. - С. 80-91.

113. Костарева C.B. Психолого-педагогическое сопровождение детей при переходе в 3 и 5 класс / С.В.Костарева, С.В.Щепина // Психология в школе: практический психолог профессия нового века: Материалы VI Всерос. конф. -СПб., 2001.-С. 113-115.

114. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. -М.: Когито-Центр, 1997. 431 с.

115. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Кн.для учителя / Пер. с чеш. Д.М.Прошутиной, Т.Н.Осадченко. -М.: Просвещение, 1991.189 с.

116. Кузьмина H.B. Профессионализм преподавательской деятельности / Н.В.Кузьмина, А.А.Реан; Междунар. акад. акмеол. наук и др. СПб.; Рыбинск: Науч.-исслед. центр развития творчества молодежи, 1993. - 54 с.

117. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина). Предмет акмеологии. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.

118. Кузьмичева И.А. Опыт обучения основам психологических знаний в младших классах общеобразовательной школы США и Канады / И.А.Кузьмичева, В.Е Царев // Вопросы психологии. 1988. - №6. -С. 134-141.

119. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учеб. для вузов /

120. B.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Поголыпа. СПб.: Питер, 2002. -544 с.

121. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функция, взаимоотношение. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб.: СПбГУ, 1995. - Вып.1, ч.1. - С. 48-61.

122. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре // Психологический журнал. 2001.- Т.22, №3.1. C. 26-36.

123. Лебедева В.П. Психо дидактические аспекты развивающего образования / В.П.Лебедева, В.А.Орлов, В.И.Панов // Педагогика.1996.- №6.-С. 25-30.

124. Лебон Г. Психология народов и масс: Пер. СПб.: Макет, 1995. -311 с. - (Памятники здравой мысли)

125. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

126. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под ред. М.П.Ивановой. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭКС», 1998. - 416 с.

127. Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 М.: МГПИ, 2001. -467 с.

128. Лихачев Д. С. Земля родная: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1983.-256 с.

129. ЛомовБ.Ф. Системность в психологии: Избр. психол. тр. -М.: Изд-во Психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК»,2003. 423 с.

130. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 1999. - 349 с.

131. Лосский. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер рус-ского народа. -М.: Политиздат, 1991. 368 с.

132. Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт (о понимании человека). Псков, 1997. - 112 с.

133. Лукьянова М.И. Противоречия практики взаимодействия школьного психолога с педагогами: анализ результатов исследования // Психоло-гическая наука и образование. 1999. - № 2. - С. 56-63.

134. Лукьянова М.И. Взаимодействие школьного психолога с учителями основа развития их компетентности. // Психологическая наука и образование. - 1999. - № 3-4 - С. 23-29.

135. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. - 125 с.

136. Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп.1. СПб.: Питер, 2001. 752 с.

137. Макаренко A.C. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988.-301 с.

138. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн.для учителя. М.: росвещение, 1993. - 190 с.

139. Марковская КМ. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -СПб.: Речь, 2000.-150 с.

140. Маслоу А. Мотивация и личность:Пер.с англ.. 3-е изд. - СПб., 2001.-351 с.

141. Маслоу А. Психология бытия: Пер. с англ. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997.-304 с.

142. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.-424 с.

143. Мацумото Д. Психология и культура: Соврем, исслед.: Пер.с англ. [3-е междунар. изд..- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 414 с.

144. Митина JI.M. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция / Л.М.Митина, Е.С.Асмаковец. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинт, 2001. - 192 с.

145. Михайлова H.H. Педагогика поддержки: Учеб.-метод. пособие для высших пед. учеб. Заведений / Н.Н.Михайлов, С.М.Юсфин. М.: МИРОС,2002.-208 с.

146. Мотков О.И. Психологическая культура личности // Школьный психолог.- 1999.-№15.-С. 8-9.

147. Мотков О.И. Психология самосознания личности: Изуч. особенностей личности, творч. потенциала и процессов внимания, памяти и мышления детей и взрослых: Практ. пособие / Рос. акад. образования, Ин-т развития личности и др. М., 1993. - 96 с.

148. Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. Учеб. пособие. М.: Пед. об-во России, 2001. - 321 с.

149. Мухаметзянова Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: Дис.. канд. пед. наук.: 13.00.01. -Казань, 1995.-207 с.

150. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960.-С. 110-125.

151. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А.Регуш. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена: Союз, 2001. - 191 с.

152. Образование в условиях формирования нового типа культуры: Материалы круглого стола, 7 окт.2002 г. СПб. 2002. - 72 с.

153. Образовательные результаты / Под ред. О.Е.Лебедева. СПб.: Спец. Лит., 1999.-135 с.

154. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студентов вузов. М.:Academia 2002. - 270 с.

155. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой: Практ. руководство.

156. М, Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. 246 с.

157. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практ. руководство. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. - 338 с.

158. Панов В.И. Введение в экопсихологию. М.: МНЭПУ, 2001. -4.1.-143 с.

159. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. 1982. - №5. -С. 139-141.

160. П\.Панферов В.Н. Психология человека: Учеб. пособие.- 2-е изд. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 253 с.

161. Панферов В.Н. Практическая психология профессия XXI века: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. - 40 с.

162. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения / АН СССР, Ин-т с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: