Раздел 2. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Тема 6. Управление системой образования

Принципы управления системой образования.Цели и задачи управления системой образования. Федеральные, региональные
и муниципальные органы управления образованием.

Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования.Деятельность органов государственной власти субъекта
РФ в сфере образования. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования.

Управление образовательнойорганизацией: сущность, особенности, система, правовые основы. Правовое регулирование отношений между образовательным учреждением и федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Правовое регулирование отношений между органом управления образованием субъекта РФ и местным органом управления.Правовые отношения между федерацией и субъектами РФ по вопросам образования.

Принятие и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных
на развитие системы образования. Мониторинг в системе образования.Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу.

Информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

 

Тема 7. Государственная регламентация образовательной деятельности

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование и контроль в сфере образования.

Лицензирование образовательной деятельности. Порядок выдачи лицензии на право ведения образовательной деятельности. Требования
к лицензии на право ведения образовательной деятельности. Переоформление лицензии. Лицензионные требования и условия, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности. Особенности лицензирования образовательной деятельности некоторых видов образовательных организаций.

Государственная аккредитация образовательной организации. Цель
и порядок проведения государственной аккредитации образовательной организации. Квалификационные требования к экспертам, требования
к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов
и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов
и экспертных организаций). Приостановление действия государственной аккредитации и лишение государственной аккредитации.Положение
о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования. Федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования. Понятие, формы и органы государственного контроля и надзора за деятельностью образовательных организаций. Порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью образовательных организаций. Органы государственного контроля качества образования: цели и задачи.Порядок осуществления государственного контроля качества образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты: понятие, структура. Субъекты и порядок разработки государственных образовательных стандартов. Функции государственных образовательных стандартов.

 

Тема 8. Правовая регламентация организации образовательной деятельности

Основная образовательная программа: понятие, форма, требования
к содержанию и структуре, нормативно-правовое обеспечение. Примерная основная образовательная программа. Учебный план и индивидуальный учебный план: понятие, формы, требования к содержанию. Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы. Образовательные программы: понятие, правовая природа, значение, содержание, структура. Виды образовательных программ. Общие требования к содержанию образования. Формы получения образования.

Устав, правила внутреннего распорядка и расписание занятий образовательного учреждения.Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой.

Цели и правовая основа сетевой формы реализации образовательных программ. Требования к договору о сетевой форме реализации образовательных программ.

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Печатные
и электронные образовательные и информационные ресурсы. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования.

Образовательные инновации: понятие, сущность, значение, виды. Правовое регулирование экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности.

Тема 9. Правовая регламентация обеспечения образовательной деятельности

Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. Независимая оценка качества образования. Правовые аспекты управления качеством образования
в образовательной организации.

Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Информационная открытость системы образования. Информационные системы в системе образования. Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы, региональных информационных систем. Правовое обеспечение защиты персональных данных участников образовательной деятельности.

 

Тема 10. Гарантии социальной поддержки и стимулирования обучающихся, педагогических и иных работников образовательных организаций

Понятие социальной поддержки и стимулирования и правовые аспекты их осуществления. Основные категории обучающихся, нуждающихся
в социальной защите. Виды и особенности оказания социальной помощи обучающимся. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Стипендии и другие денежные выплаты. Организация питания обучающихся. Обеспечение вещевым имуществом (обмундированием). Предоставление жилых помещений в общежитиях. Транспортное обеспечение. Охрана здоровья обучающихся. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Адаптированная образовательная программа. Индивидуальная программа реабилитации.

Организация получения образования иностранными гражданами
и лицами без гражданства в российских образовательных организациях.

Организация предоставления образования лицам, осужденным
к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым
и обвиняемым, содержащимся под стражей.

Правовой статус педагогического работника. Особенности социальной защиты педагогических работников. Социальная защита отдельных работников образовательных организаций.

 

Тема 11. Правовые споры участников образовательных отношений

Правонарушение в сфере образования (образовательный деликт): понятие, признаки. Классификация деликтов в сфере образования.

Причины и условия правонарушений в образовательной сфере. Пути предупреждения образовательных деликтов.

Юридическая ответственность в образовательной области: содержание, виды, меры. Основания юридической ответственности в области образования. Состав правонарушения в сфере образования. Соотношение понятий «юридическая ответственность» и «академическая ответственность» в сфере образования.

Реализация и виды юридической ответственности в сфере образования: порядок, субъекты, критерии и факторы эффективности.Административно-правовая ответственность в системе образования.

 


Раздел 3. особенности Правового регулирования правоотношений иных отраслей в сфере образования

 

Тема12.Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования

Содержание и особенности трудовых отношений в сфере образования. Возникновение, изменение и прекращение трудовых отношений
в образовательной сфере. Виды трудовых отношений в сфере образования.

Содержание и особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования. Источники правового регулирования трудовых отношений в сфере образования.Объект трудовых правоотношений. Субъекты трудовых правоотношений.

Трудовой договор в сфере образования: содержание, особенности, виды, порядок заключения, изменения, расторжения. Рабочее время и время отдыха работников образовательной сферы. Аттестация педагогических работников. Трудовые споры в сфере образования и их разрешение.

Дисциплинарная и материальная ответственность в системе образования.

 

Тема 13.Особенности правового регулирования экономической деятельности и финансового обеспечения в сфере образования

Имущественные отношения в сфере образования. Образовательное учреждение как юридическое лицо. Право собственности и другие вещные права образовательного учреждения. Право образовательного учреждения
по распоряжению имуществом. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.

Финансирование образовательной деятельности. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Государственное и муниципальное задание. Бюджетное субсидирование образовательных организаций.Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Иные источники финансирования образовательных организаций.Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц.

 

Тема 14.Особенности правового регулирования гражданских отношений в сфере образования

Защита гражданских прав несовершеннолетних учащихся
как участников образовательного процесса. Образовательные услуги: понятие, содержание, виды.Образовательное кредитование.

Служебная и коммерческая тайна в образовательном учреждении. Авторское право и право интеллектуальной собственности в образовательной деятельности. Патентное право в деятельности образовательных учреждений.

Защита личных неимущественных прав несовершеннолетних участников образовательной деятельности. Защита чести, достоинства
и деловой репутации участников образовательного процесса.

Раздел 4. Правовое регулирование общего, профессионального и дополнительного образования

Тема 15. Правовое регулирование дошкольного образования

Дошкольное образование: общая характеристика. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Дошкольные образовательные программы.

Формы получения дошкольного образования. Общие требования
к содержанию дошкольного образования. Общие требования к организации и осуществлению образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

Правовой статус ребенка. Правовой статус образовательнойорганизации. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Правовое положение родителей (законных представителей)
в образовательных отношениях.

Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

 

Тема 16. Правовое регулирование начального общего, основного общего и среднего общего образования

Понятие, значение и задачи общего образования. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Формы получения общего образования. Положение о получении общего образования в форме экстерната и получении образования в семье.

Общие требования к организации образовательного процесса. Время обучения и время отдыха. Условия общего образования. Дисциплина образовательного процесса.

Правовой статус обучающихся по общеобразовательным программам. Правовой статус родителей (законных представителей) обучающихся
по общеобразовательным программам. Правовой статус педагогических работников.

Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического
и религиозного образования.

Особенности реализации основных общеобразовательных программ
в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации.

 

Тема17. Правовое регулирование профессионального образования

Понятие, значение и задачи среднего профессионального образования (СПО). Федеральные государственные образовательные стандарты
СПО. Образовательные программы СПО. Виды организаций СПО. Формы получения СПО. Общие требования к организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса. Время обучения и время отдыха. Дисциплина образовательного процесса. Условия образования. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Правовой статус студентов, педагогов (преподавателей) и работников образовательной организации СПО.

Понятие, значение и задачи высшего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные стандарты
в системе высшего образования. Образовательные программы высшего образования. Уровни и направления подготовки высшего образования. Формы получения высшего образования. Экстернат.

Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение
по программам бакалавриата и программам специалитета. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

Правовой статус студента высшего учебного заведения. Правовой статус профессорско-преподавательского состава вуза. Общие требования
к организации образовательного процесса. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). Организация образовательного процесса. Время обучения и время отдыха. Теоретическое обучение и практика студентов. Аттестация обучающихся: промежуточная, семестровая, годичная, итоговая. Курсовые работы, контрольные работы. Экзамены, зачеты. Государственная аттестация.

Понятие, значение и задачи реализации программ магистратуры. Понятие и цели подготовки кадров высшей квалификации. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании.

Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности
и правопорядка.

 

Тема 18. Правовое регулирование профессионального обучения дополнительного образования

Понятие, значение и задачи профессионального обучения. Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения. Типовые программы профессионального обучения. Квалификационный экзамен.

Понятие, значение и задачи дополнительного образования. Дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы. Дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного образования.

Дополнительное образование детей и взрослых. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ.

Дополнительное профессиональное образование. Содержание
и порядок разработки дополнительной профессиональной программы. Формы реализации дополнительных профессиональных программ.

Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе,
в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: