Число баллов | Характеристика памяти |
6 и меньше | Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом |
7-12 | Объем памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться |
13-17 | Объем памяти хороший |
18-21 | Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей |
Свыше 22 | Ваша память феноменальна |
Контрольные вопросы:
1. Разработайте упражнения для развития памяти.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Тема: Логическое мышление.
Цель: оценка логического мышления.
Материалы и оборудование: секундомер (или часы), лист бумаги, на котором изображены числовые ряды.
Примерный вариант числового ряда.
1) 24 21 19 18 15 13 - - 7 5) 7 16 19 5 21 16 9 - 4;
2) 1 4 9 16 - - 49 64 81 100; 6) 2 4 8 10 20 22 - - 92 94;
3) 16 17 15 18 14 19 - -; 7) 24 22 19 15 - -;
4) 1 3 6 8 16 18 - - 76 78;
Ход работы
Экспериментатор предъявляет испытуемому лист бумаги, на котором представлено 7 числовых рядов. Испытуемый в течение 5 мин должен найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа.
Форма отчетности
Оцените полученные результаты: норма для подростка - определить за 5 мин 3 и более ряда. Сделайте вывод. Правильные ответы: 1) 12,9; 2) 25, 36; 3) 13, 20; 4) 36, 38; 5) 13; 6) 44, 46; 7) 10, 4.
Контрольные вопросы:
1. Предложите возможные варианты развития логического мышления.
Практическая работа № 8
Тема: Смысловая память.
Цель: определить объем смысловой памяти.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: набор заранее заготовленных 18 отвлеченных понятий. Примерный перечень понятий: 1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Печаль. 4. Дружба. 5. Сильное желание. 6. Радость. 7. Совместная работа. 8. Утренняя зарядка. 9. Воскресный вечер. 10. Торжественная встреча. 11. Теплый прием. 12. Книжный магазин: 13. Футбольный матч. 14. Газетный обзор. 15. Любимый урок. 16. Центральная улица. 17. Родной очаг. 18. Заграничная поездка.
Ход работы
Все психические процессы связаны между собой. Долговременная память предполагает отбор полезной информации и ее длительное сохранение с возможностью последующего воспроизведения. В этом процессе кроме непосредственного восприятия участвуют также представление, воображение, мышление.
Испытуемому дается инструкция: «Вам будет предъявлен ряд понятий. Для того чтобы их лучше запомнить, делайте на листе бумаги какие-либо зарисовки или пометки (но не слова), фиксируя таким образом те ассоциации, которые они у вас вызывают. При воспроизведении понятий вы будете пользоваться вашими пометками. Старайтесь точно воспроизводить понятие».
Экспериментатор громко и отчетливо один раз зачитывает с интервалом по времени, достаточным для того, чтобы испытуемый сделал нужные ему пометки, 18 понятий. Через 30-60 мин испытуемый, используя свои пометки, записывает все 18 понятий.
Форма отчетности
Проанализируйте количество ошибок и сравните с результатами других испытуемых.
Контрольные вопросы:
1.Раскройте теорию И.П.Павловао сигнальных системах.
2.Назовите основные познавательные процессы.
3.Дайте краткую характеристику каждого из них.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
Тема: Индивидуальный профиль асимметрии.
Цель: доказать наличие у человека функциональной асимметрии мозга. Определить индивидуальный профиль асимметрии.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: механические часы, мяч, рулетка, плотный лист бумаги.
Вопросы для повторения:
1. Определите основные зоны чувствительности коры головного мозга.
2.Дайте сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов.
Ход работы
Испытуемые выполняют задания, а экспериментатор подсчитывает количество баллов за каждое из них.
I. Определение ведущей руки
1.Испытуемого просят быстро, не задумываясь, перекрестить пальцы обеих рук. Сверху оказывается палец ведущей руки (сверху правая рука - 1 балл; левая - 0).
2.Испытуемого просят скрестить руки (встать в позу Наполеона). Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки (правая - 1 балл; левая - 0).
3.Испытуемого просят завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы фиксирует правая рука - 0 баллов; левая – 1).
4.Испытуемым предлагают провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, гораздо больше, чем линий, проведенных неведущей рукой (правосторонняя асимметрия - 2 балла, левосторонняя - 0; асимметрии нет - 1).