Вопрос 1. Причины возникновения государственных экономических программ




Тезисы к лекции по дисциплине

«Государственное регулирование национальной экономики»

Тема 4: Государственные экономические программы. Методы и средства осуществления национальных программ

 

 

Специальность

080101 Экономическая безопасность

 

Специализация

№ 5 "Финансовый учет и контроль в правоохранительных органах"

 

Квалификация (степень) выпускника

Специалист

Форма обучения

Очная

 

Москва 2016

Тема 4: Государственные экономические программы. Методы и средства осуществления национальных программ

Вопросы:

1.Причины возникновения государственных экономических программ

2.Разработка среднесрочных общегосударственных экономических программ

3.Определение социальной сферы и социальной политики

 

Вопрос 1. Причины возникновения государственных экономических программ

При руководстве экономическим развитием государство обязано использовать весь наработанный мировой практикой арсенал мер, начиная от прогнозирования (ориентации производителей в будущей экономической ситуации) и кончая планированием (отдельных секторов и сфер деятельности).

Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы:

1. Экономическое прогнозирование - предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер.

2. Составление индикативного плана (прогноза) по всему комплексу хозяйства страны.

3. Разработка и реализация адресного плана по определенному кругу хозяйственных объектов, входящих в подведомственное государственным органам власти хозяйство.

4. Применение инструментария косвенного воздействия (через экономические рычаги) на хозяйствующие объекты.

5. Разработка и реализация целевых комплексных программ, по решению наиболее приоритетных задач социально-экономического развития страны.

Экономическое прогнозирование - предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер. Экономический прогноз - исходная основа для определения целей развития, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития.

В перечень документов, отражающих будущее экономики страны, входит комплексный экономический прогноз, отражающий общее состояние экономики в разрезе основных макроэкономических показателей и система частных экономических прогнозов, отражающих будущее состояние отдельных структурных элементов экономики страны. При этом частные прогнозы формируют общую основу комплексного экономического прогноза.

Прогнозы развития экономики - одна из исходных баз для определения целей социально-экономического развития, выработки стратегии и тактики экономического развития. Она является основой для определения потенциальных возможностей экономики, поиска наиболее эффективных средств государственного воздействия на экономику и в конечном итоге экономический прогноз - необходимая основа для разработки индикативного плана.

Программирование экономического развития - разработка и реализация программ развития всей экономики, или отдельных ее частей: регионов, многоотраслевых комплексов, решения отдельных крупных народнохозяйственных проблем. Программы - основные инструменты прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.

В настоящее время государственными органами Российской Федерации принято и практически реализуется решение о переходе на программные методы управления экономикой. В основу этого метода положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке. Программы являются основой проводимой в стране бюджетной политики, которая направлена на реализацию приоритетных проблем экономического развития.

В соответствии с важностью можно выделить федеральные, региональные и отраслевые программы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, средством активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конечных социально-экономических целей.

Определяющим моментом системы программирования является установление целей социально-экономических развития в конкретном периоде и разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей.

В качестве целевых установок могут выступать как задачи общенационального уровня (например, повышение эффективности функционирования народного хозяйства путем развития технической инфраструктуры, или - создание условий для широкого развития предпринимательства), так и задачи более узкого и частного характера (например, решение продовольственной проблемы, прорыв на мировой рынок с товарами определенной группы).

Процесс программирования на каждом из этапов становления рыночных отношений, отмеченных выше, имеет свои особенности.

На начальных этапах в большей степени сохранятся элементы директивного планирования, однако, уже здесь возможна разработка и реализация программ для решения отдельных задач. Финансирование мероприятий программ должна осуществляться целевым назначением, соответствующим уровнем государственной власти.

На последующих этапах становления рыночных отношений возможно составление программ по крупным социально-экономическим проблемам. И поскольку в выполнении заданий программ получат право принимать участие частные предприниматели, то финансирование мероприятий станет возможно как посредством выделения средств из бюджета соответствующего уровня, так и через налоговые и кредитные льготы для частных предпринимателей, участвующих в осуществлении программы.

Возможности программного решения проблем социально-экономического развития региона постепенно должны расширяться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: