Качественный анализ данных исследования коммуникативной компетентности студентов




 

Для диагностики уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений был использован «Тест коммуникативных умений» Л. Михельсона (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха). Полученные данные свидетельствуют о преобладании у студентов компетентного стиля (13,16) общения по сравнению с зависимым (7,98) и агрессивным (5,83) стилями.

 

Таблица 1. Средние тестовые показатели по методике Л. Михельсона

Тип реагирования Среднее значение у
Зависимый 7,98 2,42
Компетентный 13,16 1,41
Агрессивный 5,83 3,41

 

Из 5 типов коммуникативных ситуаций, выделенных автором, студенты в 4 проявляют компетентный стиль. Это такие ситуации как: ситуации, в которых требуется реакция на положительные и отрицательные высказывания партнера, ситуации, в которых к студенту обращаются с просьбой и ситуации, в которых требуется проявление эмпатии. В ситуации беседы, большинство студентов проявляют зависимый стиль общения.

Преобладание компетентного стиля может быть обусловлено тем, что в таком возрасте человек испытывает интерес к установлению межличностных контактов, проявляет инициативу в коммуникативном взаимодействии. Однако, ещё слабо представляет его стратегию, вследствие чего не всегда достигает цели. К студенческому возрасту, молодые люди имеют достаточный объем знаний коммуникативных норм, правил поведения в общении. Признают значимость ценности личности партнера по общению. Обладают такими качествами, как доброта, эмпатия, понимание, уважение, но в критической ситуации общения может потерять самообладание. Реагируют на чувства партнера по общению, лежащие на поверхности, но могут ошибаться в их интерпретации. Однако у них может быть затруднена спонтанность самовыражения; наблюдается трудность в прогнозировании развития отношений между людьми, в установлении отношений сотрудничества. При самоконтроле и самооценке коммуникативных действий они могут быть не всегда объективны, и как результат - демонстрирование некомпетентного стиля общения.

Уровень развития зависимого стиля общения в среднем у студентов понижен (7,98). Таким образом, можно предположить, что взгляды студентов зависимы от оценок других, их поведение подвержено влиянию других людей в ситуации общения. Это может быть связано с тем, что современные юноши и девушки с данным стилем общения обладают некоторой психической незрелостью. Чаще это проявляется в недостаточной их самостоятельности в действиях и поступках, незрелости суждений. В среднем уровень агрессивного стиля общения у студентов является низким (5,83). Следовательно, чаще студенты имеют тенденцию избегать проявления резкости, раздражения, гнева, категоричности суждений, негативных оценок людей и событий, которые могут задевать других людей. Вероятнее всего, причиной этому является высокая значимость общения в данный возрастной период, в частности качественных характеристик процесса коммуникации.

При помощи t-критерия Стьюдента были выявлены половые различия в средних тестовых показателях, которые отражены в таблице 2.

 

Таблица 2. Показатели статистических различий в типах реагирования на различные ситуации между студентами-юношами и студентами-девушками по методике Л. Михельсона

Тестовые показатели Зависимость Компетентность Агрессивность
  юноши девушки юноши девушки юноши девушки
8,8 7,17   16,3 8,15 3,5
t 2,2 5,9 5,2

 

Итак, девушки в большей степени придерживаются компетентного стиля общения в различных жизненных ситуациях. Возможно, это связано с тем, что женщины более эмоциональны, менее агрессивны, более разговорчивы, чем мужчины. А так же девушки более гибки и вариативны в общении, тогда как юноши чаще используют шаблонные типы взаимодействия и в меньшей степени владеют приемами и способами общения (О. А. Тырнов, 1996).

В разговорах женщины концентрируются на отношениях между людьми, для них важно не только установить контакт, но и поддерживать его в дальнейшем общении. Преобладание агрессивности и зависимости в общении у студентов мужского пола по сравнению с женским, может быть обусловлено гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах. Так же, по мнению Ш. Берна, мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение.

Другая методика, используемая в работе, М. Снайдера «Тест на оценку самоконтроля в общении». Полученные средние результаты отражены в Таблице 3.

 

Таблица 3. Средние показатели самооценки уровня контроля в общении по методике М. Снайдера

Уровень коммуникативного контроля Среднее значение у
Низкий коммуникативный контроль 2,38 0,7
Средний коммуникативный контроль 4,66 0,83
Высокий коммуникативный контроль 7,88 0,66

 

Итак, по мнению студентов, большинство из них имеет высокий коммуникативный контроль (7,88). Он позволяет людям легко входить в любую роль, гибко реагировать на изменение ситуации, хорошо ее чувствовать. Такие люди даже в состоянии предвидеть впечатление, которое они произведут на окружающих. Возможно, так происходит из-за того, что в студенческом возрасте идет активное становление индивидуально-личностных свойств человека, его самосознания, самооценки, развитие рефлексии значимой в социальной среде - общение с другими. Все это обусловлено усилением личностного контроля, самоуправления. Внешний мир начинает восприниматься «через себя». Возрастает волевая регуляция (развивается внутренний локус контроля). Ярко проявляется стремление к самоутверждению (Абрамова Г.С., 2006).

Значительная часть студентов считают, что их коммуникативный контроль находится на среднем уровне развития (4,66). Это позволяет им быть искренними, но не сдержанными в своих эмоциональных проявлениях. Однако, люди с таким уровнем коммуникативного контроля в основном считаются в своем поведении с окружающими людьми.

Меньшую часть в исследовании представляют студенты, полагающие, что их коммуникативный контроль развит на низком уровне (2,38). Поведение таких людей часто устойчиво, и они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Однако, они способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают «неудобными» таких людей в общении по причине их прямолинейности. Такое поведение молодых людей и девушек с данным уровнем коммуникативного контроля может быть связанно с их непосредственностью и открытостью.

 

Таблица 4. Показатели статистических различий в показателях уровня коммуникативного контроля

Уровень коммуникативного контроля Низкий коммуникативный контроль Средний коммуникативный контроль Высокий коммуникативный контроль
  юноши девушки юноши девушки юноши девушки
2,67   4,69 4,63   7,75
t 1,6 0,2 0,4

 

Таким образом, статистически значимых различий в самооценке уровня самоконтроля в общении между юношами и девушками нами установлено не было.

С помощью методики Н. Д. Твороговой были изучены особенности операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности. Средние данные отражены в Таблице 5.

 

Таблица 5. Средние тестовые показатели по методике Н.Д. Твороговой

№ п/п Коммуникативные умения Среднее значение у
1. Умение начать разговор, найти общую тему 3,4 1,03
2. Способность длительное время поддерживать разговор 3,6 0,88
3. Понимание чувств и намерений другого человека 3,6 1,05
4. Умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других 3,3 1,22
5. Умение выслушать собеседника 4,2 0,78
6. Умение выйти из общения, не обижая других 3,9 0,63
7. Приветливость   0,79
8. Хорошие манеры в общении 3,9 0,64
9. Тактичность 3,8 0,78
10. Умение точно и ясно высказать свои мысли 3,8 0,82
11. Мимическая подвижность лица 3,9 0,68
12. Соответствие жестов ситуации 3,8 0,9
13. Соответствие мимики ситуации 3,7 0,89
14. Умение одеваться в соответствии с ситуацией   0,62
15. Соответствие интонации речи её смыслу 4,2 0,84
16. Умение при желании включиться в начатую другими работу 3,8 0,87

 

Полученные данные свидетельствуют о достаточном уровне сформированности операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности у студентов. Так, нами были исследованы следующие составляющие: умения вести беседу (умение выслушать собеседника (4,2), умение выйти из общения, не обижая других (3,9), умение точно и ясно высказать свои мысли (3,8), способность длительное время поддерживать разговор (3,6), умение начать разговор, найти общую тему (3,4)); адекватность проявления тех или иных умений (соответствие интонации речи её смыслу (4,2), умение одеваться в соответствии с ситуацией (4), соответствие жестов ситуации (3,8), соответствие мимики ситуации (3,7)); умения правильного взаимодействия в общении (приветливость (4), хорошие манеры в общении (3,9), тактичность (3,8)); мимическая подвижность лица (3,9), умение при желании включится в начатую другими работу (3,8), понимание чувств и намерений другого человека (3,6), умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других (3,3). Исходя из полученных данных, мы видим, что большинство способностей развиты на уровне выше среднего. Близко к высокому уровню развития находятся хорошие манеры в общении (3,9), умение выйти из общения, не обижая других (3,9) и мимическая подвижность лица (3,9). Высокого уровня развития достигают умение выслушать собеседника (4,2), соответствие интонации речи её смыслу (4,2), приветливость (4) и умение одеваться в соответствии с ситуацией (4). Хорошее развитие данных коммуникативных умений возможно связанно со значимостью общения в студенческом возрасте, пониманием его особой важности. Ведь общение со сверстниками в юношеском возрасте - это специфический канал информации, особый вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта. Также, достаточная сформированность коммуникативных умений может быть связана с широкими социальными контактами и как следствие с хорошей коммуникативной практикой. А так же с глубокими знаниями в области психологии, которая является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов.

Применив в исследовании t-критерий Стьюдента были выявлены следующие половые различия в уровне развития таких компонентов коммуникативной компетентности, как операциональный и эмоционально-волевой.

Таким образом, юноши обладают большей мимической подвижностью лица, чем девушки. Адекватность их жестов ситуации также выше, чем у девушек.

Мы полагаем, что это связано с тем, что компетентность больше присуща юношам, чем девушкам. Мы считаем, что мужское общение характеризуется большей эмоциональной сдержанностью и стремлением к доминированию, ему более свойственен креативный и рациональный способы взаимодействия, в которых важна адекватность жестов и мимическая подвижность.

Статистически значимые различия были установлены в понимании чувств и намерений другого человека. У девушек данное умение более развито, чем у юношей. Возможно, это обусловлено тем, что для девушек взаимодействие с другим человеком и вообще взаимоотношения имеют большую субъективную значимость, следствием чего является большее развитие у девушек, чем у юношей социально-перцептивных способностей: девушки тоньше улавливают состояние другого человека по изменениям в тембре голоса и других экспрессивных проявлениях.

Таким образом, в процессе исследования нами было установлено, что ведущим у студентов является компетентный стиль общения, большинству из них присущ высокий коммуникативный контроль и хорошо развитые операциональный и эмоционально-волевой компоненты коммуникативной компетентности. В наименьшей степени у студентов проявился зависимый стиль общения и средний коммуникативный контроль. Менее выявленными оказались агрессивный стиль общения и низкий коммуникативный контроль. Также, нами было установлено, что юноши более склонны к проявлению зависимости и агрессивности в процессе общения. Их мимика и жестовая адекватность более выражены, чем у девушек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: