ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМ
ПО ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ
НА КОНЦЕ СЛОВА ИЛИ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМ
Прочитай. Выдели в словах каждой группы корень слова.
ду б – ду б ы´ – ду б ки – ду б овый
су п – су п ы – су п чик – су п овóй
• В каких словах выделенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки, надо проверять? Подчеркни эти буквы.
• Подчеркни проверочные слова для слов с подчёркнутыми орфограммами.
2*. Прочитай. Выпиши пары слов по данным признакам:
Морж — моржú, берёза — берёзка, шубка — шуба, шарф — шáрфы, морковь — морковный, клюв — клю´вы, круг — кругú, дубы´ — дубкú.
формы одного слова однокоренные слова
• Подчеркни в корне проверяемых слов букву парного согласного, написание которой надо проверять.
• Найди в каждой паре слов проверочное, поставь над ним знак Х.
3*. Прочитай. Укажи цифрами последовательность действий при обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова.
Подбираю проверочное слово: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слово так, чтобы парный по глухости-звонкости согласный стоял перед гласным или перед звонким согласным [н].
Пишу в проверяемом слове ту же букву, которой обозначается парный согласный звук в проверочном слове.
Определяю, что в корне на конце слова или перед согласным есть парный по глухости-звонкости согласный звук.
Читаю слово и выясняю его лексическое значение.
Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Если встретится хоть ра__
На д__роге дикобра __,
По к__лючкам сразу
Узнаешь дикобрáза. (В. Степанов)
• Подчеркни слово, которое будет проверочным для выделенного слова.
5*. Прочитай. Подчеркни слова из скобок, которые будут проверочными для выделенной орфограммы.
Ска з ка (сказочка, сказочник, присказка).
Сла д кий (слáденький, слáдко, слáдость).
Кре п кий (крéпко, скрéпка, крепúть, закрепúть).
Лё г кий (лёгонький, лёгкость, легкó, легóнько).
6*. Прочитай. Запиши, заменяя в каждом слове выделенный звук буквой или буквами.
бро[ф’]
фла[к]
ёр[ш]
ука[с]ка
кро[т]
кно[п]ка
штра[ф]
уро[к]
ё[ш]
кра[с]ка
наро[т]
ры[п]ка
• Выпиши любые два записанных слова, а рядом с каждым словом запиши проверочное.
Выпиши из орфографического словаря учебника (часть 2, с. 134—135) любые четыре слова с парным согласным на конце слова. Рядом с каждым словом запиши проверочное.
Рассмотри рисунки. Запиши название каждого предмета. Подчеркни в словах изученные орфограммы.
• Составь и запиши предложение с любым словом.
9*. Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность предложений в тексте.
Гололёд
Ночью грянул мороз.
Днём была оттепель, и снег на земле стал рыхлым.
Птицам не достать из-под неё пищу.
На снегу образовалась крепкая ледяная корка.
• Подготовься объяснить написание выделенных в словах букв.
• Выпиши из составленного текста предложение, которое будет ответом на вопрос: «Почему птицам нельзя было достать пищу?»
________________________________________________
________________________________________________
10*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст. Запиши заголовок перед текстом.
____________________________
Хоро__ зимний д__нёк. На з__мле лежит мя__кий сне__. Летят лё__кие снеж__´нки. На катке гла__кий лё__. Мальчикам вес__ло. Быстр__ скол__зят к__ньки по л__ду. Дев__чки идут по доро__ке к берё__ке. На ветках с__дели синички. Дети полож__´ли в корму__ку хле__ и пш__но. Птицы были рады.
• Подчеркни слова, написание которых вызвало у тебя затруднение.