Подарки (сувениры и цветы)




 

В дипломатической протокольной практике существенное значение имеют подарки (сувениры), которые символизируют углубление и укрепление дружбы, является выражением благодарности, доброй воли, свидетельствуют о желании близких отношений. Даря то, надо особенно помнить, что значение подарка (сувенира) зависит далеко не от его цены, а от умелого выбора. Часто дорогие, ничем не обоснованные подарки могут вызвать подозрение и вместо пользы вызвать обратную реакцию. При подборе и вручении подарков надо тонко учитывать возможные желания или захват того, для кого он предназначается (филателист будет в восторге от интересной серии почтовых марок, коллекционер изделий народного искусства – от какого-то недорогого подарка именно такого плана, рыбалка или охотник – от пустяка с этой сферы увлечений и т.д.).

Унифицированным подарком могут быть художественные альбомы (известных картин, фотоальбомы), хотя достойные из них не является дешевыми; книги, но с обязательным учетом того, обладает получатель языке, на котором написана книга. Хорошо воспринимается как подарок, особенно по случаю Нового года, бутылка хорошего вина или какого-то другого национального напитка. Когда одной и той же лицу подарки вручаются из года в год, то особо следует помнить, что дарилось раньше, чтобы избежать повторения.

Подарок или сувенир в хорошем упаковке (а теперь такого хватает) с визитной или специальной карточкой вручается лично или пересылается, но очень важно, чтобы он поступил к адресату вовремя. Когда подарок вручают вам лично, то, согласно правилам хорошего тона, его рекомендуется развернуть, посмотреть, высказать свое удовольствие и поставить на почетное место. Подарок надо уметь не только подобрать, но и принять.

Одни подарки нам нравятся, другие – нет, но следует всегда помнить, что подарок есть подарок, и к нему, особенно в присутствии дарящего, надо относиться с соответствующим вниманием. Подарки, которые вручаются учитывая будущую личную выгоду дарящего, лучше не принимать, если это даже грозит охлаждением или расторжением отношений, чтобы потом не думать, как «отрабатывать» за него. К сожалению, такой метод далеко не редкое явление в нынешней жизни.

Обмен подарками происходит во время пребывания разноплановых делегаций, в основном в конечной фазе визита.

Отдельно стоит сказать о цветах, которые можно дарить всегда, с определенной случаю или без нее. Когда цветы вручались как символ выражения своих чувств к адресату, имело значение, какие именно цветы, какого цвета, как вручались. Сегодня такие особенности также не совсем отвергаются, однако уделяется все же меньше внимания различным мелочам. Конечно, следует различать, когда цветы дарятся любимому человеку, а когда – официальному лицу.

Во время официальных торжеств используют, как правило, цветы национальных цветов конкретного государства – то в букетах или в корзинах или в венках. Элегантность букета зависит не от его величины, потому что, например, «миллион алых роз» примадонны А. Пугачевой так и не гарантировал бедному художнику вечной любви. Большие цветы дарятся преимущественно в нечетном количестве, тогда как при составлении букетов из мелких на этом внимание не акцентируется. Цветы в вазонах дарят только близким людям, так же, как и букеты полевых цветов.

Цветы можно присылать перед приемом, вручать во время него или передавать в знак благодарности после приема. К букету, как правило, добавляется визитная или специальная карточка. Если вы приглашены на прием в узком кругу, например, обед или ужин, то цветы можно прислать заранее с просьбой принять их в ожидании приятной встречи. Хозяйка приема постарается поставить эти цветы на видном месте. Если цветы вручаются лично во время приема, то они подаются человеком без обертки «короной» вверх. Во время приема одни дарят цветы, другие – нет, но уже само участие в приеме – это свидетельство уважения к хозяевам, и этого, в принципе, достаточно.

Несколько советов о вручении цветов в различных ситуациях:

1. На вокзалах, в аэропортах цветы можно вручать в обертке (в основном в целлофановой). Но стоит помнить, что во время официальных поздравлений и проводов цветы дарятся – как и в помещении – без оберточной бумаги.

2. Женщина, как правило, не вручает цветов мужчине, за исключением ситуации, когда она хочет засвидетельствовать особую благодарность за искренность и помощь (например, пациентка – врача, студентка – профессору).

3. Лицам, находящимся в больнице, можно вручить букет цветов (ни в коем случае не корзину), но не душистых.

4. Вручение цветов не исключает одновременного вручения и какого-то другого подарка, но цветы могут заменять любой подарок.

5. Искусственные цветы, даже самые красивые, не стоит использовать для декорирования репрезентационных помещений.

 

ОСОБЕННОСТИ ДАРЕНИЯ ДЕЛОВОГО ПОДАРКА

ИНОСТРАННЫМ ПАРТНЕРАМ

 

Подарки как форма проявления внимания издавна приняты в деловом общении для поддержания и развития партнерских отношений. Отмечая подарком какое-либо событие, вы тем самым показываете свою заинтересованность в партнере. Это, безусловно, запомнится. Обмен подарками между деловыми людьми на Западе распространен не так широко, как на Востоке, но его, безусловно, примут с благодарностью, особенно если вы знаете своего партнера достаточно хорошо, чтобы подарить что-то соответствующее его интересам и вкусам. Поэтому лучше подобрать недорогой, но подходящий подарок, чем дорогой и безвкусный.

Делать подарки в деловом мире далеко не просто. Например, в стране традиций – Японии – существует официальный порядок обязательного обмена подарками при заключении сделок. Их сумма исчисляется сотнями миллионов долларов ежегодно. В западных странах «институт дарения» не закреплен в законодательном порядке, но имеет широкое распространение.

При выборе подарка деловому партнеру принято учитывать национальные традиции страны, которую он представляет, его возраст, состояние здоровья, увлечения (хобби) и многое другое.

Повод для дарения может быть любым. Однако во многих компаниях по разным причинам негативно относятся к тем или иным подаркам, особенно от клиентов или фирм, связанных с данной компанией.

Цель подарка в деловой жизни – проявление добрых намерений, заинтересованности в дальнейших контактах, благодарность за плодотворное сотрудничество. Отмечая подарком какое-либо событие, вы тем самым показываете свою заинтересованность в партнере. Это, безусловно, запомнится. При этом следует иметь в виду, что этика деловых отношений, особенно с зарубежными партнерами, негативно оценивает прямую или замаскированную форму взятки. Если вы собираетесь, что-либо подарить своему партнеру, то желательно заранее навести справки о политике его фирмы по данному вопросу (в организации могут существовать ограничения и просто запреты на вручение подарков или их принятие).

Так, разумеется, дело обстоит далеко не везде. В деловой сфере часто обмениваются подарками. Спектр предметов для обмена весьма широк: перьевые авторучки и часы престижных фирм, билеты на спортивные состязания, фрукты, сладости, услуги, как-то: консультации, обучение, предоставление важной информации. Подарком может быть и взнос в какой-нибудь благотворительный фонд.

Чтобы сделать подарок, надо иметь законное и очевидное для всех основание, и, кроме того, находиться с человеком, которому преподносится подарок, в хороших отношениях. Не следует посылать подарков тому, с кем вы ведете переговоры о сделке, поскольку это может быть воспринято, как попытка повлиять на исход дела.

Деловым людям следует остерегаться подношений официальным лицам, государственным чиновникам, банковским служащим. Здесь очень легко совершить бестактность. Чтобы подарки не «тянули» на взятку, используется простой и надежный способ – делать сравнительно недорогие подарки. По европейским меркам подарок должен стоить от 10 до 25 евро.

В Соединенных Штатах правительственным служащим на расходы на деловые подарки выделяется максимум 25 долларов. Президенту страны запрещено принимать от сограждан любые подарки стоимостью свыше 100 долларов. Такие принципы по существу превращают подарок в символ или знак доброго отношения людей друг к другу и не позволяют их использовать для подкупа или шантажа должностных лиц.

По российскому законодательству стоимость подарка государственному чиновнику не должна превышать три тысячи рублей.

Считается хорошим тоном, когда организация имеет сувениры с фирменной эмблемой. Представители фирмы-производителя иногда дарят партнерам образцы своих изделий. На эти подарки распространяются общие положения деловой этики. Не следует забывать, что подарки и сувениры с логотипом фирмы относятся к разряду рекламной продукции и дарить их уместно только в том случае, когда рекламные цели совпадают с идеей подарка.

Этикет предполагает, что во время первой встречи подарки преподносят хозяева, а не гости. Их вручают после подписания всех протоколов при расставании. При последующих встречах обмен ими становится обязательным, особенно если ваши партнеры с Востока. Это делается в интересах укрепления дружественных связей.

В официальных встречах при вручении подарков нужно соблюдать иерархию: руководителю делегации партнеров вручает подарок руководитель принимающей стороны, членам делегации – сотрудники принимающей стороны. Естественно, подарок руководителю должен быть более весомым и значимым, чем остальным членам делегации. Подарок вручают в упакованном виде, но в отличие от бытовой ситуации развертывать его не нужно. Он будет смотреться гораздо теплее, если его украсить монограммой с эмблемой вашей компании, либо инициалами лица, которому предназначается подарок.

При последующих контактах не следует повторять подарки (кроме спиртных напитков, цветов, коробок с конфетами) - это является серьезным нарушением этикета. Рекомендуется вести запись врученных подарков.

Если материальные подарки вызывают у многих сомнения, то цветы можно дарить в любых случаях. Есть такие поводы, когда не преподнести цветы просто нельзя. Цветы дарят деловым партнерам в знак приветствия, по поводу знаменательного события или благодарности за участие в том или ином совместном мероприятии.

В официальных букетах лучше использовать цветы одного типа. Очень красивыми могут быть букеты, собранные из разных цветов, если они составлены профессиональными флористами.

По протоколу букет не должен пахнуть, быть большим, не должен пачкаться и в то же время должен удобно лежать в руке.

Выбирая цветы для подарка, обязательно нужно знать, кому они предназначены.

Для женщин предпочтительно выбирать букет небольших или средних размеров. Цвет букета ни в коем случае не должен зависеть от возраста женщины, нужно, прежде всего, ориентироваться на ее вкусы, любимые цвета и сочетания. Однако, если заранее неизвестно, что любит женщина, которой преподносится букет, лучше выбрать цветы светлых тонов, но при этом следует избегать резких контрастов.

Мужчинам дарят гладиолусы, стрелиции, георгины и другие строгие цветы на достаточно длинных стеблях. Часто встречающиеся цвета в мужском букете – оранжевый, красный, синий, желтый и, конечно, зеленый, который все уравновешивает.

При выборе цветов нужно учитывать повод и адресата. Следует знать, что в разных странах есть особое восприятие цвета и количества цветов в букете. В России букет должен состоять из нечетного числа цветков (четное – по случаю какого-либо печального события).

В Венгрии, во Франции, Италии, Испании белые хризантемы – цветы скорби.

В Китае белый цвет – это цвет траура и опасности, но один из самых любимых цветов мексиканцев. Для большинства европейских стран, в том числе и для России это цвет молодости, чистоты и невинности.

Красный цвет любят в Норвегии и Иране, но не любят в Ирландии. В Китае это цвет праздника и знак удачи, счастья, постоянства, благородства. В Индии он означает энтузиазм и призыв к действию. В Америке ассоциируется с любовью.

Оранжевый цвет любят в Голландии, здесь он создает атмосферу благополучия и веселья.

Желтый цвет в Бразилии – цвет отчаяния, а в сочетании с фиолетовым – символ болезни. Для Сирии – это символ смерти. В России и Иране он часто воспринимается как знак разлуки и измены, а в Китае желтый цвет наиболее популярен после красного, являясь символом империи, великолепия и сияния.

Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и странах исповедующих ислам (у них он хранитель от дурного глаза).

Голубой цвет для китайцев означает траур, непопулярен он также в Бразилии и Перу.

Поэтому если дарим цветы иностранцам, то лучше посоветоваться в протокольном отделе организации или с кем-нибудь из знатоков этикета.

С живых цветов перед их вручением гостю целлофановую обертку снимают, если она не является частью аранжировки. В упаковке дарят цветы при встрече в аэропорту или на вокзале.

Лучшими сувенирами для зарубежных партнеров всегда считались и считаются чисто национальные сувениры. Кстати, наши матрешки, балалайки и самовары уже не воспринимаются как нечто оригинальное, поскольку они уже есть у всех, кто имел с нами дело. Но любой западный партнер будет рад авторской палехской или федоскинской лаковой миниатюре, жостовскому подносу, гжельской керамике, дымковской глиняной игрушке, павлово-посадскому платку,[45] изделию из уральского малахита (стоимость уральского малахита, считающимся лучшим в мире, не уступает стоимости изумруда).

Изумительные сувениры делают на российских старинных художественных промыслах: каслинское чугунное литье, малая бронзовая пластика и памятные медали, изделия камнерезов Урала, косторезов Севера, художественное стекло, коллекционные куклы в национальных и старинных костюмах. Выполненные великолепными мастерами, эти подарки будут еще долго напоминать о поездке в Россию, о встречах с русскими деловыми людьми.

Неплохим сувениром может стать штоф знаменитых белых и цветных водок завода «Кристалл». Но это сугубо мужской подарок.

Любителям театра, классической музыки можно подарить видеозаписи балетных спектаклей Государственного академического Большого театра или Мариинского театра, аудиозаписи русской классической и современной симфонической музыки в исполнении отечественных оркестров под руководством таких наших всемирно известных дирижеров, как Евгений Светланов, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, а также церковной музыки, старинных русских и цыганских романсов.

Известные художники России, картинные галереи, иконопись широко представлены в альбомах и видеозаписях.

К деловым сувенирам относятся брелоки, значки, майки, каскетки, кружки. Следуя канонам компьютерной эры, в качестве носителя информации и одновременно сувениром можно выбрать USB - порты (флэшки). Использование данного носителя информации заменит все обычные раздаточные материалы конференции, что позволит сократить расходование бумаги.

Сувениры вручают по завершению переговоров или деловых встреч, при этом не следует ранжировать их участников.

Выбирая подарок для зарубежного партнера, приехавшего в Россию по делам, стоит принять во внимание его вес и размеры, а также то, чтобы он не вызвал у вашего гостя осложнений при прохождении таможенного контроля.

Подарок должен быть красиво упакован. Если подарок направляется с курьером, то к нему прилагается визитная карточка (он не должен быть анонимным).

Собираясь в зарубежную поездку или командировку, изучите литературу об особенностях ведения бизнеса в стране, куда вы направляетесь, о специфике делового этикета, в том числе о местной традиции обмена подарками и о том, как политика вашей компании по этим вопросам учитывает местные условия.

Осталось прояснить последний вопрос: кто и как должен следить за соблюдением норм и правил делового протокола и этикета? Ясно, что служба протокола, но насчет методов контроля мнения руководителей организаций расходятся, хотя давным-давно действует правило насчет мер, которые следует применять к своим сотрудникам: нарушил этикет – замечание, три замечания – выговор, три выговора – увольнение.

Следует еще раз напомнить, что деловой этикет представляет собой свод правил поведения, нарушение которых мешает нормальному ведению дел. Достоверно известно, что страны, где деловая этика отсутствует или развита крайне слабо, живут плохо и трудно потому, что бесчестные отношения мешают сотрудничеству.

 

ОБЩИЕ ЗАПРЕТЫВ ЭТИКЕТЕ ДЕЛОВЫХ ПОДАРКОВ

 

Деловой уровень сувениров и бизнес-подарков:

· VIP – для особо важных персон;

· Business – для бизнесменов;

· Promotion – при продвижении по службе;

· имиджевые подарки – для повышения деловой репутации.

Не рекомендуется:

· дарить очень дорогие вещи, так как это может поставить человека в

неловкое положение. Исключение составляют подарки близким родственникам;

· дарить очень дешевые подарки, потому что это уже рассматривается

как скупость и пренебрежение к получателю;

· дарить вещи, которые могут быть истолкованы как некий

нелицеприятный намек, приобретающие в данном, конкретном случае двусмысленное значение: ну, скажем, вручать картину «Неравный брак» молодоженам;

· дарить то, что вряд ли может пригодиться, даже если это вещь хорошая

и дорогая. Например, не стоит дарить спиннинг человеку, не зная, как он относится к рыбалке. Нельзя дарить вещи исключительно по той простой причине, что они вам самим не нужны. Не стоит дарить и то, что вам очень нравится, но к чему другой совершенно равнодушен – например, дарить щенка только потому, что у вас в квартире есть собака, попугайчики в клетке и рыбки в аквариуме, и вы не представляете, как это люди могут жить без общества братьев наших меньших;

· дарить мужчине сладости и цветы, если он не празднует юбилей.

Предметы туалета дарят только близким родственникам;

· дарить женщинам зажигалки, пепельницы – в общем, любые предметы,

связанные с курением – независимо от того, курит она или нет;

· дарить женщинам крепкие напитки, в том числе крепленые вина;

· дарить женщине ко дню рождения, 8 марта кастрюлю, мясорубку –

любые вещи для стряпни, стирки или уборки;

· пытаться уладить ссору с помощью подарка. Сначала все-таки следует

попросить прощения, наладить взаимоотношения, а лишь потом закреплять их подарком. Иначе подарок может стать причиной скандала;

· вручая подарок, расписывать какая это дорогая и редкая вещь, каких

трудов стоило ее купить;

· дарить чисто декоративные, непрактичные вещи на новоселье или

свадьбу;

· критиковать вручаемый подарок, заведомо принижая его достоинства;

· допытываться, как понравился ваш подарок;

· срывать с подарка этикетку с указанием цены. Многие считают, что

оставлять ценник неприлично, потому что это может быть расценено как намек: вон как мы раскошелились ради тебя! И все-таки специалисты по этикету рекомендуют оставлять этикетку. Во-первых, определить приблизительную или даже точную цену вещи можно и без этикетки. А во-вторых, этикетка – это свидетельство того, что вещь новая, своего рода элемент упаковки. Однако прилагать кассовый чек не рекомендуется;

· надписывать книги. Это исключительное право автора, поэтому,

напишите слова поздравления на открытке (или визитке) и вложите ее в книгу.

Все подарки, независимо от их материальной ценности следует принимать с одинаковой благодарностью.

Подарки и сувениры необходимо готовить заблаговременно.

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

 

1. Какие вы знаете способы выражения благодарности?

2. Кому и какие подарки и сувениры можно дарить?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: