Практическое занятие №4.




Раздел 4. Основы выразительного чтения. Техника речи. Методика усвоения орфоэпических норм. Логика речи.

Основы выразительного чтения.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующей­ся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (зву­ки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, кото­рые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые от­ношения между частями фразы, сообщают фразе повествователь­ное, вопросительное или повелительное значение, позволяют го­ворящему выражать разные чувства. В письме интонация в из­вестной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм. темп, тембр речи и логическое ударение.

Мелодика речи - повы­шение и понижение голоса для утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Ритм речи - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Темп - скорость произнесения речи. Он может быть уско­ренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоцио­нальной окраски высказывания. При ускоренном теме речи сни­жается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых час­тей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детс­кой речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформирован-ностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить ре­чевой выдох в соответствии с длиной высказывания.

Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивле­ния, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окра­шенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения

.Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать: речевой слух - такие его компоненты, как восприятие соот­ветствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение); основные качества голоса: сила и высота;

речевое дыхание — его длительность и интенсивность.

Те или иные средства выразительности выбираются в за­висимости от цели высказывания. Педагог должен хорошо владеть и технической стороной речи (дыхание, голос, дик­ция, соблюдение орфоэпических норм), и интонацией (гром­кость, паузы, темпоритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр), и неязыковыми средствами выразительности (жес­ты, мимика, поза).

Техника речи.

Многие методисты рекомендуют каждое занятие по вы­разительному чтению начинать с упражнений по технике речи. В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэ­пия. Занятия начинаются с простейшего — со звуков. Неразвитая, нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией, недостаточной выявленностью согласных и гласных. Работа над речью должна ставить своей задачей развитие фонетической четкости. Специалисты советуют делать упражнения по технике речи ежедневно по 8—10 минут. Начинать обучение следует с постановки дыхания. Правильное использование дыхания в речи заключается, во-первых, в экономном и равномер­ном расходовании воздуха, а во-вторых — в своевременном и незаметном пополнении запаса его (на паузах). Ученые различают четыре типа фонационного дыхания: верхнее, грудное, диафрагмальное и диафрагмально-реберное. Последний тип является опти­мальным для осуществления речевого акта.

Сравните два варианта дыхания при чтении отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Выберите, на ваш взгляд, верный. Аргументируйте свое мнение.

1) Глядь: (вдох) опять перед ним землянка; На пороге (вдох) сидит его старуха, (вдох) А пред нею разбитое корыто.

2) (вдох) Глядь: опять перед ним землянка; (вдох) На пороге сидит его старуха, (вдох) А пред нею разбитое корыто (При помощи приема сравнения убедитесь в значении правильного дыхания для чтения).

Будет полезно во 2—3 классах выполнять упражнение на чтение небольших произве­дений или отрывков, добирая дыхание в основных местах, указанных учителем, например:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною... (Вдох.)

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (Вдох.)

Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, (Вдох.) Пора метелей злых и бурь, Опять надолго миновала. (Вдох.)

(А.Н. Плещеев)

От технической стороны устной речи перейдем к рас­смотрению вопросов, связанных с интонационными средствами выразительности с интонационными средствами выразительности. В отличие от дыхания, голоса, дикции, интонация — это совокупность совместно действующих вуковых элементов устной речи, которая определяется со­держанием и целями высказывания. Интонация — явление сложное, целостное. Однако в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса (громкость и логическое ударение), пауза (логическая и психологическая), темп и ритм (темпоритм), мелодика, эмоциональный тон, тембр.

Именно интонация фактически организует устную речь в делом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения... Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение штора (грусть, тревога, радость), его отношение к описывае:мому (ирония, уважение, гордость, нежность и т.д.).Если читающий в процессе работы над текстом правильно воспримет предлагаемые автором обстоятельства и верно определит свою исполнительскую задачу, то интонация его во время чтения будет естественной и выразительной. Сила голоса — это степень его громкости, его уси­ления или ослабления. Она выражается, во-первых, в общей громкости звучания.

