ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) КРЕДИТ И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫ(МУНИЦИПАЛЬНЫМ) ДОЛГОМ
8.1. Сущность государственного(муниципального) кредита и его классификация
8.2.БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ
8.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ДОЛГ
8.4. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) ДОЛГОМ.
Сущность государственного (муниципального) кредита- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения публичных финансовых ресурсов в кредитной форме,. образование и использование на этой основе доходов участников кредитных отношений (органов публичной власти, юридических и физических лиц) в результате приведения в действие кредитных механизмов и инструментов.
Источниками публичных финансовых ресурсов, которые совершают движение в кредитной форме, являются:
■ бюджетные средства, аккумулируемые в бюджетной системе страны;
■ средства юридических и физических лиц, включая иностранных, аккумулируемые органами публичной власти через механизм государственных (муниципальных) займов;
■ средства иностранных государств;
■ средства международных финансовых, в том числе кредитных организаций.
О рганы публичной власти участвуют в кредитном процессе:
-как кредиторы и они предоставляют бюджетные кредиты
-как заемщики и они получают государственные (муниципальные) заимствования
Бюджетные кредиты — это денежные средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основе бюджетом одного уровня бюджетной системы страны бюджету другого уровня, а также негосударственному юридическому лицу, иностранному государству или иностранному юридическому лицу.
Бюджетные кредиты в зависимости от направлений кредитных ресурсов делятся:
- внутренние кредиты (межбюджетные и юридическим лицам)
- внешние кредиты, или международные долговые требования (межгосударственные и юридическим лицам).
А) государственный финансовый кредит,
Б) государственный экспортный кредит,
В)государственные гарантии иностранно государства.
Государственные (муниципальные) заимствования представляют собой передачу в распоряжение органов публичной власти денежных средств, которые заемщики в соответствии с условиями займа обязанывозвратить кредитору в той же сумме и с уплатой процента или дохода в иной форме. Основная масса государственных (муниципальных) заимствований осуществляется путем эмиссии ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги представляют собой вид финансовых обязательств, который,
во-первых, закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке;
во-вторых, размещается выпусками (эмиссией), имеет равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Наиболее распространенный вид государственных и муниципальных ценных бумаг — облигация.
- Государственные (муниципальные) заимствования в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов могут быть:
внутренними (производятся на национальном рынке и в национальной валюте)
внешними, или международными (производятся на внешних рынках и в иностранной валюте).
Государство как заемщик.
Заимствования осуществляются в двух формах:
- государственной (муниципальных) займов
- прямых кредитов.
Бюджетные кредиты
Бюджетный кредит - это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных и муниципальных учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.
В Российской Федерации бюджетные кредиты по направлениями заемщикам делятся на две большие группы:
1) внутренние бюджетные кредиты, в том числе:
■ межбюджетные кредиты (предоставляются одним бюджетом другому бюджету),
■ бюджетные кредиты (предоставляются юридическим липам, в том числе инвестиционный налоговый кредит);
Внутренний бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующими законами (решениями) о бюджете.
2) внешние государственные кредиты (внешние долговые требования Российской Федерации), в том числе:
■ бюджетные кредиты иностранным государствам,
■ бюджетные кредиты иностранным юридическим лицам
В свою очередь внутренние бюджетные кредиты по источники и заемных средств подразделяются:
■ на кредиты федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;
■ кредиты бюджетов субъектов РФ местным бюджетам (допускается возможность их предоставления федеральному бюджету)
■ кредиты бюджетов муниципальных районов бюджетам городских и сельских поселений;
■ бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам.
Бюджетный кредит предоставляется только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, за исключением случаев, когда заемщиком выступает Российская Федерация или субъект РФ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ
БК РФ (ст. 6) определяет государственный или муниципальный долг как обязательства, возникающие из государственных и муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие долговые обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием.
виды долговых обязательств:
■ кредиты, привлеченные от имени Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных государств в том числе по целевым иностранным кредитам, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц.
■ государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
■ бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;
■ государственные гарантии Российской Федерации;
■ иные долговые обязательства, ранее отнесенные законом к обязательствам РФ на государственный долг Российской Федерации
Государственный (муниципальный) долг не однороден, поэтому требует определенной классификации.
- В зависимости от заемщика (устройства публичной власти) рассматриваемый долг в России делится:
- на государственный долг РФ,
- государственный долг субъекта РФ и
- муниципальный долг.
- В зависимости от типа кредитора, места возникновения долговых обязательств и валюты заимствований государственный долг может быть
- внутренним
- внешним,
а муниципальный — только внутренний
- По срокам государственные (муниципальные) долговые обязательства могут быть
-краткосрочными (до одного года),
- среднесрочными (от года до пяти лет),
- долгосрочными (более пяти лет).
В РФ федеральные и региональные долговые обязательства ограничены по срокам погашения тридцатью, а муниципальные десятью годами.
- По экономическому признаку государственный (муниципальный) долг делится
- на капитальный,
-основной
- текущий.
Капитальный - общая сумма выпущенных и не погашенных органами публичной власти долговых обязательств, включая гарантии по обязательствам третьих лиц, с процентами.
Основной долг — номинальная стоимость выпущенных и непогашенных обязательств, в том числе гарантий. (без процентов)
Текущий долг — предстоящие выплаты кредиторам по погашению с процентами долговых обязательств органов публичной власти.