Город построили за три года. В 1960 году состоялось торжественное открытие новой столицы Бразилии.




Бразилиа. Город-утопия.

Один из самых масштабных из реализованных идеальных проектов городов — это столица Бразилии.

Идея закладки новой столицы родилась задолго до появления Бразилиа, и только лишь в середине двадцатого века её суждено было воплотиться в жизнь. Перенос столицы в новый город и собственно его строительство, начал Джуселино Кубичек, боровшийся в то время за президентское кресло и решивший таким образом вести свою предвыборную кампанию. Заняв президентское кресло, он занялся строительством.

Выбранное место было пустым плато, свободным от трущоб, а так же барочной и классической архитектуры. Это должно было знаменовать пафос развития и подъема не освоенных еще территорий страны. Проектирование и строительство Бразилиа были проникнуты духом национальной гордости.

Город был построен в результате стремления создать новую идеальную столицу. Бразилиа — город мечты. Это национальная мечта о городе, в котором вместо хаоса и беспредела будет царить порядок. Для бразильцев он стал попыткой разрешить целый ряд социальных проблем и вдобавок продвинуться в освоении удаленных от берега территорий.

Создатели стремились построить город, в котором не было бы типичных для других бразильских городов проблем: загрязнения окружающей среды, невероятной плотности населения и неудобной скученности построек, пробок и плодящихся вокруг богатых центров неуправляемых районов нищеты — фавел. Перенос столицы воспринимался в символическом духе — новое место напоминало чистый лист, с которого историю можно попробовать начать сначала, не повторяя прошлых ошибок.

Город построили за три года. В 1960 году состоялось торжественное открытие новой столицы Бразилии.

Идеологом планировки стал выдающийся бразильский архитектор Оскар Нимейер — друг президента был у себя на родине сторонником наиболее авангардных идей современной архитектуры и принципиальным коммунистом. Он строил идеальный город, жилое пространство, которое было призвано сделать жизнь не только удобной, но и счастливой. Город задумывался как социальная утопия, где министры и рабочие будут жить в одинаковых квартирах в одинаковых шестиэтажных домах, ходить в одни и те же церкви и магазины.

Генеральный план города спроектировал » ученик Ле Корбюзье Лусио Коста, а архитектором всех административно-общественных зданий был Оскар Нимейер.

 

 


Генеральный план города Бразилиа. 1957 г. 1. Площадь Трех властей. 2, Министерства. 3. Собор. 4. Административные здания, банки и конторы, торговый центр. 5. Жилые кварталы. 6. Зона отдыха и развлечений. 7. Спортивные сооружения. 8. Железнодорожный вокзал. 9. Кладбище. 10. Аэропорт. 11. Дворец президента. 12. Лесопарк.

Бразилиа — воплощение рационального планирования. Столица спроектирована «с нуля».

План города (принят в 1957 г.), разработан Л. Коста. Изначально Лусио Коста ассоциировал форму города с крестом, символизирующим владение. Но в народе родились другие варианты определения формы новой столицы. Кто-то увидел в плане птицу с распростертыми крыльями, кто-то стрелу, пущенную в будущее. Прижился третий вариант — самолет.

Сильной стороной плана является четкое разделение территорий. Чтобы не противопоставлять традиционно более богатый центр бедной периферии, город вообще лишен центра. Вместо этого в нем введено зонирование.

«Крылья» отведены под жилые зоны, а на перпендикулярной к ним оси, на площадях, расположены общественные и правительственные здания.

Вдоль «фюзеляжа» (6 км) прочерчен проспект «Монументальная ось», часть которого — Эспланада министерств с 17 зданиями этих учреждений; на месте кабины пилота находится Площадь трех властей с лучшими постройками Оскара Нимейера — зданиями Национального конгресса и Верховного суда и президентским дворцом.

Кроме жилой зоны и зоны правительственных зданий, в городе выделены: зона развлечений и отдыха, торговые центры (у пересечения главных осей плана в центре города), спортивная зона.

Строительные площадки города Бразилиа стали своеобразным полигоном, на котором талантливейшие зодчие страны произвели смелые испытания своих градостроительных и архитектурных идей.

Выразительность этой застройки достигнута контрастом необычных по формам (купольные, пирамидальные, чашеобразные объёмы, стреловидные колонны) сооружений правительственного центра и подчёркнуто строгих геометрических форм жилых комплексов.

Оскар Нимейер

На долю О. Нимейера выпало создание главных правительственных и общественных зданий.

По его проекту сооружаются 12 зданий министерств по сторонам эспланады, ведущей от центра к треугольной площади Трех властей.

 

На стыке эспланады и площади возведено здание Национального конгресса. Над его основным объемом, покрытым плоской кровлей с нависающими карнизами, поднимается купол Палаты депутатов, чашеобразный зал Сената и высятся два парных небоскреба Секретариата. Композиция здания асимметрична. Она построена по принципу взаимно уравновешенных объемов. Формообразование этого комплекса сложно и необычно.

Площадь Трех Властей в процессе строительства, конец 1950г

 

Наиболее экстравагантный чашеобразный зал заседаний Сената, сужающийся книзу, имеет строго функциональное обоснование — его объем выражает классическую форму амфитеатра.

 

Четкие геометрические очертания придал Нимейер также Дворцу правительства и Дворцу правосудия, расположенным по двум другим углам треугольной площади Трех властей. Их отличает простота и легкость остекленных объемов. Здания окружены своеобразным периптером из изящных стреловидных опор, на которых держится далеко вынесенная кровля. Выразительность этих сравнительно небольших зданий в ансамбле города была достигнута благодаря мастерскому сочетанию пространства эспланады и площади с объемами построек (все три здания сооружены в 1960 г.).

Те же черты легкости, строгой простоты и пластического изящества отличают и архитектуру Дворца президента («Дворец зари», 1958), расположенного за площадью Трех властей на берегу озера.

Одновременно Нимейер строит в городе и претенциозные здание собора с венцом железобетонных ребер вокруг, имеющих вид языков пламени, и часовню Дворца президента.

Кафедральный собор Оскара Нимейера в Бразилиа поддерживают 16 колонн весом по 90 тонн. Это лишь малая часть здания: многие его помещения находятся под землей.

Вид храма сверху напоминает цветок. Витражное стекло создает в центре собора мистическую игру света, так что входящие будто бы проходят символический путь к Богу, постепенно выходя из тьмы холла к свету.

Архитектуру Нимейера отличает пластичность, выразительность и теплота. Он одним из первых увидел и реализовал художественные возможности монолитного железобетона. Несмотря на остроту и необычность, проекты Нимейера детально разработаны, функционально и конструктивно обоснованы, зачастую сообщая функции. Каждое здание, придуманное Нимейером, ошеломляет непривычными контурами, дерзкими линиями, неожиданными формами.

Нимейер постоянно стремится к обогащению архитектурной формы — к пластике и контрастным сопоставлениям объёмов, к динамичности членений, к разработке фактуры поверхностей, к введению цвета, а также к включению в архитектурную композицию произведений смежных искусств.

 

Благодаря своей модернистской архитектуре Бразилиа в 1987 году получила престижный статус «объект Всемирного наследия для региона Латинской Америки и Карибского бассейна под номером 445». Некоторые из причин, почему город был удостоен титула: «исключительное художественное достижение, создание гения человека, представляющее в масштабах города живое выражение принципов и идеалов, выдвинутых Модернистским движением, и эффективно воплощенное в тропиках посредством городского и архитектурного планирования Лусио Коста и Оскара Нимейера».

Цельность и масштаб этого архитектурного произведения делает его беспримерным образцом как градостроительства 20 века, так и национального варианта стиля, вызвавшего как попытки имитации, так и отторжение по всему миру. А еще Бразилиа можно рассматривать как поучительный пример взаимодействия рационального замысла его создателей и стихийного, органического влияния населяющей его человеческой общности — взаимодействия с весьма неоднозначными результатами.

 

Если мы посмотрим на традиционные города, то увидим разные типы объектов, разбросанных по всей территории — пространства с различными функциями разнообразно чередуются. Бразилиа, напротив, построена на основе всего двух компонентов: монументальной оси (с востока на запад) и жилой оси (с севера на юг), образующих вместе крест.

Однако эти огромные пространства не созданы для прогулок — скорее для быстрого пересечения в автомобиле. Масштаб города не рассчитан на пешеходов, и без автомобиля там обойтись сложно, несмотря на достаточно эффективную систему общественного транспорта. Там плохо развита сфера услуг и инфраструктура. Чувство, которое испытывают большинство людей в Бразилии, можно описать так: «город в масштабе, не предназначенном для человека».

Оценивая достоинства и отрицательные качества города Бразилиа, отмечая чисто формальное архитектурное решение некоторых его зданий и рациональную архитектуру жилых построек, мы в конечном счете приходим к проблеме социально-исторической природы этого смелого опыта бразильского градостроительства.

Утопический идеал был создан без учета эволюции. Что происходит, когда население растет, а жизненные пространства переполняются? Город, предназначенный для 500 000 человек, вырос до более 2,5 миллионов — жилые комплексы, спроектированные внутри Бразилиа, теперь доступны только для богатых. Бедных вытолкнули в города-спутники и трущобы. Именно там живет большинство бразилианцев: всего их 2,6 млн., а жилые кварталы Косты были рассчитаны на 600 тысяч человек. Первые трущобы — и первые бедняки города-утопии — появились еще до 1960: на гигантское строительство съехалось огромное количество рабочих со всей страны, в первую очередь — с нищего северо-востока; в столице они смогли найти заработок, и вскоре к ним перебрались их семьи. Несмотря на то, что в городе планировалось создать равные условия для всех, из-за разницы в доходах население разделилось и поселилось в разных городах.

 

Но несмотря на минусы, этот уникальный город был и остается памятником социальному оптимизму и уверенности в собственных силах «классического модернизма».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: