Для диагностики уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений был использован «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха). Полученные данные свидетельствуют о преобладании у студентов компетентного стиля (13,16) общения по сравнению с зависимым (7,98) и агрессивным (5,83) стилями.
Таблица 1. Средние тестовые показатели по методике Л. Михельсона
Тип реагирования | Среднее значение | у |
Зависимый | 7,98 | 2,42 |
Компетентный | 13,16 | 1,41 |
Агрессивный | 5,83 | 3,41 |
Из 5 типов коммуникативных ситуаций, выделенных автором, студенты в 4 проявляют компетентный стиль. Это такие ситуации как: ситуации, в которых требуется реакция на положительные и отрицательные высказывания партнера, ситуации, в которых к студенту обращаются с просьбой и ситуации, в которых требуется проявление эмпатии. В ситуации беседы, большинство студентов проявляют зависимый стиль общения.
Преобладание компетентного стиля может быть обусловлено тем, что в таком возрасте человек испытывает интерес к установлению межличностных контактов, проявляет инициативу в коммуникативном взаимодействии. Однако, ещё слабо представляет его стратегию, вследствие чего не всегда достигает цели. К студенческому возрасту, молодые люди имеют достаточный объем знаний коммуникативных норм, правил поведения в общении. Признают значимость ценности личности партнера по общению. Обладают такими качествами, как доброта, эмпатия, понимание, уважение, но в критической ситуации общения может потерять самообладание. Реагируют на чувства партнера по общению, лежащие на поверхности, но могут ошибаться в их интерпретации. Однако у них может быть затруднена спонтанность самовыражения; наблюдается трудность в прогнозировании развития отношений между людьми, в установлении отношений сотрудничества. При самоконтроле и самооценке коммуникативных действий они могут быть не всегда объективны, и как результат - демонстрирование некомпетентного стиля общения.
Уровень развития зависимого стиля общения в среднем у студентов понижен (7,98). Таким образом, можно предположить, что взгляды студентов зависимы от оценок других, их поведение подвержено влиянию других людей в ситуации общения. Это может быть связано с тем, что современные юноши и девушки с данным стилем общения обладают некоторой психической незрелостью. Чаще это проявляется в недостаточной их самостоятельности в действиях и поступках, незрелости суждений. В среднем уровень агрессивного стиля общения у студентов является низким (5,83). Следовательно, чаще студенты имеют тенденцию избегать проявления резкости, раздражения, гнева, категоричности суждений, негативных оценок людей и событий, которые могут задевать других людей. Вероятнее всего, причиной этому является высокая значимость общения в данный возрастной период, в частности качественных характеристик процесса коммуникации.
При помощи t-критерия Стьюдента были выявлены половые различия в средних тестовых показателях, которые отражены в таблице 2.
Таблица 2. Показатели статистических различий в типах реагирования на различные ситуации между студентами-юношами и студентами-девушками по методике Л. Михельсона
Тестовые показатели | Зависимость | Компетентность | Агрессивность | |||
юноши | девушки | юноши | девушки | юноши | девушки | |
8,8 | 7,17 | 16,3 | 8,15 | 3,5 | ||
t | 2,2 | 5,9 | 5,2 |
Итак, девушки в большей степени придерживаются компетентного стиля общения в различных жизненных ситуациях. Возможно, это связано с тем, что женщины более эмоциональны, менее агрессивны, более разговорчивы, чем мужчины. А так же девушки более гибки и вариативны в общении, тогда как юноши чаще используют шаблонные типы взаимодействия и в меньшей степени владеют приемами и способами общения (О. А. Тырнов, 1996).
В разговорах женщины концентрируются на отношениях между людьми, для них важно не только установить контакт, но и поддерживать его в дальнейшем общении. Преобладание агрессивности и зависимости в общении у студентов мужского пола по сравнению с женским, может быть обусловлено гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах. Так же, по мнению Ш. Берна, мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение.
Другая методика, используемая в работе, М. Снайдера «Тест на оценку самоконтроля в общении». Полученные средние результаты отражены в Таблице 3.
Таблица 3. Средние показатели самооценки уровня контроля в общении по методике М. Снайдера
Уровень коммуникативного контроля | Среднее значение | у |
Низкий коммуникативный контроль | 2,38 | 0,7 |
Средний коммуникативный контроль | 4,66 | 0,83 |
Высокий коммуникативный контроль | 7,88 | 0,66 |
Итак, по мнению студентов, большинство из них имеет высокий коммуникативный контроль (7,88). Он позволяет людям легко входить в любую роль, гибко реагировать на изменение ситуации, хорошо ее чувствовать. Такие люди даже в состоянии предвидеть впечатление, которое они произведут на окружающих. Возможно, так происходит из-за того, что в студенческом возрасте идет активное становление индивидуально-личностных свойств человека, его самосознания, самооценки, развитие рефлексии значимой в социальной среде - общение с другими. Все это обусловлено усилением личностного контроля, самоуправления. Внешний мир начинает восприниматься «через себя». Возрастает волевая регуляция (развивается внутренний локус контроля). Ярко проявляется стремление к самоутверждению (Абрамова Г.С., 2006).
Значительная часть студентов считают, что их коммуникативный контроль находится на среднем уровне развития (4,66). Это позволяет им быть искренними, но не сдержанными в своих эмоциональных проявлениях. Однако, люди с таким уровнем коммуникативного контроля в основном считаются в своем поведении с окружающими людьми.
Меньшую часть в исследовании представляют студенты, полагающие, что их коммуникативный контроль развит на низком уровне (2,38). Поведение таких людей часто устойчиво, и они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Однако, они способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают «неудобными» таких людей в общении по причине их прямолинейности. Такое поведение молодых людей и девушек с данным уровнем коммуникативного контроля может быть связанно с их непосредственностью и открытостью.
Таблица 4. Показатели статистических различий в показателях уровня коммуникативного контроля
Уровень коммуникативного контроля | Низкий коммуникативный контроль | Средний коммуникативный контроль | Высокий коммуникативный контроль | |||
юноши | девушки | юноши | девушки | юноши | девушки | |
2,67 | 4,69 | 4,63 | 7,75 | |||
t | 1,6 | 0,2 | 0,4 |
Таким образом, статистически значимых различий в самооценке уровня самоконтроля в общении между юношами и девушками нами установлено не было.
С помощью методики Н. Д. Твороговой были изучены особенности операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности. Средние данные отражены в Таблице 5.
Таблица 5. Средние тестовые показатели по методике Н.Д. Твороговой
№ п/п | Коммуникативные умения | Среднее значение | у |
1. | Умение начать разговор, найти общую тему | 3,4 | 1,03 |
2. | Способность длительное время поддерживать разговор | 3,6 | 0,88 |
3. | Понимание чувств и намерений другого человека | 3,6 | 1,05 |
4. | Умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других | 3,3 | 1,22 |
5. | Умение выслушать собеседника | 4,2 | 0,78 |
6. | Умение выйти из общения, не обижая других | 3,9 | 0,63 |
7. | Приветливость | 0,79 | |
8. | Хорошие манеры в общении | 3,9 | 0,64 |
9. | Тактичность | 3,8 | 0,78 |
10. | Умение точно и ясно высказать свои мысли | 3,8 | 0,82 |
11. | Мимическая подвижность лица | 3,9 | 0,68 |
12. | Соответствие жестов ситуации | 3,8 | 0,9 |
13. | Соответствие мимики ситуации | 3,7 | 0,89 |
14. | Умение одеваться в соответствии с ситуацией | 0,62 | |
15. | Соответствие интонации речи её смыслу | 4,2 | 0,84 |
16. | Умение при желании включиться в начатую другими работу | 3,8 | 0,87 |
Полученные данные свидетельствуют о достаточном уровне сформированности операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности у студентов. Так, нами были исследованы следующие составляющие: умения вести беседу (умение выслушать собеседника (4,2), умение выйти из общения, не обижая других (3,9), умение точно и ясно высказать свои мысли (3,8), способность длительное время поддерживать разговор (3,6), умение начать разговор, найти общую тему (3,4)); адекватность проявления тех или иных умений (соответствие интонации речи её смыслу (4,2), умение одеваться в соответствии с ситуацией (4), соответствие жестов ситуации (3,8), соответствие мимики ситуации (3,7)); умения правильного взаимодействия в общении (приветливость (4), хорошие манеры в общении (3,9), тактичность (3,8)); мимическая подвижность лица (3,9), умение при желании включится в начатую другими работу (3,8), понимание чувств и намерений другого человека (3,6), умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других (3,3). Исходя из полученных данных, мы видим, что большинство способностей развиты на уровне выше среднего. Близко к высокому уровню развития находятся хорошие манеры в общении (3,9), умение выйти из общения, не обижая других (3,9) и мимическая подвижность лица (3,9). Высокого уровня развития достигают умение выслушать собеседника (4,2), соответствие интонации речи её смыслу (4,2), приветливость (4) и умение одеваться в соответствии с ситуацией (4). Хорошее развитие данных коммуникативных умений возможно связанно со значимостью общения в студенческом возрасте, пониманием его особой важности. Ведь общение со сверстниками в юношеском возрасте - это специфический канал информации, особый вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Также, достаточная сформированность коммуникативных умений может быть связана с широкими социальными контактами и как следствие с хорошей коммуникативной практикой. А так же с глубокими знаниями в области психологии, которая является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов.
Применив в исследовании t-критерий Стьюдента были выявлены следующие половые различия в уровне развития таких компонентов коммуникативной компетентности, как операциональный и эмоционально-волевой.
Таким образом, юноши обладают большей мимической подвижностью лица, чем девушки. Адекватность их жестов ситуации также выше, чем у девушек.
Мы полагаем, что это связано с тем, что компетентность больше присуща юношам, чем девушкам. Мы считаем, что мужское общение характеризуется большей эмоциональной сдержанностью и стремлением к доминированию, ему более свойственен креативный и рациональный способы взаимодействия, в которых важна адекватность жестов и мимическая подвижность.
Статистически значимые различия были установлены в понимании чувств и намерений другого человека. У девушек данное умение более развито, чем у юношей. Возможно, это обусловлено тем, что для девушек взаимодействие с другим человеком и вообще взаимоотношения имеют большую субъективную значимость, следствием чего является большее развитие у девушек, чем у юношей социально-перцептивных способностей: девушки тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и других экспрессивных проявлениях.
Таким образом, в процессе исследования нами было установлено, что ведущим у студентов является компетентный стиль общения, большинству из них присущ высокий коммуникативный контроль и хорошо развитые операциональный и эмоционально-волевой компоненты коммуникативной компетентности. В наименьшей степени у студентов проявился зависимый стиль общения и средний коммуникативный контроль. Менее выявленными оказались агрессивный стиль общения и низкий коммуникативный контроль. Также, нами было установлено, что юноши более склонны к проявлению зависимости и агрессивности в процессе общения. Их мимика и жестовая адекватность более выражены, чем у девушек.