Глава 4. Аракульский шихан.




Введение.

Много поколений ученых рьяно изучают древние цивилизации Египта, Греции, Рима, много трудов написано о цивилизациях Майя, Инков, Ацтеков, так же мы много знаем о Древней Индии и Индокитая.

В академической науке принято считать, что человек разумный (Homo sapiens) берет свое начало на африканском континенте, в последствии распространяясь на территорию Азии и далее в Европу. С ходом технологического развития люди осваивают все больше новых территорий и на более благоприятных образуются цивилизационные центры.

Возможно это и так, но тогда что же было на самой огромной территории земного шара, в Евразии, а точнее на территории современной России? «Да ни чего там не было, там же холодно, только отдельные группы кочевников населяли те земли не создавая ни каких культурно-цивилизационных центров» - так наверно скажут большинство ученых-фундаменталистов.

Так считается и до сих пор, что цивилизация в Россию пришла с запада, с Европы. Но все больше и больше появляется фактов меняющих представление о современной истории. Новые технологии позволяют исследователям более точно определять возраст находок, да и сами находки поражают всяческое воображение. Изучение современными учеными Арктики и северных широт позволяет по-иному взглянуть на историю человечества. Находки большого числа останков разнообразных теплолюбивых растений и животных говорит о том, что климат в этих широтах был иным, более благоприятным. А открытия древних городищ Урала и Сибири свидетельствуют о наличии высокой культуры и технологий того времени. Это является доказательством того, что географическое состояние земли отличалось от нынешнего. В недавнем прошлом, по меркам истории земли, планета имела иное расположение относительно оси, но сдвиг полюсов привел к глобальным изменениям в облике земли, вызвав тем самым невероятных масштабов катаклизмы на всей планете. Гибель континентов, таких как Атлантида и Гиперборея, является составляющей процессов того времени.

Мое видение истории (что не является научным трудом, а только одной из версий) представляет иную картину человечества. Гиперборея, как континент (включающий в себя и Гренландию) имеющий мягкий климат, был благоприятен для жизни целой цивилизации имеющей высокий уровень культурного и технологического развития, влияющую на значительную часть населения прилегающих регионов и распространяя свое влияние далеко за эти границы. После смены полюсов и последующих катаклизмов, континент был уничтожен превратившись в современную Арктику и Гренландию. Остатки людей, выживших в этих глобальных катаклизмах, искали себе убежище. Меньше всего катастрофа того времени коснулась Уральского хребта, тем самым позволив остаткам выжившей цивилизации обосноваться на его просторах, и начать строить новую жизнь применяя и распространяя свои технологии. Изменение геополитики того времени вызвало волну локальных и более глобальных конфликтов. Переселение целых народов, поиск и расширение новых земель для жизни и сфер влияния приводило к вооруженным конфликтам. Остатки погибшей цивилизации, обосновавшейся на Уральском хребте, вынуждены были заботиться не только о комфортной жизни, но и о обороне своих новых земель. Сохранив знания, люди стали широко использовать их в строительстве новых городов, что позволяло использовать природу в своих целях.

Так зародилась цивилизация Уральских гор.

 

Глава 1. Урал.

Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими частями света. «Каменный пояс» Урала и примыкающие к нему возвышенные равнины Приуралья простираются от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районов Казахстана на юге: на протяжении более 2500 км они разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины.

 

Условно Урал как горную систему разделяют на 7 районов, это:

  1. Мугоджары. Южный отрог Уральских гор в Казахстане, к югу от Губерлинских гор. Представляют собой ряд невысоких каменных гряд (сопок). Преобладающие абсолютные высоты – 300-400 м. Наивысшая точка - гора Боктыбай - 657 м.

2. Южный Урал.Южная и наиболее широкая часть Уральских гор, протягивающаяся от реки Уфы (в районе поселка Нижний Уфалей) до реки Урал. С запада и востока Южный Урал ограничен Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Северные границы - граница со Средним Уралом, гора Юрма, 56° северной широты. Южные границы - Мугоджары - проходят на территории Актюбинской области Республики Казахстан.Наивысшая вершина: гора Ямантау (1 640 м). За счет примыкания широких предгорий Южный Урал расширяется до 250 км при средней ширине Уральских гор от 40 до 150 км. Длина Южного Урала 550 км.

3. Средний Урал. Наиболее низкая часть Уральских гор, ограниченная широтами Конжаковского Камня на севере и горы Юрма на юге (согласно другим источникам - от горы Ослянка до широтного участка реки Уфы) между 56° и 59° северной широты.

Средний Урал хорошо обособлен орографически: Уральские горы здесь понижаются, а строго меридиональное простирание горного пояса сменяется юго-юго-восточным. Вместе с Южным Уралом Средний Урал образует гигантскую дугу, обращенную выпуклой стороной на восток, дуга огибает Уфимское плато - восточный выступ Русской платформы.

4. Северный Урал. Часть Уральских гор, простирается от Косьвинского Камня и соседнего с ним Конжаковского Камня (59° с.ш.) на юге до северных склонов массива Тельпосиз, а точнее, до берега реки Щугер, огибающей его с севера.Уральский хребет идёт здесь строго с юга на север несколькими параллельными хребтами и увалами общей шириной до 50-60 км. Рельеф среднегорный, с плоскими вершинами - результатом поднятия древних выровненных гор и воздействия последующих оледенений и современного морозного выветривания.Главные вершины Северного Урала чаще всего расположены в стороне от водораздельного хребта: Конжаковский Камень (1569м), Денежкин Камень (1492 м), Чистоп (1292 м), Отортен (1182 м, на других картах высота - 1234 м)[1], Кожим-Из (1195 м), Тельпосиз (1617 м). Особый интерес представляют остатки более твердых пород - великолепные скалы и останцы. Наиболее известные из них встречаются на горах Мань-Пупу-Ньер, Торре-Порре-Из, Мунинг-Тумп.Северный Урал — один из самых глухих и труднодоступных районов Урала. Одна из его вершин носит название Медвежий Угол. Севернее Ивделя, Вижая и Ушмы почти нет населённых пунктов и соответственно дорог. К горам с востока и запада подступают непроходимые леса и болота. Климат здесь уже достаточно суровый. В горах много снежников, которые не успевают растаять за лето. Встречаются пятна вечной мерзлоты, причём до широты Конжаковского Камня. Хотя ледников в этих районах нет, в карах Тельпосиза — самого высокого массива Северного Урала — найдены два маленьких ледника.

5. Приполярный Урал. Горная система в России, простирающаяся от истоков реки Ляпин (Хулга) на севере (65º 40’ с. ш.) до горы Тельпосиз («Гнездо ветров», высота около 1617 м) на юге (64º с. ш.).Приполярный Урал — наиболее высокая часть Уральских гор. Именно здесь расположена высшая точка Уральских гор - гора На́родная, 1894,5 м. Выделяются ещё несколько вершин, отличающихся альпийским рельефом: Манарага (1662 м), Колокольня (1724 м), Защита (1808 м), Манси-Ньёр (Дидковского) (1778 м), Свердлова (около 1800 м), Комсомола (1729,4 м). Наиболее высокие вершины - Народная, Манарага, Карпинского, Колокольня, Нёройка - высота более 1600 м.Здесь встречаются ледники, среди которых такие известные, как ледники Гофмана и Малды.

 

6. Полярный Урал. Горная область на севере Евразии, на территории России, самая северная часть Уральских гор. Северной границей региона считается гора Константинов камень, а от Приполярного Урала район отделяет река Хулга. Площадь — около 25000 км². Полярный Урал расположен на границе Европы и Азии, на территории, принадлежащей республике Коми и Ямало-Ненецкому автономному округу. Условная граница частей света совпадает с границей регионов и проходит, в основном, по главному водоразделу хребта, разделяющему бассейны Печоры (на западе) и Оби (на востоке). Часть стока северных склонов приходится непосредственно на Байдарацкую губу Северного Ледовитого океана. Преобладающие высоты хребтов составляют 800—1200 метров с отдельными вершинами до 1500 метров (гора Пайер). Характерная особенность рельефа северной части Полярного Урала, наряду с глубоким расчленением хребтов и массивов сквозными поперечными долинами, — незначительная высота перевалов через главный водораздел (200—250 метров).

 

7. Пай-Хой. Старый, сильно разрушенный горный кряж в центре Югорского полуострова. Образующие его каменистые гряды и холмы протянулись примерно на 200 км от северной части Полярного Урала к проливу Югорский Шар, а географическое продолжение их прослеживается на острове Вайгач, разделяющем Баренцево и Карское моря.

Уральские горы образовались в позднем палеозое в эпоху интенсивного горообразования (герцинская складчатость). Формирование горной системы Урала началось в позднем девоне (около 350 млн лет назад) и закончилось в триасе (около 200 млн лет назад).

Является составной частью Урало-Монгольского складчатого геосинклинального пояса. В пределах Урала на поверхность выходят деформированные и часто метаморфизованные горные породы преимущественно палеозойского возраста. Толщи осадочных и вулканических пород обычно сильно смяты, нарушены разрывами, но в целом образуют меридиональные полосы, обусловливающие линейность и зональность структур Урала.

О древности Уральских гор ученые знали издавна. В античных источниках, Урал отчасти связывают с Рифейскими и чаще с Гиперборейскими горами. По данным Птолемея Уральские горы состоят из гор Римнус (Римнинус - река Яик или Уфа; Средний Урал), Норосы, «Норосские» - Южный Урал, с которых течёт река Яик (Урал) и северной частью - ГиперборейскиеРипейские горы — однозначно водораздел между бассейнами Каспия, Чёрного моря и Балтики (Сарматским океаном) и др.

Начиная с первой летописи - «Повести временных лет», относящейся к XI веку нашей эры, - русские называли Уральские горы Поясовым, Сибирским, или Большим Камнем, или же Земным Поясом.

На первой карте Русского государства - «Большом Чертеже», составленном во второй половине XVI века, Урал под названием «Большой Камень» был изображён в виде горного пояса, с которого берут начало множество рек по водоразделу в нынешнем округе Златоустовских заводов и несколько южнее и несколько севернее; Русские вначале тоже только эту часть хребта называли Уралом. (Так в книге большому Чертежу говорится, что р. Белая вытекла от Уральтовыя горы). И до ныне в простонародье только эта часть хребта называется Уралом».

В башкирском языке топоним «Урал» осознается как весьма древний, вероятно восходящий к пратюркскому состоянию. Его следует связывать с башк. үр ~ др.-тюрк. *ör «высота, возвышенность». Помимо данной версии существует другая теория происхождения слова «Урал»: от башк. «урау», то есть «пояс», «опоясывать».

Современная топонимика рассматривает две основные версии происхождения топонима «Урал». Создатель мансийской версии происхождения названия Э. К. Гофман сравнивал название Урал с мансийским «ур» (гора). В XX веке эту теорию развили венгерские учёные - манс. ур ала (вершина горы), но, при кажущейся убедительности этой версии, сами манси называют Уральские горы Нёр (Камень) и никогда не применяли сочетание «ур ала» ни к Уралу в целом, ни к отдельным его вершинам. Вторая версия рассматривает заимствование топонима из башкирского языка. Действительно, из всех автохтонных народов Урала это название издревле существует только у башкир, и поддерживается на уровне языка, легенд и традиций этого народа (эпос Урал-батыр). Другие коренные народы Урала (ханты, манси, коми, ненцы) имеют иные традиционные названия Уральских гор: коми - Из, манси - Нёр, ханты - Кев, ненцы - Нгарка Пэ.

 

Фото автора.

Как были открыты Уральские горы:

VII-VI вв. до н. э.
Предполагаемое путешествие Аристея Проконнесского к исседонам, описанное в поэме "Аримаспия". Среди северных народов в поэме упоминаются гипербореи.

 

II в н. э.
Клавдий Птолемей составил карту известной ему части мира, на которой изобразил Гиперборейские, Рифейские, Норосские и Риммикайские горы. Последние можно считать прототипом современного Южного Урала (может быть, Мугоджар). На карту нанесена и река Даикс (Яик, Урал).


X в.
В арабских источниках упоминаются страны Вису и Югра. Югра находилась в самой северной части Уральских гор, Вису - предположительно в Северном Предуралье.


1096 г.
Открытие новгородцами гор северной части Урала. Это событие было зафиксировано в "Повести временных лет", написанной в начале XII в.


1154 г.
Арабский географ ал-Идриси привел ценные сведения о горах Аскарун и Мургар, расположенных в Башкирии, а также горах Оскаска (на месте Южного Урала) и Айани (на месте южной части Северного Урала).
(Нина Архипова, кандидат географических наук, почетный член Русского географического общества. Из журнала "Родина": Тайны "превысочайшего Камня")

 

Исходя из всего вышесказанного, Урал представляет собой древнейшую территорию самого большого континента, которой в значительной степени не коснулись глобальные изменения связанные с изменением расположения полюсов и последующими природными бедствиями.

Древние летописи доказывают, что территория Урала была широко известна и населена отнюдь не дикими малочисленными кочевыми племенами, а народами имеющими свои города и центры культурно-технологического развития.

Глава 2. Гиперборея.

Так почему же часть Уральских гор упоминаются как Гиперборейские? Кто же такие гиперборейцы и где располагалась Гиперборея?

Древнеримский учёный Плиний Старший в своей «Естественной истории» писал о гипербореях следующее:

«За этими (Рифейскими) горами, по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил.Солнце светит там в течении полугода, и это только один день, когда солнце не скрывается (как о том думали бы несведущие) от весеннего равноденствия до осеннего, светила там восходят только однажды в год при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Страна эта находится вся на солнце, с благоприятным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ Богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там не известны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. Нельзя сомневаться в существовании этого народа.»

В античных источниках приводятся различные версии происхождения гипербореев. Согласно Ференику, гипербореи выросли из крови древнейших титанов. По Фанодему своё название они получили от некоего афинянина Гиперборея. Филостефан говорит, что Гиперборей был фессалийцем, а другие производят их от пеласга Гиперборея, сына Форонея и Перимелы, дочери Эола. О гипербореях говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон». По Мнасею Патрскому, они ныне называются дельфами.

В страну гипербореев время от времени отправляется сам Аполлон на колеснице, запряжённой лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы, об этом упоминает Алкей в гимне Аполлону. Гипербореи наряду с эфиопами, феаками, лотофагами относятся к числу народов, близких к богам и любимых ими. Так же, как их покровитель Аполлон, гипербореи художественно одарены. Блаженная жизнь сопровождается у гипербореев песнями, танцами, музыкой и пирами; вечное веселье и благоговейные молитвы характерны для этого народа - жрецов и слуг Аполлона. Геракл принес оливу от гипербореев у истоков Истра в Олимпию.

Согласно Диодору Сицилийскому, гипербореи в гимнах непрестанно воспевают Аполлона, когда он является к ним через каждые 19 лет. Даже смерть приходит к гипербореям как избавление от пресыщения жизнью, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море.

Ряд легенд связан с приношением гипербореями первого урожая на Делос к Аполлону: после того как девушки, посланные с дарами, не вернулись с Делоса (остались там или подверглись насилию), гипербореи стали оставлять дары на границе соседней страны, откуда их постепенно переносили другие народы, вплоть до самого Делоса.

Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из страны гипербореев.Эти герои рассматриваются как ипостась Аполлона, так как они владели древними фетишистскими символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственной силой), а также обучали и наделяли людей новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийского храма).

Арктический континент на карте Герарда Меркатора 1595 года.

В исторической науке миф о гипербореях считается частным случаем характерных для самых разных культур утопических представлений об окраинных народах, лишённым конкретной исторической подосновы.

Упоминание Гипербореи во «Всеобщей космографии» Себастьана Мюнстера

Гиперборее посвящено немало литературы, в основном паранаучного или оккультного толка. Различные авторы локализуют Гиперборею в Гренландии, недалеко от Уральских гор, на Кольском полуострове, в Карелии, на Таймырском полуострове; высказывались предположения, что Гиперборея располагалась на ныне затонувшем острове (или материке) Северного Ледовитого океана.

Часть Гипербореи нанесена на карту Лемурии в книге «Лемурия — исчезнувший континент» Уильяма Скотт-Эллиота (WilliamScott-Elliot; ум. 1930). Согласно Ч. Джинараджадасе (1875—1953), географические карты Лемурии и Атлантиды, которые Скотт-Эллиот опубликовал в книгах «Лемурия — исчезнувший континент» и «История Атлантиды», были скопированы Чарлзом Ледбитером с оригиналов из Тибетского оккультного музея махатм.

Остатки Гипербореи (синие очертания на севере) и Лемурии (красные) - на фоне современных континентов (серые линии); из книги Уильяма Скотт-Эллиота. «Лемурия - исчезнувший континент».

Наряду с легендами об Атлантиде в древней истории живет легенда о Гиперборее — стране, в коей жил священный народ, располагающий сверхспособностями. Это фантастическая страна, по описаниям античных авторов, размещалась по отношению к Средиземноморью где-то далеко на севере.

Для нас именно Гиперборея, мифическая прародина Ариев, представляет огромный интерес, так как именно там, на северной прародине, зародилась наша цивилизация. Оттуда же, из фантастических городов Фалиаса, Финиаса, Муриаса и Гориаса пришли Туатта де Данаан. И именно оттуда, по преданию, Мерлин перенес Стоунхендж. Нострадамус в своих «Центуриях» называл россиян не иначе как «народом гиперборейским».


Со времен древнегреческой мифологии и наследующей ей традиции Гиперборея — легендарная северная страна, местообитание блаженного народа гипербореев.
Название дословно обозначает «за Бореем», «за севером».

Излагая легенду, Плутарх (1 век н.э.) пишет, что когда-то, в незапамятные времена, гармония золотого века была нарушена борьбой за власть между Зевсом и его отцом Кроном, которого поддерживали титаны. После победы Зевса титаны, возглавляемые Кроном, ушли куда-то на север и поселились за Кронийским морем на большом цветущем острове, где «мягкость воздуха была удивительной».
Родиной матери Аполлона титаниды Лето также была Гиперборея, в которую он совершал путешествия на колеснице запряженной белыми лебедями.
Бореем эллины называли холодный северный ветер, в отличие от Нота — влажного ветра с Юга и Зефира — нежного ветра с Запада. Все они, согласно мифологии, считались родными братьями, рожденными от отца звезд — Астрея и его супруги, богини утренней зари — Эос. Борею посвящен орфический гимн:

«Движущий толщи воздушные мира своим дуновеньем,
О леденящий Борей, явись же из Фракии снежной,
Влажнодорожного неба разбей неподвижность сплошную!
Дунув на тучи, развей и прочь разгони дождеродиц,
Ясной погодой даря, дабы радостным взором эфира
Солнца лучи засветили на земле, и сияя и грея!»
(«Античные гимны»)

У римлян северный ветер — это Аквилон. И в «Естественной истории» Плиния, Гиперборея звучит не только по-гречески, но и как «земля по ту сторону Аквилона».

 

Именно здесь, как пишет Эсхил: «на краю земли», «в безлюдной пустыне диких скифов» — по приказу Зевса был прикован к скале непокорный Прометей: вопреки запрету Богов, он подарил людям огонь, открыл тайну движения звезд и светил, научил искусству сложения букв, земледелию и плаванию под парусами. Но край, где томился терзаемый орлом Прометей, до тех пор, пока его не освободил Геракл (получивший за это эпитет Гиперборейского), — не всегда был столь безлюдным и бесприютным. Все выглядело иначе, когда несколько раньше сюда, на край Ойкумены, к гиперборейцам приходил знаменитый герой древности — Персей, чтобы сразиться с Горгоной Медузой и получить здесь волшебные крылатые сандалии, за что он также был прозван Гиперборейским.

Хорошо известны античные карты, где в северо-восточной части Европы по латыни написано название легендарной страны.

 

 

Современные историки расходятся во мнении о расположении Гипербореи. Различные авторы локализуют Гиперборею в Гренландии, недалеко от Уральских гор, на Кольском полуострове, в Карелии, на Таймырском полуострове; высказывались предположения, что Гиперборея располагалась на ныне затонувшем острове (или материке) Северного Ледовитого океана.

Большая группа историков считает, что легендарная страна располагалась в северной части европейской России и Европы. Вторая часть ученых помещает Гиперборею на территорию Красноярского края и Хакассии в так называемую Хакасско-Минусинскую котловину. По убеждению третьих древнейший палео-континет был некогда расположен в Арктике. Именно оттуда, с крайнего Севера вышли изначальные люди, основавшие прарелигии.
Последнее предположение подтверждает и знаменитая карта Герарда Меркатора, 1554 г., где ясно видна Арктика в виде суши, как и описана Гиперборея в легендах — страна, окружённая кольцом гор, в центре которой стоит священная гора.

 

Также существует версия, что гиперборейцы жили на Соловецких островах, где по легендам обитают и сейчас в подземном городе. В довоенное время, 30-е годы, на самом большом острове архипелага советскими экспедициями был найден лабиринт из камней, в центре которого находился проход в систему подземных туннелей. Предлагалось немало объяснений, касающихся предназначения соловецких каменных спиралей: могильники, жертвенники, макеты рыболовных ловушек. Ходы лабиринта, заставляющие путника долго и тщетно искать выход и, наконец, все-таки выводившие его наружу, рассматривались как символ блуждания Солнца в течение полярной полугодичной ночи и полугодичного дня по кругам или, вернее по большой спирали, проецируемой на небесный свод. В культовых лабиринтах, вероятно, устраивались процессии, чтобы символически изобразить блуждание Солнца. Русские северные лабиринты не только служили для хождения внутри них, но также выступали и в качестве схемы-напоминания для ведения магических хороводов.

Кольский полуостров также рассматривается как возможная локализация Гипербореи, о чем свидетельствуют найденные там древние пирамиды.
Поиски Гипербореи сродни поискам погибшей Атлантиды, с той только разницей, что от затонувшей Гипербореи все-таки осталась часть суши — это север нынешней России. Впрочем, неясные трактовки (это уже собственное частное мнение) позволяют говорить, что Атлантида и Гиперборея могли быть вообще одним и тем-же материком.

На севере России многочисленные геологические партии неоднократно сталкивались со следами деятельности древних, однако, целенаправленно никто из них не ставил своей целью поиск гиперборейцев.

Однако где бы ни располагалась Гиперборея, ее дух, ее зов слышится в творениях индоевропейцев от Скандинавии до Индостана. Легендарная северная прародина отзывается своим суровым духом в славянской и скандинавской мифологиях, отличая их от «атлантических» мифологий египтян и греков.

 

Гиперборея (она же Арктида) - праматерь всей мировой культуры, страна известная

нам из древнейших манускриптов. Местоположение - север Евразии.

Не приходится сомневаться, что древняя Гиперборея имеет непосредственное отношение к древнейшей истории России, а русский народ и его язык напрямую связан с исчезнувшей легендарной страной гиперборейцев.

По данным эзотерических учений, Гиперборея издавна является самым сокровенным местом планеты, а мудрые гиперборейцы владели огромным количеством знаний, даже более передовых, чем имеет современная цивилизация.

Глава 3. Мегалиты.

В этой главе будут представлены сведения что такое мегалиты, мегалитические сооружения и формы мегалитов.

Мегалит происходит от греческого мега-большой и лит-камень. Сооружения из огромных каменных глыб, характерные в основном для финального неолита и энеолита (IV—III тыс. до н. э. в Европе, либо позднее в Азии и Африке).

Термин был предложен в 1849 году английским исследователем А. Хербертом в книге Cyclops Christianus, а в 1867 году официально принят на конгрессе в Париже. Термин не является исчерпывающим, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. В частности, мегалитами называют обтёсанные камни больших размеров, в том числе и не используемые для сооружения погребений и памятников.

Все мегалиты можно разделить на две категории. В первую входят древнейшие архитектурные сооружения доисторических (дописьменных) обществ (храмы острова Мальта, менгиры, кромлехи, дольмены). Для них использовались или совсем не обработанные, или с минимальной обработкой камни. Культуры, оставившие эти памятники, так и называют — мегалитические. Часто к мегалитам относят и сооружения из довольно мелких камней (лабиринты), и отдельные камни с петроглифами (следовики). Подобную же архитектурную эстетику несут и некоторые сооружения более продвинутых обществ (гробницы японских императоров и дольмены корейской знати).

Вторую категорию представляют собой сооружения более развитой архитектуры, в значительной степени состоящие из очень крупных камней, которым, обычно, придана геометрически правильная форма. Они характерны для ранних государств, но сооружались и в более поздние времена. В Средиземноморье, например, это пирамиды Египта, сооружения микенской культуры, Храмовая гора в Иерусалиме. В Южной Америке - некоторые сооружения в Тиуанако, Саксайуамане, Ольянтайтамбо.

Общей характерной особенностью мегалитов являются каменные глыбы, плиты или блоки весом порой более сотни тонн, часто доставленные из карьеров, расположенных за десятки километров, иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни в некоторых типах сооружений имели идеально плотную подгонку по швам (Дольмены Западного Кавказа, погребальные покои и облицовка пирамид Египта, лучшие строения инков).

Как правило, мегалитические конструкции не служили жильём, а от периода строительства до наших дней не дошло записей (или они скудны) о приёмах строительства и назначении строений.

Некоторые ученые-скептики утверждают, что на Урале мегалитов нет, это все естественные образования возникшие в ходе воздействия времени, окружающей среды и погодных условий на горы. Но тогда куда девать дольмены острова «Веры» на Тургояке, многочисленные сейды, менгиры, кромлехи которые находят и по сей день по всему уральскому хребту, а многочисленные писаницы, которые тоже входят в разряд мегалитов.

В следующих главах я представлю уральские мегалиты на которых мне удалось побывать. Часть из них имеют научное подтверждение и являются ритуальными сооружениями, а другая часть может представлять собойсовокупность природных образований с искусственным вмешательством, то есть использование природных объектов для нужд человека с дальнейшей доработкой под эти нужды.

Глава 4. Аракульский шихан.

Озеро Аракуль находится на территории Челябинской области. В переводе с башкирского означает «промежуточное озеро» или «озеро между гор».

Фото автора.

Площадь озера 3 км², средняя глубина — 5,3 м, наибольшая — 12 м. Объём воды в озере 21,9 млн м³, минерализация — 240 мг/л, по химическому составу относится к гидрокарбонатно-кальциевому типу.

В озеро впадают реки Каганка и Ольховка, а вытекает речка Аракулька. Через эту речку озеро Аракуль связано с Каслинской системой озер.

На Урале каждое место имеет свои легенды, вот и про озеро люди сказывают свою легенду:

«Давным-давно, на берегу озера, маленького и неприметного, жил старый охотник. Когда поселился он там и как долго жил, никто и не знает.

Был у охотника сын. Любил старик сына, все, что знал и умел, передавал ему, а тот рос, словно молодой лось, статный да могутный. Тайга им обоим родным домом была, кормила и одевала их, по своим законам жить заставляла, однако сильно и не баловала.

А на другой стороне озера жил злой дух тайги. Ночами бродил по ельникам, по мшистым болотам-марям, по седым уральским кряжам и нес с собой смерть да несчастье. Где рыси спящего лосенка укажет, где в когти филину серого зайку загонит, да как захохочет от радости…

От этого хохота, говорят, и у волка на загривке шерсть дыбарем поднималась. А днем не видно духа, в дупляную коряжину спать завалится, и только мошка-мокрец до самого вечера над смрадным дыханием его каруселью кружится.

Однажды пришли к озеру люди и выжили с насиженного места злодея. Поставили чумы островерхие, а из коряги дупляной челночек-лодочку сделали. Охотой промышлять начали, злобных рысей капканами половили, филинов-вещунов несчастья по лесу вовсе разогнали.

Старика-охотника за его нелюдимость дикарем прозвали вместе с сыном его. Была, однако, в становище том и девушка-любимица, черноокая, быстрая, словно косуля горная. Любила та девушка по ночному озеру на лодке-челночке кататься. С вечера сядет в лодочку, ударит веслом воду хрустальную, и плывет по лунной дорожке…

Знать не могла она, что глядят на нее с разных берегов озера глаза разные. С одного берега, с гряды каменной, тоской-кручиною глаза молодого дикаря к дорожке лунной прикованы, а с другого, из болота мшистого, зеленой злобой глаза духа блестят. Долго продолжалось так, сидит молодой дикарь, от лодки глаз оторвать не может, а у ног его, на камне сером, угольки тлеют…

Однако сказать трудно почему, но повернула однажды лодочка к гряде каменной, выпрыгнула из нее девушка, позвала охотника, да… по утреннему туману домой и вернулась. Так с той поры и повелось. Видно уж все молодое к молодому тянется, а счастье, оно берегами не обозначено…

Только злей еще сверкать стали глаза зеленые из болота мшистого. Пришел как-то под вечер злодей к дикарю старому, да и говорит:

- Остепени сына, пусть девку бросит!

А старик ему в ответ:

- Давно гляжу я на них и ничего плохого в том не вижу, да и на мать его, с которой меня противу воли разлучили, она уж очень похожа. Не мешай счастью цвести, злодей, не погань радость человеческую!

Да и прогнал его.

Обозлился дух, полетел на гряду каменную к молодому дикарю.

- Брось девку — говорит – мы с тобой всегда в мире жили!

А тот смеется:

- Знаешь ли — говорит – зеленый, что такое счастье?

- Только ударится лодка о камни у берега — быть тебе камнем! — прорычал дух, за так зло зубами скрипнул, что серые валуны в темноте синими стали, жутким сияньем засветились.

Встал охотник, подошел к краю гряды, поглядел на дорожку лунную.

- Опоздал, зеленый, куда же мне без нее, да вот и она сама! Только сказать успел — в камень и превратился…

Выбежала девушка наверх, к костерку, да и поняла все сразу… Припала к камню-валуну, заплакала… Долго она так плакала, слезы в сером камне ямки выбили и, стекая ручейками, озеро намного больше сделали.

Много дней и ночей смотрел на нее злодей — слезам человеческим радовался. Однажды захотел ее с собой утащить, только лапы протянул, когтями плеч девичьих коснулся, отвалился кусок гранита-камня от валуна, да и перешиб обе лапы злодею. Взвыл дух! Проклял место то и девушку в камень превратил…

С тех самых пор и зовут то озеро Ара-Куль, что значит Слеза-озеро. Гряду называют Дикарь-камень, а самый крайний валун, чуть наклоненный, по имени девушки Шихан-камнем зовут. И вода в том озере чистая-чистая, как слеза, все камушки на дне видно. А вот на самой середине озера всегда рябь стоит. Там по преданию злой дух утоплен. Выследил его старый Дикарь, да вместе с дуплом, обмотав ремнями, и утопил на середине Слезы-озера…»

Фото автора.

На берегу озера Аракуль находится удивительный каменный комплекс, представляющий собой вытянутую на несколько километров каменную гряду (более 2 км.) по форме напоминающую гигантскую стену высотой 60-80 м. и шириной 40-50 м., как будто неведомые великаны сложили эту стену.

Фото автора.

Слово «шихан» происходит от тюркского «каменная вершина». Так на Урале называют невысокие островерхие холмы. По другой версии – это курганы с захоронениями.

С большого шихана открывается отличный вид, в хорошую погоду можно разглядеть до десятка озер находящихся в этом районе.

На самом верху стены, по всей длине встречаются удивительные по форме камни, да и сама стена напоминает оборонительное укрепление с бойницами, защитными стенами и выступами для перемещения. Здесь встречаются в большом количестве каменные «чаши», от небольших до довольно внушительных (до 2 м. шириной и до 1 м. глубиной).

По одной из версий в этих каменных «чашах» наши далекие предки совершали обряды жертвоприношения и разводили ритуальные костры. Но пройдя по всему массиву, можно увидеть такие же «чаши» расположенные вертикально, а в таких «чашах» ни костры не жертвенники не устроить.

Так же как и на самом шихане, так и в его окрестностях было обнаружено около 13 археологических памятников. Возраст находок варьируется от энеолита до второй половины XIX века, среди них мегалитические сооружения, как дольмены и менгиры.

При раскопках на озере Аракуль было обнаружено древнее становище человека «железного» века, которое датируется серединой первого тысячелетия до н. э.

В 2006 году Аракуль посетил спелеоархеолог В.И. Юрин, описав 11 небольших пещерных объектов и 6 объектов, напоминающих мегалиты.

Помимо находок керамики, плавильных форм и фрагментов костей животных, ученые обнаружили культовый памятник – менгир (Средний Шихан V). Он расположен восточнее скального гребня и представляет собой вертикально стоящий отдельный камень высотой около 1 метра. На менгире имеются следы дополнительной обработки: пояс и 4 насечки с равными инте



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: