ТЕМА 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
3.1. Содержание и классификация финансовой политики
3.2. Государственная (муниципальная) финансовая политика
3.3. Частнохозяйственная (корпоративная) финансовая политика
3.4.Особенности финансовой политики в Российской Федерации
Финансовая политика представляет собой систему мер органов публичной власти и хозяйствующих субъектов в области формирования и использования публичных и частнохозяйственных финансовых ресурсов и доходов, обеспечивающую реализацию целей и задач политики экономического и социального развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.
Структурные элементы финансовой политики:
Элементы финансовой политики | Характеристика элементов финансовой политики |
1.Объекты | Финансовые ресурсы, доходы и расходы субъектов финансовых отношений публичных и частных субъектов финансовых отношений |
2. Субъекты и концепция развития финансов; | Органы законодательной и исполнительной публичной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), Собственники (участники) и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении частнохозяйственной финансовой политики). |
3.Приоритетные направления; | Цели, задачи и приоритеты экономической и социальной политики органов публичной власти и организаций |
4. Конкретные меры, формы и методы реализации (инструментарий); | Формы,методы и инструменты, составляющие содержание финансового механизма управления финансами и одновременно инструментарий реализации финансовой политики |
5. Классификационная структура | 1.По отраслям системы финансов; 2.По содержанию 3.По функциональному признаку; 4. По характеру целей. 5.По срокам |
Классификационная структурафинансовая политики
Признак | Классификация |
1.По отраслям системы финансов; | -государственная (муниципальная) -частнохозяйственная (корпоративная) |
2.По содержанию | 1) налоговой политики; 2) бюджетной политики 3) ценовой политики 4) таможенной политики 5) социальной политики; 6) инвестиционной политики 7) политики в области международных финансов. |
3.По функциональному признаку; | - доходную, - расходную - контрольную |
4. По характеру целей. | 1.Финансовая стратегия: финансовая защита, финансовая независимость, финансовая свобода. 2. Финансовая тактика |
5.По срокам | Краткосрочная финансовая политика формируется в рамках одного года. Среднесрочная финансовая политика – от 1года до 3-х лет. Долгосрочная финансовая политика – это политика в рамках 5 и более лет. |
ВИДЫГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
1) федеральную, региональную и местную финансовую политику (по территориальному признаку);
2) стимулирующую и сдерживающую финансовую политику (по признаку целевой направленности);
3) политику регулирования экономики и политику социальной сферы (по взаимосвязи с объектами финансового регулирования);
4)денежно-валютная политика и политика государства в страховой сфере (по взаимосвязи с финансовыми рынками)
5) бюджетную и внебюджетную политику, политику в области государственных заимствований и финансовых резервов (по отношению к звеньям системы публичных финансов);
6) таможенную протекционистскую и преференциальную, вывозную и ввозную финансовую политику (по характеру регулирования финансовых и встречных им товарных потоков через таможенную границу страны).
ВИДЫЧАСТНОХОЗЯЙСТВЕННОЙ (КОРПОРАТИВНОЙ) ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
1) финансовая политика компании в целом и финансовая политика в отношении обособленных подразделений компании;
2) агрессивная, умеренная и сдерживающая финансовая поли тика;
3) политика поглощения, слияния и разделения;
4) политика финансового оздоровления путем восстановления платежеспособности и санации;
5) политика ориентации на рентабельность или на ликвидность;
6) финансовая политика по видам финансовой деятельности: ценовая, дивидендная, учетная, налоговая, инвестиционная, долговая и т.д.;
7) финансовая политика коммерческих, некоммерческих, кредитных организаций, страховых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Финансовые проблем, требующие адекватной корректировки финансовой политики, особенно в условиях усиливающихся санкций со стороны западных стран
■ рост ВВП достигается преимущественно за счет добывающих отраслей и отраслей первичной переработки природного сырья;
■ сохраняется высокая зависимость государственных финансов от нефтегазовых доходов;
■ средства ФНБ РФ направляются опять же в основном на инвестиционную поддержку государственных сырьевых компаний («Газпром», «Роснефть» и др.);
■ сохраняется практика построения бюджета преимущественно от доходов с характерными для него искусственным профицитом и избыточными финансовыми резервами, не используемыми в интересах развития национальной экономики;
■ застопорилась пенсионная реформа (средняя пенсия не покрывает стоимости прожиточного минимума, не работает накопительная система, растет дефицит бюджета ПФР);
■ сохраняется низкий уровень оплаты труда основной массы работников.