Прочитайте выразительно, меняя силу своего го­лоса.

 

Первое И мальчишки

Сентября! Городов

Первое И деревень

Сентября! Взяли сумки,

Первое Взяли книжки,

Сентября — Взяли завтраки

Первый день Под мышки

Календаря, — И помчались в первый раз

Потому, что в этот день В класс! „»

Все девчонки (С.Я. Маршак)

Изменяя высоту голоса, произносите текст четко по слогам.

Из-ме-няя-вы-со-ту, (средний тон)

Я-у-ме-ю-го-во-рить. (низкий тон)

Низ-ким-го-ло-сом-нач-ну, (самый низкий тон)

А-за-тем-по-вы-ше-тон.(средний тон)

И-вы-со-ким-я-смо-гу - (высокий тон)

Так-рас-ши-рю-ди-а-па-зон. (самый высокий тон)

И. А. Михалевская

Повышение и понижение голоса, по словам речевым способом. Каждое слово в строчке повышать на одну ступеньку от своего низкого звучания до удобной высоты и соответственно так же понижать голос. Например:

лесами

 

черными

 

с своими

 

гора

 

И задымилася

 

лучами,(вдох)

 

отвесными

 

палит

пора

 

полдневная

(вдох) Уже

 

(Ф.И. Тютчев)

 

Отработать произнесение следующего текста.

В речи есть у нас регистры: средний регистр

Нижний, средний, головной.

Нижний -он же и грудной! нижний регистр

Верхний, или головной! постепенное повышение тона

На среднем говорим всегда.

Научиться мы должны верхний регистр

Незаметно их менять, постепенное понижение голоса

Плавно голос изменять. средний регистр

И.А. Михалевская

 

Каждое упражнение следует повторить 2-3 раза. Незначи­тельные трудности могут вызвать задания на изменение высоты тона по полутонам. Для этого рекомендуется вначале выполнять упражнения в сопровождении музыкального инструмента. Приготовьтесь читать стихотворения, изменяя громкость сво­его голоса.

 

Тише, жабы! - Нигугу—

Ходит цапля! На лугу.

Чтобы не было беды, Наберите в рот воды

Тихо, тоном предупреждения (можно использовать жестпалец к губам) Тихо (тоном испуга)

Совсем тихо (шепотом)

Была тишина, тишина, тишина...

(Тихо, медленно.)

Вдруг грохотом грома сменилась она!

(Громче, быстрее.) И вот уже дождик тихонько — ты слышишь?

(Тихо.) Закрапал, закрапал, закрапал по крыше...

(Тихо, быстрее.) Наверно, сейчас барабанить он станет...

(Тихо: прислушаемся.)

Уже барабанит! Уже барабанит! (Громко, весело.)

2) Прочитай маленькое стихотворение. Какие строч­ки ты прочитаешь громко, а какие — тихо-тихо?

Гром и тишина

Гром грохочет — бух! трах! — Словно горы рушит.

Тишина в испуге — ах! — Затыкает уши...

(А. Ш л ы г и н)

Мелодика речи это движение голоса (вверх и вниз) по звукам разной высоты. В речевой практике мелодика многих синтаксических структур предложений закрепилась как нормативная. Это относится к нормам произнесения вопросительных, восклицательных, повествовательных пред­ложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, вводности и других.

Темп и ритм— обязательные компоненты, уча­ствующие в создании определенной интонации. Эти вырази­тельные средства связаны между собой. Станиславский объе­динял их в единое понятие темпоритма.

Темп чтения может быть медленным, замедленным, сред­ним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения — при­ем, помогающий передать в устном слове характер читаемо­го текста и намерения чтеца.

В каком темпе и почему следует читать слова о Вороне и слова о Лисице в басне И.А. Крылова «Воро­на и Лисица»? Отметьте все изменения темпа при чте­нии этой басни. Чем они обусловлены? Как провести с учащимися наблюдение за ними?

В каком темпе нужно читать следующие сти­хотворные строки? От чего зависит такой выбор? По­стройте наблю­дение над темпом как выразительным средством.

Идет — по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет, В косматой его бороде.»

(Н.А. Некрасов)

2) «Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей Зеленеется...

По степям в моря Реки катятся, И лежат пути Во все стороны...»

(И.С. Никитин)

3) Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

(И.С. Крылов)

4)...И вдруг к машине подбежал парнишка: Товарищ командир, товарищ командир! Я знаю, где их пушка. Я разведал... Я подползал, они вон там, в саду...

(А.Т. Твардовский)

Итак, выбор темпа зависит от того, какие чувства, пере­живания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоцио­нального состояния, поведения персонажей, о которых (или слова которых) рассказывают или читают.

Логика речи

Логическое ударение— это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. Это достигается усилением голоса при произнесении слова (иногда — в сочетании с некоторым повышением или пони­жением голоса, выделением с обеих сторон паузами, изме­нением тона голоса, темпа).

Например:

«И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок...»

(Н.А. Некрасов)

Как вы думаете, что в данном случае важнее — то, что персонаж идет, или то, как он это делает? Прочитайте выразительно.Ошибки в постановке логического ударения искажают смысл читаемого. Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточ­но хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических ударений требует предварительного анализа текста.

Расставьте логические ударения, обоснуйте их наличие и место во фразах, прочитайте выразительно.

Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

(И.А. Крылов)

По улицам Слона водили...

(И. А. Крылов)

И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — нико­го не боюсь.

(Д. Н.Мамин-Сибиряк)

А время летело, быстро летело... Наступил и ро­ковой день.

(Д. Н. Мамин-Сибиряк)

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный...

(И.А. Бунин)

Прочитайте стихотворение, вдумываясь в его содержание. Определите слова, на которые падает логическое ударение.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

 

 

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Всё весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет...

(А. К. Толстой)

Ударение принимают:

1) сравнивающиеся предметы, явления;

2) противопоставляющиеся слова-понятия; 3)яркие, выразительные языковые средства (зву­ковые повторы, метафоры...);

4) новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые;

5) обобщающие слова;

6) слова, обозначающие перечисление или счет;

7) обращения, стоящие в начале фразы;

8) слова, передающие вопрос.

Заметим, что верному распределению логических ударений помогает не столько знание правил, сколь­ко верно понятый смысл фразы, текста

Определите, какой вариант расстановки логи­ческих ударений является верным и почему.

1) а) Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало, Короче становился день...

б) Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день...

(А.С. Пушкин)

2) а) Зима недаром злится:

Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.

б) Зима недаром злится: Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.

Подумайте, как организовать работу по предупреж­дению типичной ошибки младших школьников — «скандирования» стихотворных текстов.

В технике выразительного чтения существуют логические и психологическая паузы. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза все­гда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он гово­рит. Станиславский писал: «"Красноречивое молчание" и есть психологическая па­уза.

Впечатляю­щий пример из «Руслана и Людмилы»:

...смотрит храбрый князь — И чудо видит пред собою. Найду ли краски и слова? Пред ним - живая голова.

Укажите место и назначение психологической паузы в приведенных ниже отрывках.

1)... Лошадку ведет под уздцы мужичок. В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок!

(Н. А. Некрасов)

2) Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для нее.

(Д. Н. Мамин-Сибиряк)

3) Смелого пуля боится, Смелого штык не берет.

(А С у р к о в)

4) На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.

(АС. Пушкин)

Отдельными видами психологических пауз можно счи­тать паузы начальные и финальные.

Практическое занятие №4.

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

1. Перечислите и охарактеризуйте основные компоненты выразительности чтения выразительного чтения.

2. Расскажите об основном методе преодоления монотонности речи.

3. Приведите пример и поясните значение логических и психологических пауз в выразительности чтения.

б) практические:

1.Освоение практических упражнений на выработку диафрагмального и диафрагмально-реберного дыхания (Приложение).

2. Освоение практических упражнений с применением интонационных средств выразительности (Приложение).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: