Семинар 3. Особенности психических процессов (2 часов).




Лекция 1. Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника как науки. (2 ч.)

План:

  1. Предмет, задачи олигофренопсихологии.
  2. Методы психологии лиц с умственной отсталостью.
  3. Историяизучения умственно отсталых детей.
  4. Теоретические положения и принципы дошкольной олигофренопсихологии. Связь с другими науками. Общие проблемы. Определение понятия. Зона ближайшего развития. Структура дефекта.
  5. Причины нарушений интеллектуального развития. Эндогенные, врожденные, приобретенные причины.
  6. Классификации умственной отсталости. Классификации по степени тяжести дефекта. Морфологические классификации. Классификации на основе психологических и клинических признаков. Этиологические классификации. Этиопатогенетические классификации. Классификации для социального и педагогического прогноза. Клинико-физиологические классификации. МКБ – 10.

Семинар 1. Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника как науки. (2 ч.)

Вопросы для изучения:

1. История изучения умственной отсталости.

2. Зона ближайшего развития.

3. Структура дефекта.

4. Причины возникновения умственной отсталости.

5. Классификация интеллектуальных нарушений.

Задание для самостоятельной работы:

Подготовить сводную таблицу классификаций умственной отсталости.

Литература:

1. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.

2. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6т. – М., 1982-1985. – Т.5

3. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. М., 1995.

4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - С-Пб., 2003.

5. Клинико-генетические исследования олигофрении/ Под ред. М.С.Певзнер, М., 1972.

6. Специальная детская психология./ Под ред. Лубовского В.И. – М., 2003.

Лекция 2. Раннее развитие умственно отсталого ребенка. Особенности возникновения и развития ориентировочно-исследовательской деятельности у детей с ранним органическим поражением нервной системы (ЦНС).(2ч.)

План:

  1. Особенности развития детей с умственной отсталостью (младенчество, ранний возраст).
  2. Овладение ходьбой, моторное и физическое развитие. Неравномерность психомоторного развития. Сенсорная сфера.
  3. Предметные действия, игровая деятельность. Неадекватные действия.
  4. Развитие речи, общения, коммуникации. Поведение, самообслуживание.

Семинар 2. Раннее развитие умственно отсталого ребенка. (2 ч.)

Вопросы для изучения:

1. Особенности ориентировочных действий умственно отсталого ребенка на раннем этапе развития.

2. Формирование моторики, физического развития.

3. Формирование предметной и игровой деятельности.

4. Поведение и самообслуживание детей с интеллектуальными нарушениями.

5. Недоразвитие познавательного интереса, речи и общения со взрослыми.

6. Особенности формирования сенсорной сферы в раннем возрасте.

Литература:

1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - С-Пб., 2003.

2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1988.

3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.

4. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.

5. Специальная детская психология./ Под ред. Лубовского В.И. – М., 2003.

Задание для самостоятельной работы:

1. Подготовить конспект статей по заданной теме.

2. Защита рефератов по соответствующей тематике (см. в разделе «Методические материалы»).

3. Сделать аналитический обзор публикаций журнала «Дефектология» за период 2010-2012г.г. по проблематике семинара, в соответствии с выбранной темой реферата.

 

Модуль 2. Особенности психических процессов (18часов)

Лекция 3. Особенности психических процессов: внимания, восприятия и представлений, памяти.(2ч.)

План:

  1. Особенности внимания при разных степенях умственной отсталости: легкой степени (дебильность), умеренной и тяжелой (имбецильность), глубокой (идиотия).
  2. Нарушения процессов ощущения и восприятия при различных степенях умственной отсталости.
  3. Характеристика нарушений памяти в зависимости от выраженности интеллектуальных нарушений.

Семинар 3. Особенности психических процессов (2 часов).

Вопросы для изучения:

1. Особенности психических процессов при разных степенях интеллектуального нарушения.

2. Характеристика внимания детей с нарушением интеллекта.

3. Особенности памяти.

4. Нарушения восприятия.

5. Особенности ощущения и представлений умственно отсталого ребенка.

Задание для самостоятельной работы

    1. Подготовить конспект статей по заданной теме.
    2. Защита рефератов по соответствующей тематике (см. в разделе «Методические материалы»).
    3. Сделать аналитический обзор публикаций журнала «Дефектология» за период 2010-2012г.г. по проблематике семинара, в соответствии с выбранной темой реферата.

Литература:

1. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. – Челябинск, 1999.

2. Баскакова И.Л. Внимание школьников – олигофренов. – М., 1982.

3. Психология умственно отсталого школьника: В 3ч./ Под ред. В.Г. Петровой. – Красноярск, 1994 – 1995.

4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1988.

5. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.

6. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.

7. Основы специальной психологии./ Под ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2003.

8. Катаева А.А,, Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998.

9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. Пособ. – М., 2002

10. Лубовский В.И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. - 1971. - №6.

11. Головина Т.Н. Нарушение цветоразличения у умственно отсталых школьников. – Специальная школа. – М., 1968, вып. 4.

12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: